Аттестация аудиторов и организация аудиторской компании. Порядок проведения аттестации аудиторов в россии. Что нужно знать

I. Область знаний: «ПРАВО»
Тема 1. Юридическое лицо как субъект гражданских правоотношений
Тема 2. Организационно-правовые формы юридических лиц
Тема 3. Корпоративное управление в коммерческих организациях
Тема 4. Объекты гражданских прав
Тема 5. Сделки
Тема 6. Представительство. Доверенность
Тема 7. Право собственности и иные вещные права
Тема 8. Обязательства, способы их обеспечения, порядок и сроки исполнения и взыскания
Тема 9. Гражданско-правовой договор
Тема 10. Правовое регулирование трудовых отношений
Тема 11. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
Тема 12. Внешнеэкономическая деятельность. Валютное регулирование и валютный контроль
Тема 13. Несостоятельность (банкротство) организации
Тема 14. Правовое регулирование деятельности организаций финансового сектора экономики
Тема 15. Основы системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в Российской Федерации. Основы системы противодействия коррупции

II. Область знаний: «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ»
Тема 1. Регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации
Тема 2. Общие требования к ведению бухгалтерского учета, составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности в Российской Федерации
Тема 3. Порядок представления и раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с российскими правилами бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (РСБУ)
Тема 4. Учет основных средств
Тема 5. Учет затрат на освоение природных ресурсов
Тема 6. Учет нематериальных активов
Тема 7. Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы
Тема 8. Учет финансовых вложений
Тема 9. Учет материально-производственных запасов и незавершенного производства
Тема 10. Учет денежных средств и их эквивалентов
Тема 11. Учет расчетов и обязательств
Тема 12. Учет капитала, резервов и других источников финансирования организации
Тема 13. Учет финансовых результатов
Тема 14. Учет налога на прибыль
Тема 15. Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы
Тема 16. Учет операций в иностранной валюте
Тема 17. Учет совместной деятельности
Тема 18. Принципы подготовки и представления, раскрытие информации в финансовой отчетности в соответствии с МСФО
Тема 19. Формирование учетной политики в соответствии с МСФО
Тема 20. Порядок учета основных средств в соответствии с МСФО
Тема 21. Порядок учета нематериальных активов в соответствии с МСФО
Тема 22. Учет инвестиционной недвижимости в соответствии с МСФО
Тема 23. Учет обесценения активов в соответствии с МСФО
Тема 24. Порядок учета активов, предназначенных для продажи, в соответствии с МСФО
Тема 25. Учет договоров аренды в соответствии с МСФО
Тема 26. Порядок учета налогов на прибыль в соответствии с МСФО
Тема 27. Учет оценочных обязательств, условных обязательств и условных активов в соответствии с МСФО
Тема 28. Учет вознаграждений работникам в соответствии с МСФО
Тема 29. Учет финансовых инструментов в соответствии с МСФО
Тема 30. Учет операций по выплатам на основе акций в соответствии с МСФО
Тема 31. Порядок учета запасов в соответствии с МСФО
Тема 32. Учет выручки по договорам с покупателями в соответствии с МСФО
Тема 33. Учет валютных операций и пересчет финансовой отчетности в валюту представления в соответствии с МСФО
Тема 34. Учет затрат по заимствованиям в соответствии с МСФО
Тема 35. Оценка справедливой стоимости в соответствии с МСФО
Тема 36. Учет и раскрытие информации о государственных субсидиях и других формах государственной помощи в соответствии с МСФО
Тема 37. Порядок отражения в финансовой отчетности деятельности по разведке и оценке запасов полезных ископаемых в соответствии с МСФО
Тема 38. Учет операций объединения бизнесов, виды долевых инвестиций и консолидированная финансовая отчетность в соответствии с МСФО
Тема 39. Особенности формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций финансового сектора экономики

III. Область знаний: «НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Тема 1. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Субъекты налоговых правоотношений
Тема 2. Налоговое обязательство и его исполнение
Тема 3. Налоговый контроль. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
Тема 4. Налог на прибыль организаций
Тема 5. Налог на добавленную стоимость
Тема 6. Акцизы
Тема 7. Налог на доходы физических лиц
Тема 8. Имущественные налоги
Тема 9. Налог на добычу полезных ископаемых
Тема 10. Страховые взносы

