Портал образования. Финансовая грамотность для детей. Уроки финансовой грамотности для младших школьников Зачем нужен свой мониторинг финансовой грамотности

Гаврилюк Виктория Владимировна
Должность: учитель музыки и экономики
Учебное заведение: МАОУ "Лицей "Солярис"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: статья
Тема: "Реализация курса "Финансовая грамотность" в школе в рамках введения ФГОС".
Дата публикации: 09.01.2018
Раздел: среднее образование

«Реализация курса «Финансовая грамотность» в школе

в рамках введения ФГОС».

Программы

обучения

действующей

российского

образования

охватывают

практически

жизнедеятельности

современного человека, что обеспечивает качественную подготовку школьников

взрослой

Исключением

недавнего

являлась

практическая подготовка учеников к нынешним экономическим условиям, то

есть финансовая грамотность детей. И это несмотря на то, что Россия входит

в список стран с высоким уровнем развития экономики.

2016 году этот пробел образовательной программы школьников устранен

– в российских школах ввели уроки финансовой грамотности, в ходе которых

детей не только учат бережно обращаться с деньгами, но и рассказывают, как

можно и нужно отстаивать свои права в случае необходимости.

Сокровищница житейской мудрости богата поговорками, пословицами и

афоризмами, которые говорят о пользе как накопления, так и траты денег. В

условиях, современной экономики, в ситуации инфляции наша задача научить

детей правильно оценивать финансовую ситуацию в постоянно меняющихся

экономических условиях не только для ведения будущей профессиональной

деятельности, но и в рамках семьи.

Молодость – это время больших возможностей и важных финансовых

решений. Поэтому важно повышать финансовую грамотность уже с раннего

возраста, ведь впереди в жизни будет много важнейших финансовых решений,

ошибка в принятии которых может даже ухудшить уровень жизни и отдалить

важные финансовые цели.

процессе

внедрения уроков

финансовой

грамотности в

первую очередь необходимо было решить два основных вопроса:

Предоставление необходимой информации - разработка учебников с

Подготовка

преподавательского

обучения

дисциплине.

сегодняшний

проблема

подготовки

качественных учебных материалов. В их создании принимали участие самые

специалисты:

банковские

работники,

преподаватели,

финансисты,

сотрудники кафедр менеджмента и экономики, работники органов образования

и другие.

Учителям

пришлось

обучение

спецкурсах,

познакомились с основами финансово-экономических отношений.

Школьный

финансовой

грамотности охватывает

следующие

понятия и темы:

составление и расчет семейного бюджета;

денежные операции в банках и других структурах;

сделки, связанные с риском;

денежные вознаграждения;

наличие ответственных органов за финансовые услуги;

личные сбережения - излишество или прок;

тонкости кредитов и депозитов;

права и обязанности участников финансово-экономических отношений;

управление денежными потоками;

агрессивная политика банков;

активы и пассивы (доходы и расходы);

страхование и пенсионные выплаты;

наличие и безопасное использование пластиковых карт.

Реализация курса возможна в различных сферах образования:

Проектная деятельность;

Внеурочная деятельность;

Интеграция в урочную деятельность;

Внеклассная работа;

Социальное партнерство.

Главные аспекты при реализации курса.

метапредметность

межпредметностью,

выступают

Приставка

означает

«через», «над», то есть подразумевает выход за рамки предмета; усвоение

знаний не самих по себе, а в применении к жизненным ситуациям и разным

областям деятельности человека.

формирование

финансовой

грамотности

школьников

пример реального применения метапредметных принципов в школе сегодня.

Бесспорно, для такой обширной и сложной темы нужны новые дисциплины, в

частности экономика, которая начинает вводиться в программы обучения. Но и

базовые предметы могут внести большой вклад в освоение курса.

Практически

использовать

элементы

финансовой грамотности. Решая задачи, которые включают в себя величины

цены, количества, стоимости, проценты, учащиеся учатся теоретически решать

финансовые

проблемы.

литературы

происходит

обсуждение

ситуаций,

связанных

прочтением

произведений,

упоминаются

различные

социальные

финансовые

ситуации,

учащимися

высказывается

собственная

формируется

устойчивое

понимание

правильной модели социального и финансового поведения. Уроки истории,

географии, обществознания дают больше возможностей включать элементы

финансовой грамотности и социальной компетентности учащихся.

2. Учебные пособия - это не догма, а руководство к действию.

Программа

Финансовой

грамотности

составлена

таким образом, чтобы она могла легко трансформироваться.

Надо понимать, что

учитель не ставит цель вырастить из ученика

банковского

работника

инвестиционного

аналитика.

финансовая грамотность - это совокупность БАЗОВЫХ знаний в области

финансов, банковского дела, страхования, а также бюджетирования личных

финансов,

позволяют

человеку

правильно

подбирать

необходимый

финансовый

оценивать,

которые могут возникнуть в ходе их использования, грамотно накапливать

сбережения

определять

сомнительные

(мошеннические)

вложения

3. Основной вид деятельности - игры и кейсы.

Игра является одной из форм активного обучения.

Игровые виды деятельности учащихся на уроках создают атмосферу

естественного общения. При этом у детей снимается ненужное напряжение и

повышается

учебному

процессу.

позволяет

спрятанные

возможности,

непременно

приводят

школьника

успешному освоению материала. Позволят они и сформировать необходимые

общественной

практики

воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности. Играя, ученики

аукционов,

выпускают

составляют

семейный бюджет, сталкиваются с финансовыми задачами, которые решают

взрослые

повседневной

соотносить

происходящее

реальностью.

тренирует

обращения

деньгами и воспитывает финансовую ответственность.

кейс-метод,

конкретных

ситуаций, метод ситуационного анализа) - техника обучения, использующая

описание

реальных

экономических,

социальных

бизнес-ситуаций.

Обучающиеся

исследовать

ситуацию,

разобраться

предложить

возможные

основываются

реальном

фактическом

материале

приближены

реальной ситуации.

4. Финансовая грамотность - элемент социализации.

Школа, как социальный институт, должна готовить к жизни. А жизнь -

академические

Финансовая

культура

современном

развитом и быстро меняющемся мире стала еще одним жизненно необходимым

элементом в системе навыков и правил поведения. Финансовая грамотность

позволит

человеку

зависеть

обстоятельств,

системы. Образованный человек сам станет выбирать те пути в жизни, которые

будут для него наиболее привлекательными, создавая материальную основу для

дальнейшего развития общества».

Финансовая грамотность - это инструмент, и наша задача - научить

школьников пользоваться этим инструментом.

5. Деятельность учащихся на занятии.

Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать -

Основная

особенность

деятельностного

заключается

деятельности обучающихся. Дети «открывают» новые знания сами в процессе

самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет

эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных

алгоритмов

действия.

полученные

приобретают

личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по

Безусловно,

реализации

«Финансовая

грамотность»

обойтись

помощников.

Существует

обучению

школьников

финансовой грамотности, а также игры, олимпиады и тестовые задания.

Финансовая грамотность в школе

Ваши финансы

Сайт «Экономика для школьника»

Портал Хочу. Могу. Знаю

финансовой

грамотности, чтобы завтра им было легче вступить во взрослую жизнь, а для

кого-то - определиться с выбором будущей профессии.

Быть финансово грамотным сегодня не только важно, но и престижно.

Ведь правильное распоряжение финансами - верный ключ к богатству и

И как сказал Роберт Кийосаки:

"Если вы считаете, что обучение стоит дорого,

попробуйте узнать, сколько стоит невежество".

В 2015/ 2016 учебном году в 8 калининградских образовательных учреждениях прошла апробация экспериментального курса по финансовой грамотности для школьников.