IV. Область знаний: « ФИНАНСЫ, ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ, ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА, УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ, ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ»
Тема 1. Финансы организации
Тема 2. Бюджетирование в системе управления финансами
Тема 3. Финансовый анализ и его методы
Тема 4. Анализ и оценка доходов организации
Тема 5. Анализ и оценка расходов организации и себестоимости продаж
Тема 6. Анализ и оценка финансовых результатов
Тема 7. Анализ и оценка внеоборотных активов
Тема 8. Анализ и оценка оборотных активов
Тема 9. Анализ и оценка рентабельности активов и собственного капитала
Тема 10. Анализ и оценка финансового состояния организации
Тема 11. Методы комплексного финансового анализа и оценки эффективности бизнеса
Тема 12. Основы финансового менеджмента
Тема 13. Управление рисками
Тем 14. Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля и внутреннего аудита

V. Область знаний: «АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Тема 1. Понятие и содержание аудиторской деятельности
Тема 2. Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации
Тема 3. Профессиональная этика аудиторов
Тема 4. Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций
Тема 5. Контроль качества работы аудиторов и аудиторских организаций
Тема 6. Общие принципы аудита финансовой отчетности и обязанности аудитора
Тема 7. Планирование аудита, оценка рисков и аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски
Тема 8. Аудиторские доказательства
Тема 9. Использование работы, выполненной другими лицами
Тема 10. Выводы и составление аудиторского заключения
Тема 11. Специальные области аудита
Тема 12. Задания по проведению обзорных проверок
Тема 13. Задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорных проверок финансовой информации
Тема 14. Сопутствующие аудиту услуги

Знание бухгалтерского учета

К квалификационному экзамену допускается претендент, получивший высшее образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.

Аттестат аудитора выдается саморегулируемыми организациями (СРО) при условии, что на дату подачи заявления о выдаче аттестата претендент имеет стаж работы, связанный с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением финансовой отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа должны приходиться на работу в аудиторской организации.

Регистрация на экзамен осуществляется слушателями самостоятельно на сайте Единой аттестационной комиссии (ЕАК) .

Квалификационный экзамен состоит из двух этапов: компьютерного тестирования и выполнения письменной работы. Компьютерное тестирование проводится каждый месяц. Претенденты, успешно сдавшие тестирование, допускаются к письменной работе. Сдача письменного экзамена организуется Единой аттестационной комиссией два раза в год, как правило, в декабре и июле.

Вы можете получить Заказ в нашем офисе (бесплатный самовывоз ) или заказать доставку. Доставка осуществляется курьерской компанией по всей территории России на основе индекса почтового отделения.

2.1. Органы, осуществляющие государственное регулирование аудиторской деятельности в РФ

Для обеспечения независимости аудита и его принципов (компетентности, конфиденциальности и пр.) необходимо регулирование аудиторской деятельности как со стороны государственных органов (государственное регулирование), так и со стороны общественных аудиторских организаций (саморегулирование).

Концепции регулирования аудиторской деятельности в мировой практике различны. В Германии, Франции, Испании, где основными пользователями бухгалтерской отчетности считаются государственные организации, банки, более распространено государственное регулирование аудиторской деятельности. В Великобритании, США, где основными пользователями бухгалтерской отчетности считаются акционеры, кредиторы, инвесторы, более распространено саморегулирование. В РФ система регулирования аудиторской деятельности находится в процессе становления; в настоящее время преобладает государственное регулирование, но появляются и элементы саморегулирования.

К государственным органам, регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, относится уполномоченный федеральный орган — Министерство финансов РФ.

Кроме того, в процессе государственного регулирования участвуют (хотя и не являются государственными органами) уполномоченные учебно-методические центры (УМЦ).

К основным функциям Минфина РФ как уполномоченного федерального органа относятся:

  • издание нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
  • организация разработки и представление на утверждение Правительству РФ федеральных стандартов аудиторской деятельности;
  • организация системы аттестации, обучения, повышения квалификации аудиторов в РФ;
  • лицензирование аудиторской деятельности;
  • аккредитация общественных аудиторских организаций;
  • организация системы надзора за соблюдением аудиторами и аудиторскими организациями лицензионных требований и условий;
  • контроль за соблюдением аудиторами и аудиторскими организациями федеральных стандартов;
  • установление объема и порядка представления аудиторскими организациями отчетов о своей деятельности;
  • ведение государственных реестров аттестованных аудиторов, лицензированных аудиторов — индивидуальных предпринимателей и аудиторских организаций, аккредитованных аудиторских объединений (общественных аудиторских организаций), учебно-методических центров.