Одновременно с Калининградской области апробация занятий по финансовой грамотности прошла еще в четырех регионах-участниках Проекта: Волгоградской, Архангельской областях, а также в Алтайском и Краснодарском краях.

В нашем регионе в апробации приняли участие девять общеобразовательных учебных заведений: школы №12, 31 и 47 города Калининграда, Луговская школа Гурьевского района, лицей №10 города Советска, Кадетский корпус им. А. Первозванного, а также Колледж сервиса и туризма и Колледж предпринимательства. В целом, в занятиях по финансовой грамотности приняли участие более 1000 учеников.

В школьном расписании для экспериментальных занятий было предусмотрено 17 учебных часов (то есть 1 час в неделю), удвоенное число для 10-11 классов – 34 часа (2 часа в неделю). При этом, учебные материалы для 10-11 классов распределены по профилям: для экономического, юридического, математического профиля и базового уровня.

В рамках курса были предусмотрены два этапа мониторинга уровня финансовой грамотности учителей и родителей: «входное» (предварительное) и итоговое тестирования.

Всего для апробации уроков было разработано 83 учебника, входящих в 17 учебно-методических комплектов. Специально разработанные учебники по финансовой грамотности предусмотрены для разных групп учащихся: 2-4 классы, 5-7 классы, 8-9 классы и 10-11 классы общеобразовательных школ, а также студенты учреждений среднего профессионального образования и учащиеся школ-интернатов. Также разработаны методические рекомендации для педагогов, контрольно-измерительные материалы, дидактические материалы для родителей и пособия для индивидуальной работы. Для индивидуальных занятий материалы разделены на модули: «Банки», «Фондовый рынок», «Собственный бизнес», «Финансовые риски», «Страхование», «Пенсионное обеспечение».

По итогам апробации будет учтен опыт регионов, в которых проводилась апробация, учебные материалы будут откорректированы и распространены по всей России до конца 2018 года.

Учебно-методические материалы доступны для скачивания:

2 – 4 классы общеобразовательной организации (начальная ступень)

Программа курса составлена для 2–3 классов (автор материалов для учащихся - С. Федин) и 4 класса (автор материалов для учащихся - Г. Гловели). В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, описаны формы и методы организации образовательного процесса, а также дан перечень учебно-методических и материально-технических ресурсов.

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразовательной организации. В 2-х частях


Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги. В этом ему как раз поможет это пособие. В занимательной форме здесь изложены начальные базовые понятия из мира денег и показана их роль в нашей жизни; рассказано, на что тратятся деньги, как с умом управлять ими, как защититься от мошенников и ещё о многом другом.

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразовательной организации

Из этой книги учащиеся узнают о мире денег: как и откуда они появились, какими они бывают, в чём разница между наличными и безналичными деньгами, что такое семейный бюджет и почему важно его правильно планировать, как люди повышают свои доходы, как защититься от мошенников и о многом другом.

5 – 7 классы общеобразовательной организации (основное общее образование)


В пособиях рассказано о сложном мире денег и основных правилах поведения человека в нём. Подробно объясняется, откуда берутся доходы семьи, что такое семейный бюджет и почему важно его правильно планировать. Значительное место отводится защите человека от риска потери денег и имущества, взаимодействию государства и семьи, возможности улучшения финансового состояния человека за счёт организации собственного бизнеса. Пособия написано легким, хорошо понятным школьникам языком и может служить основой для проведения занятий в классе, подготовки самостоятельных проектов и решения финансовых задач совместно с родителями.

8 – 9 классы общеобразовательной организации (основное общее образование)

Материалы призваны ознакомить подростков с основами рационального финансового поведения – как разумно организовать и оптимизировать будущий семейный бюджет, что надо делать для повышения личного и семейного благосостояния, почему важно предусмотреть возможность финансовых потерь и как их минимизировать, как научиться смолоду управлять своими финансами, чтобы иметь безбедную старость, и др.

10 – 11 классы общеобразовательной организации (среднее общее образование)


В пособиях в доступной форме изложены основные аспекты управления личными финансами с учётом современных тенденций развития финансового сектора экономики и действующего законодательства. Содержащиеся в пособии задания направлены на развитие познавательной активности обучающихся, самостоятельности и инициативности в области управления личными финансами.

10 – 11 классы общеобразовательной организации. Математический профиль (среднее общее образование)


В пособии содержится математическое описание традиционных для дисциплин по финансовой грамотности вопросов: простых и сложных процентов, учёта разновременных финансовых потоков, расчёта цены финансовых инструментов и оценки инвестиционных проектов. Значительное место отводится примерам решения задач. Для описания и оценки рисков, связанных с финансовыми операциями, активно используются понятия теории вероятностей и математической статистики. Материалы носят избыточный характер и предполагают возможность школьника самостоятельно освоить разделы, касающиеся теории вероятностей и статистики.

10 – 11 классы общеобразовательной организации. Экономический профиль (среднее общее образование)

Курс посвящён ключевым вопросам функционирования современных финансовых институтов и механизмам взаимодействия человека с ними. В рамках курса рассматриваются такие финансовые понятия, как коммерческие банки, инвестиционные фонды, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионные фонды и др., раскрывается их суть и показано место в финансовой жизни современной России.

Материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся образовательных организаций среднего профессионального образования


В пособиях в простой и доступной форме излагаются вопросы финансового благополучия семьи и распоряжения денежными средствами. Помимо таких стандартных тем, как сбережения, кредит, страхование, налоги и пенсии, рассматриваемых в пособии, освещены правовые аспекты взаимоотношений сотрудников с работодателем, вопросы трудоустройства и карьерного роста, организации частного предпринимательства, меры защиты от финансового мошенничества и др. Участвуя в разборе реальных жизненных ситуаций и бизнес-кейсов, в групповых проектах и дискуссиях и выполняя задания на поиск и анализ данных, обучающиеся готовятся к использованию полученных знаний на практике.

Нестерова И.А. Финансовая грамотность в школе // Энциклопедия Нестеровых

В 2017 году было принято внедрить уроки по финансовой грамотности в школы. Данная инициатива вызвала бурление в обществе. Далеко не все родители и учителя пришли в восторг от нового предмета. Попробуем разобраться, зачем нужна финансовая грамотность.

Понятие финансовой грамотности

В 2017 году с первого сентября в школах ряда регионов, таких как Татарстан, Саратовская, Волгоградская, Томская, Калининградская области, Краснодарский, Ставропольский и Алтайский края появился новый предмет – финансовая грамотность. В этой связи встал вопрос, а кто же преподает финансовую грамотность в школе? В большинстве школ эта миссия досталась учителям математики, обществознания или ОБЖ, так как предмет "экономическая теория" есть не во всех школах.

Прежде чем обращаться к вопросу: нужна ли финансовая грамотность в школе, и кто должен её преподавать, следует сформировать понимание того, что же такое финансовая грамотность .

Особый интерес к данному понятию проявляли европейские и американские ученые. Отдельно нужно выделить тот факт, что в странах ЕС и США финансовая грамотность поддерживается на уровне государства. Изучив зарубежный опыт, можно выделить следующий список авторов, чьи труды в сфере развития финансовой грамотности населения, достижения признаны во всем мире: Р. Кийосаки, Б. Шефер, Н. Хилл, Дж.С. Клейсон, Д. Рон, У. Уоттлз.

К сожалению, со времен лихих девяностых, когда доверчивые граждане несли деньги мошенникам, сильных изменений ни в отношении к деньгам, ни в навыках распоряжения ими в России не отмечено. Люди продолжают бездумно брать кредиты и активно обращаются в микрофинансовые учреждения.