Кроме того, Минфин РФ в процессе работы по аттестации и лицензированию аудиторской деятельности осуществляет следующие функции:

  • отбор уполномоченных вузов и заключение договоров на выполнение ими функций учебно-методических центров;
  • утверждение единых программ квалификационных экзаменов на аттестат аудитора;
  • утверждение порядка проведения квалификационных экзаменов;
  • утверждение содержания тестов, экзаменационных билетов, составов экзаменационных комиссий;
  • организацию проверок качества проведения квалификационных экзаменов;
  • извещение претендентов о порядке и сроках проведения квалификационных экзаменов;
  • рассмотрение и утверждение результатов квалификационных экзаменов;
  • принятие решений о выдаче и отказе в выдаче квалификационных аттестатов аудитора;
  • назначение переэкзаменовки в случае жалобы экзаменующегося на необъективность членов комиссии;
  • выдачу квалификационных аттестатов, их аннулирование;
  • утверждение программ повышения квалификации аудиторов;
  • выдачу, приостановление и аннулирование лицензий на осуществление аудиторской деятельности.

Для учета мнения участников рынка аудиторских услуг при уполномоченном федеральном органе (Минфин РФ) организован Совет по аудиторской деятельности, в состав которого входят представители государственных органов, ЦБ РФ, аккредитованных объединений аудиторов (общественных аудиторских организаций), научных организаций, вузов, пользователей аудиторских услуг. В составе Совета представители аккредитованных профессиональных аудиторских объединений должны составлять не менее 51 %.

Состав Совета определен приказом Минфина РФ «О составе Совета по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации» № 153 от 25.07.2002 г.

В соответствии со ст. 19 закона «Об аудиторской деятельности» данный орган:

  • принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов по аудиторской деятельности и проектов решений уполномоченного федерального органа;
  • разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение уполномоченным федеральным органом;
  • рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение уполномоченного федерального органа.

Кроме того, Положением о Совете по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации определен еще ряд функций и задач Совета. Прежде всего это:

  • изучение, обобщение и распространение опыта аудиторской деятельности, организация подготовки информационных, методических и учебных материалов, необходимых для проведения и совершенствования аудита;
  • организация и осуществление экспертизы учебных программ и планов для обучения аудиторов и повышения их квалификации, а также разработка проектов требований по организации процедуры квалификационных экзаменов для аттестации аудиторов;
  • предварительное рассмотрение состава экзаменационных комиссий и результатов экзаменов претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора (включая спорные вопросы); обобщение опыта и выработка предложений по совершенствованию аттестации аудиторов, повышению их квалификационного уровня;
  • рассмотрение вопросов, возникающих в процессе лицензирования аудиторской деятельности, и представление предложений по ее совершенствованию;
  • организация и осуществление изучения зарубежного опыта организации аудиторской деятельности.

2.2. Профессиональные аудиторские организации и их роль в регулировании аудиторской деятельности

Саморегулирование аудиторской деятельности осуществляется общественными аудиторскими организациями. К ним могут быть отнесены международные, общеевропейские, общероссийские, региональные организации.

К первым относится Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants — IFAC). IFAC создана в 1977 г., в ее состав входят общественные организации аудиторов 79 стран мира. Для выполнения задач IFAC в ее структуре предусмотрены комиссии и комитеты, в том числе Международный комитет по аудиторской деятельности (International Auditing Practice Committee — IAPC). Первоочередной задачей IAPC является разработка международных аудиторских стандартов.

Общеевропейской организацией является Федерация европейских бухгалтеров-экспертов (Federation des Experts Comptables Europeen — EEE). EEE основана в 1987 г., в ее состав входят аудиторские организации 12 стран Европы. Задачи EEE — взаимодействие с органами ЕЭС и правительствами европейских государств в вопросах, связанных с налоговыми отношениями, системами учета и отчетности в европейском масштабе.

К наиболее известным общероссийским аудиторским организациям относятся: Аудиторская палата России (образована в 1995 г.), Ассоциация бухгалтеров и аудиторов «Содружество» (создана в 1989 г.), Ассоциация бухгалтеров и аудиторов России (создана в 1991 г.), Российская коллегия аудиторов (образована в 1992 г.), Союз профессиональных аудиторских организаций (создан в 1996 г.).