Трактовка термина "финансовая грамотность"

Определение

Г.В Белехова

Финансовая грамотность – органичное сочетание знаний, информированности, практических умений, индивидуального отношения и конкретного поведения отдельного человека или домохозяйства при принятии решений относительно денежных средств и других финансовых ресурсов в целях достижения собственного экономического благополучия

М. Ю. Шевяков

Финансовая грамотность – способность использовать знания и навыки управления финансовыми ресурсами для обеспечения собственного благосостояния и финансовой безопасности.

Финансовая грамотность – способность интерпретировать, обобщать, вычислять и развивать независимые суждения относительно денежных ресурсов и принимать на основе этого меры, чтобы процветать в сложном финансовом мире

М.Овчинников

Финансовая грамотность – способность потребителей финансовых услуг использовать имеющуюся информацию в процессе принятия решений:

  1. при осуществлении специальных расчетов
  2. оценке риска
  3. сопоставлении сравнительных преимуществ и недостатков той или иной финансовой услуги

О.Е. Кузина

Финансовая грамотность – это знания и навыки в области финансов, которые должны применяться в повседневной жизни и приносить положительные финансовые результаты.

Всемирный Банк

Финансовая грамотность – способность человека принимать обоснованные решения по использованию и управлению своими деньгами.

Министерство финансов

Великобритании

Финансовая грамотность – умение жить согласно текущему уровню доходов, вести учёт средств и планировать, в том числе, свои пенсионные сбережения, грамотно использовать финансовые инструменты, а также быть в курсе текущих финансовых событий.

Доклад о финансовой грамотности

Финансовая грамотность – это знание, понимание финансовых концепций (понятий) и рисков, а также навыки, мотивация и уверенность в применении данных знаний и понятий при принятии эффективных решений по целому ряду финансовых ситуаций, чтобы улучшить финансовое благополучие отдельных лиц (граждан) и общества в целом в экономической жизни.

Все подходы к трактовке финансовой грамотности представленные в таблице выше можно условно разделить на три типа:

  1. финансовая грамотность как способность
  2. финансовая грамотность как знание
  3. финансовая грамотность как навык

Особенностью финансовой грамотности в России является её низкий уровень и полное отторжение населением всех инициатив государства, направленных на её повышение. При этом итоги опросов и исследований неутешительны. Последние исследования НАФИ показывают: не более 10 процентов российских семей планируют свои расходы на срок более месяца .

Отношение к урокам финансовой грамотности в современной России

В условиях современной школы внедрение финансовой грамотности как отдельного предмета или как части программы по изучению обществознания и экономики столкнулось с острым нежеланием учителей и родителей не просто преподавать, но и осознавать необходимость учить ребенка обращению с деньгами. Глубоко неграмотные в финансовом плане и закредитованные педагоги и родители упорно не хотят понимать, что ребенок не сможет стать успешным без определенных финансовых навыков.

Многие считают, что внедрение финансовой грамотности ухудшит знания других предметов и сделает ребенка меркантильным. Опасения родителей понятны. Уровень знания русского языка в школах невысок. Эту проблему отрицать нельзя. Однако финансовая грамотность – это не танцы или религия, а предмет, напрямую связанный с реальностью, в которой живет современный мир.

Начиная с 2016 года, когда совместная инициатива Министерства финансов, Центрального Банка и Министерства науки и образования начала приобретать реальные очертания, в социальных сетях, на форумах, в комментариях к специализированным статьям кипят нешуточные страсти. Типичные комментарии в Интернете на эту тему можно посмотреть в таблице ниже.

Комментарии о финансовой грамотности в школе

Положительные комментарии

Отрицательные комментарии

Нейтральные

Финансовая грамотность сейчас нужна всем. Подросткам тоже необходимо доводить достоверную информацию о кредитах, займах и т.д. А то у них одна песня: купите, родители, телефон последней модели, возьмите кредит, если денег нет. А то, что кредит – это жуткая долговая яма, это они не понимают. Вот им и нужно разъяснить, что да как на самом деле. Вопрос только, с какого класса нужно ввести финансовые предметы. Мне кажется, класса с 9-го, когда у них уже паспорт есть и какие-то серьезные взгляды на окружающий мир появляются. Ниже писали о необходимости разработки специальных программ, это я поддерживаю, только теория не разъяснит все нюансы.

Против. Уроки финансовой грамотности дети должны получать вместе с умением распоряжаться собственными деньгами! И лучше семьи показать детям об их стоимости не сможет никто. А вопросы устройства финансовой системы страны, налоги и банковские услуги дети изучают в рамках обществознания.

Грамотность лишней не бывает. Другой вопрос, что предметов в школе и так слишком много. Пора уже вводить систему обязательных предметов + на выбор ученика. Чтоб сам себе специализацию выбирал. В 9кл. можно начать преподавать азы экономики, а дальше на выбор (факультативно). но только кто будет преподавать? Где взять учителей экономики? РS: в мое время в школе тоже пытались преподавать экономику. Начали с древнеримских времён. Ужасный был предмет, абсолютно для меня бесполезный. А кому то может в кайф. Узнает как деньги зарабатывать и с 14лет в бизнес пойдет, автомойку откроет.

Я мама двух детей и убеждена, что уроки финансовой грамотности необходимы для детей и подростков. У них уже сегодня в 7, 8 лет имеются карманные деньги и как ими распоряжаться правильно, лучше получить навык в юном возрасте. Финансовая грамотность это реалити жизни и если ты "вооружен", значит меньше набьешь шишек. Наша семья за!!!

Однозначно нет, по мне как родителю важнее качественное преподавание основных предметов.

Здравствуйте. Прекратите уже заниматься экспериментами над нашими чадами. Каждый второй школьник имеет ту или иную проблему со здоровьем. Им надо вводить в школах дополнительный сон, усиленный витаминно-фруктовый обед и двух часовую прогулку. А вы дополнительно хотите нагрузить школьников? Для чего? Чтобы поставить очередную галочку? Экспериментальная программа "Планета знаний" не оправдала себя, а между тем по ней продолжают обучать детей, так как учебники закуплены. Тут то же? Учебные пособия некуда деть? Категорически против данной инициативы! Для начала пусть школы усиливают уровень преподавания основных дисциплин в школах. А то без репетитора никуда…

Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации ».

В 8–9 классах дети обучаются в возрасте 14–16 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира.

Вместе с тем учащиеся 8–9 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи.

В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, нежели в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета.

Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников как на электронных, так и на бумажных носителях.

Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге (по сравнению с предыдущими классами) финансовых отношений.

Финансовая грамотность: учебная программа. 8 – 9 классы общеобразовательной организации (основное общее образование)


В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, описаны формы и методы организации образовательного процесса, а также дан перечень учебно-методических и материально-технических ресурсов.

Учебная программа


Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8 – 9 классы общеобразовательной организации

Материалы призваны ознакомить подростков с основами рационального финансового поведения – как разумно организовать и оптимизировать будущий семейный бюджет, что надо делать для повышения личного и семейного благосостояния, почему важно предусмотреть возможность финансовых потерь и как их минимизировать, как научиться смолоду управлять своими финансами, чтобы иметь безбедную старость, и др.


Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8 – 9 классы общеобразовательной организации


Для каждого занятия определены цели (осваиваемые понятия, знания, компетенции), даны формы занятий и средства обучения. Пошагово описана организация учебной деятельности для достижения поставленных целей. Подобран дополнительный материал для учителя, который поможет ему при объяснении финансовых явлений или процессов. В конце каждого занятия предлагаются темы для проведения дискуссий как на занятиях, так и в кругу семьи.

Методические рекомендации для учителя



Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8 – 9 классы общеобразовательной организации

Материалы призваны помочь семье научиться совместно с детьми решать возникающие финансовые проблемы. Характер материалов различен: это вопросы для совместного обсуждения финансовых тем, задания типа финансового тренажёра с ответами, дополнительные сведения по изучаемой теме для самих родителей. Предлагаются практические советы, которые позволят взрослым стать финансово грамотными и успешно справляться с финансовыми проблемами, а также научить этому своих детей.