Задачи, решаемые этими профессиональными общественными объединениями, сходны и в основном сводятся к следующим:

  • содействие развитию экономической науки и внедрению передового опыта в области учета, экономического анализа, аудита;
  • защита и представление интересов своих членов, оказание им помощи в решении бухгалтерских и аудиторских проблем;
  • участие в разработке проектов нормативных актов, стандартов по учету и аудиту;
  • содействие процессу подготовки и повышения квалификации бухгалтерских и аудиторских кадров;
  • обобщение и обмен опытом аудиторской деятельности;
  • формирование и укрепление престижа профессии аудитора.

Региональные аудиторские организации решают в основном те же задачи, но не в общероссийском масштабе, а в рамках своего региона. К региональным общественным организациям аудиторов относятся, например, Московская аудиторская палата, Санкт-Петербургская аудиторская палата и другие организации.

Профессиональные общественные аудиторские объединения, членами которых являются не менее 1000 аттестованных аудиторов либо не менее 100 аудиторских фирм, могут быть аккредитованы (официально признаны и зарегистрированы) Минфином РФ.

Аккредитованные аудиторские объединения вправе:

  • разрабатывать учебные планы и программы, осуществлять профессиональную подготовку аудиторов;
  • ходатайствовать перед Минфином РФ о выдаче и аннулировании аттестатов, о выдаче, приостановлении и аннулировании лицензий на аудиторскую деятельность;
  • самостоятельно, а также по поручению Минфина РФ проводить проверки качества работы аудиторских фирм и аудиторов — индивидуальных предпринимателей, являющихся членами данного объединения;
  • по итогам проверок применять к виновным меры воздействия или ходатайствовать перед Минфином РФ о применении таких мер;
  • осуществлять иные права, установленные Федеральным законом и определенные Минфином РФ.

2.3. Порядок аттестации аудиторов

Высокая профессиональная компетентность является одним из важнейших принципов аудита. Для обеспечения этого принципа Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ предусмотрена система аттестации аудиторов, которая включает в себя сдачу квалификационного экзамена, выдачу аттестата и последующее повышение квалификации аудиторов.

Согласно Федеральному закону № 119-ФЗ для лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью (самостоятельно или в составе аудиторской организации), установлен образовательный и профессиональный ценз. Образовательный ценз: наличие высшего экономического или юридического образования, полученного в российских учебных заведениях, имеющих лицензию на образовательную деятельность и государственную аккредитацию. Высшее образование может быть также получено в иностранных учебных заведениях, дипломы которых имеют в РФ юридическую силу.

Профессиональный ценз: наличие стажа работы не менее трех лет по экономической или юридической специальности (руководитель, бухгалтер, экономист, специалист аудиторской организации, научный работник или преподаватель по экономическому или юридическому профилю, юрист и т. п.).

К аттестации не допускаются лица, осужденные приговором суда с применением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений, вплоть до погашения (снятия) судимости в установленном законом порядке.

Программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом (Минфином РФ).

Аттестация проводится по четырем видам аудита (по каждому отдельно):

  • общий аудит;
  • аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;
  • аудит страховых организаций и обществ взаимного страхования;
  • аудит банков и иных кредитных учреждений.

Согласно установленному порядку, лицо, удовлетворяющее требованиям указанных цензов и желающее получить аттестат аудитора, может сдать в Минфин РФ (непосредственно или через выбранный претендентом УМЦ) документы: заявление, диплом (заверенные копии), трудовую книжку (заверенные копии), квитанцию об оплате, анкетные данные и пр. Заявление и прочие документы рассматриваются в срок, не превышающий один месяц со дня их представления, после чего претендент получает извещение о порядке и сроках проведения квалификационного экзамена либо извещение о недопуске к экзамену (например, в случае несоответствия документов установленным требованиям). К сдаче квалификационного экзамена на аттестат аудитора бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, а также аудитора страховых организаций и обществ взаимного страхования при этом допускаются только лица, имеющие действующий аттестат на общий аудит.

Сдача квалификационного экзамена проводится в любом из УМЦ по выбору претендента. Экзамен можно сдавать без прохождения специальной подготовки. Но большинство претендентов предпочитают перед сдачей экзамена пройти в УМЦ (как правило, в том же, где будет проходить экзамен) специальную подготовку, которую все УМЦ организуют для желающих. Объем такой подготовки, как правило, составляет не менее 240 часов при очной форме обучения.