C 1 сентября в российских школах начались занятия по финансовой грамотности. Пока - факультативно, а в дальнейшем - в рамках предметов обществознание, ма-тематика, ОБЖ, история и география. Первопроходцы - Татарстан, Саратовская, Волгоградская, Томская, Калининградская области, Краснодарский, Ставропольский и Алтайский края.

Корреспондент "РГ" ознакомился с учебниками, по которым будут заниматься не только дети, но и родители и педагоги со 2-го по 11-й классы. Для них выпустили материалы, разработанные в рамках проекта Минфина РФ и Всемирного банка "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ".

О том, как правильно воспитывать в себе и своем ребенке бережное отношение к деньгам и стоит ли материально поощрять детей, на своем примере рассказал директор проекта Андрей Бокарев.

Андрей Андреевич, дети в последние годы намного чаще стали сами покупать товары, использовать мобильные приложения, пластиковые карты... И все это - подражая взрослым. А насколько сами россияне подкованы в финансовых вопросах?

Андрей Бокарев: Все социсследования показывают, что мы далеко не аутсайдеры в вопросах финграмотности, скорее уверенный "середнячок". Есть очевидные лидеры - Великобритания, Австралия, Новая Зеландия. Их лидерство обусловлено тем, что они к пониманию важности финграмотности пришли 20 лет назад, тогда же у них появились первые программы, которые другие страны используют для тиражирования опыта. Причем Россия соседствует в рейтингах со странами, для которых характерен высокий уровень дохода на душу населения, что еще раз доказывает, что проблемы финграмотности свойственны всем странам, независимо от стадии экономического развития.

Что отличает именно нас?

Андрей Бокарев: Одна из ключевых проблем заключается в том, что в России люди не осознают важность и значимость финансового планирования своего бюджета. К сожалению, последние исследования НАФИ показывают: не более 10 процентов российских семей планируют свои расходы на срок более месяца. Другая проблема - люди не знают, куда они могут обратиться за защитой своих прав в случае недобросовестного оказания им финансовых услуг. Многие считают, что этими вопросами занимается Сбербанк. К сожалению, редко упоминают Центробанк и Роспотребнадзор, мало кто вспоминает про общества защиты прав потребителей. Но даже если респонденты и знают, куда идти со своими претензиями, то более 60 процентов из них не станут этого делать, будучи уверенными, что у них нет шансов выиграть в споре с банками. Хотя практика показывает, что почти в 90 процентах судебных исков решение выносится в пользу пострадавшей стороны. Ситуация небезнадежна.

Люди привыкли учиться финансовой грамоте на своих ошибках. Видимо, лучше, если знания и навыки прививают с детства. Но с какого возраста и нужно ли?

Андрей Бокарев: Однозначно нужно. Дети в школах проходят много предметов, знания по некоторым из них вряд ли им пригодятся в повседневной жизни, если, конечно, конкретная наука не станет их призванием. К примеру, если вы не математик или инженер по профессии, то не думаю, что когда-нибудь вы вспомните про таблицы интегралов или про тангенсы с котангенсами. А вот все, что связано с финансами, - это наша с вами реальность.

В прошлом году 5 регионов попробовали пройти курс финграмотности. Сколько россиян сделали первый шаг?

Андрей Бокарев: В тестировании тогда участвовали более семи тысяч детей, родителей и педагогов. Учебники получили одобрение, и уже с нового учебного года многие школы в пилотных регионах начинают по ним преподавать финансовую грамотность. Сейчас под эгидой минобрнауки идет работа по включению основ финансовой грамотности в курс обществознания. Впоследствии мы планируем включить отдельные аспекты курса в другие школьные предметы, к примеру, в курс математики. Это может быть цикл задач на решение простейших ситуаций семейного бюджета.

Допустим, школа выразила готовность обучать детей финграмотности. Кто будет ее преподавать?

Андрей Бокарев: Сейчас мы занимаемся созданием федеральных и региональных методических центров. До конца 2017 года в этих центрах пройдут обучение свыше 15 тысяч преподавателей, которые в дальнейшем будут в школах вести уроки. Пройти курс и получить сертификат может учитель любой квалификации. Но мы полагаем, что львиная доля участников придется на учителей обществознания.

Родители стараются обеспечить самостоятельность ребенка тем, что выдают ему деньги на карманные расходы. Какой суммой, на ваш взгляд, следует ограничиться, чтобы не избаловать ребенка?

Андрей Бокарев: Сколько давать ребенку на карманные расходы, каждая семья решает самостоятельно в зависимости от достатка. Однозначного ответа нет. С точки зрения того, нужно ли это делать, считаю, что карманные деньги у детей должны быть. Дети должны на личном опыте ощутить ценность денег.

Большая ответственность лежит на родителях, которые должны донести до детей, что деньги берутся не из ящичка комода, что в семье есть ограниченный бюджет. И с определенного возраста, условно с 8-10 лет, уже можно подключать ребенка к обсуждению семейных расходов. Участие в планировании бюджета позволит ему чувствовать себя полноценным членом семьи. Сейчас, к сожалению, 77 процентов российских семей, имеющих детей, вообще не разговаривают с ними о деньгах. Нет такой традиции, нет и практических навыков.

Финансовой грамоте обучат воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов

В свое время британские коллеги столкнулись с тем, что больше 60 процентов молодых людей, заканчивающих школы и колледжи, оказались закредитованными. И неудивительно: подростки снимают жилье, активно пользуются гаджетами, делают покупки в Интернете. Именно эта ситуация заставила британцев прививать основы финграмотности детям еще в школе.

Вот у ребенка есть деньги от мам-пап, бабушек-дедушек. Что делать дальше: навязчиво советовать ребенку, как лучше потратить средства, или позволить ему распоряжаться первыми финансами?

Андрей Бокарев: Чтобы воспитывать у ребенка ответственное отношение к деньгам, ему необходимо дать возможность самому решать, на что их тратить. Родители должны помочь лишь советом, например, как на карманные деньги накопить на покупку.

Очень показателен простой арифметический расчет. Предложите ребенку, к примеру, отказаться от вредных лакомств - чипсов или газировки. Таким образом, в день он сможет сэкономить условно 50 рублей - на первый взгляд кажется немного, а в месяц - уже полторы тысячи рублей, за год набегает 18 тысяч. Или предложите поделить деньги на две части: первую пусть он тратит на что угодно, вторую - в копилку. Даже если он не послушает вас и решит "спустить" деньги на мелкие каждодневные радости, не надо его за это "пилить". Просто в следующий раз, когда он заведет разговор о новом телефоне, дайте ему понять, что пустые траты не ведут к осуществлению мечты.

77 процентов семей в России не говорят с детьми о деньгах, так как родители не ведут учет своих расходов и доходов

А как у вас происходит в семье?

Андрей Бокарев: Моему сыну шесть лет. И он достаточно сдержан в своих желаниях. У нас не бывает такого, что, проходя мимо витрины магазина, он тыкал пальцем в игрушки с криками: "Хочу, хочу, хочу!" С ним совершенно спокойно можно гулять по детским магазинам. Если ему что-то понравится, он может аккуратно потянуть за руку и признаться в этом, безо всяких истерик. Сейчас он поехал с бабушкой и дедушкой отдыхать, и я ему, конечно же, с собой выдал денежку. Знаю, что он хотел водяной пистолет, и он там его себе купил. Но заодно он купил и подарок маме с папой. Хотя ему никто не говорил, что он должен что-то привезти. Он сделал это сам.

mob_info