Квалификационный экзамен проводится в письменной форме по утвержденной программе в течение двух дней. В первый день проводится письменное тестирование. Претенденту предлагаются 50 вопросов, по 10 вопросов из 5 разделов программы: основы правового регулирования имущественных отношений, бухгалтерский учет и отчетность, налогообложение юридических и физических лиц, финансы предприятий (финансовый анализ), аудит. Претендент должен выбрать правильный вариант ответа. Пользование любым источником во время тестирования запрещено. Правильный ответ оценивается в 2 балла, неправильный — 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать на тестировании, — 100. На тестирование претенденту предоставляется 4 академических часа.

Независимо от результатов тестирования на следующий день претендент сдает письменный экзамен по билетам. Каждый билет содержит 5 вопросов из тех же разделов программы. В течение 4 академических часов претендент должен письменно ответить на все 5 вопросов. Во время экзамена пользование любым источником также запрещено. Ответы оцениваются по следующей шкале: отличная оценка — 20 баллов, хорошая — 18 баллов, удовлетворительная — 16, неудовлетворительная — 14. Максимальное количество баллов, которое можно набрать на письменном экзамене, таким образом, тоже 100.

Баллы, полученные на тестировании и на письменном экзамене, складываются. Право на получение квалификационного аттестата обретают претенденты, набравшие по итогам тестирования и письменного экзамена не менее 170 баллов.

Результаты экзаменов рассматриваются в двухнедельный срок, после чего в течение месяца со дня принятия решения претенденту выдается аттестат на соответствующий вид аудита. В случае возникновения сомнения в объективности выставленной оценки может быть назначена переэкзаменовка. Аттестат выдается без ограничения срока его действия.

После получения квалификационного аттестата аудитор обязан ежегодно (начиная со следующего за годом получения аттестата года) повышать свою квалификацию путем прохождения обучения в любом из УМЦ по утвержденным Минфином РФ программам. Объем такого ежегодного обучения должен составлять не менее 40 академических часов (подтверждается сертификатом УМЦ).

Уполномоченный федеральный орган (Минфин РФ) в некоторых случаях может аннулировать выданный аттестат. Аттестат аннулируется, если Минфином РФ установлено, что:

  • аттестат получен по подложным документам;
  • вступил в силу приговор суда, лишающий подсудимого права в течение определенного срока заниматься аудиторской деятельностью;
  • аудитор в течение двух календарных лет подряд не осуществлял аудиторской деятельности;
  • аудитор нарушает требования о ежегодном повышении квалификации;
  • аудитор подписал аудиторское заключение без проведения проверки;
  • аудитор систематически нарушал требования законодательства РФ или федеральных стандартов аудита;
  • аудитор нарушил принцип конфиденциальности (разгласил информацию об операциях проверяемого субъекта, передал третьим лицам его документы или не обеспечил их сохранность);
  • аудитор нарушил принцип независимости (предоставил официальное аудиторское заключение субъекту, с которым он связан имущественными или родственными отношениями, или субъекту, у которого он восстанавливал, вел учет, составлял отчетность не более 3 лет назад).

Аудитор, аттестат которого аннулирован, вправе обжаловать решение Минфина РФ в суде в течение трех месяцев со дня получения решения об аннулировании аттестата.

Аудитор, аттестат которого аннулирован вследствие неповышения квалификации или неосуществления аудиторской деятельности, вправе повторно обратиться в Минфин РФ с заявлением о получении аттестата. В остальных случаях повторное обращение в Минфин РФ с таким заявлением допускается только через три года после принятия решения об аннулировании аттестата (а в случае приговора суда — по истечении срока, предусмотренного приговором суда).

2.4. Лицензирование аудиторской деятельности

Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ и Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ установлено, что аудиторы, работающие самостоятельно, и аудиторские организации могут заниматься аудиторской деятельностью только после получения лицензии на ее осуществление. Порядок лицензирования аудиторской деятельности в РФ утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.03.2002 № 190.

Лицензия выдается по заявлению соискателя на пять лет. Срок действия лицензии может продлеваться.

Соискателем лицензии может быть аттестованный аудитор, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, и аудиторская организация.

Аудитор представляет в лицензирующий орган (Минфин РФ) заявление о выдаче лицензии, квалификационный аттестат, свидетельство индивидуального предпринимателя, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (заверенные копии этих документов), квитанцию об оплате, справку с места жительства.

Аудиторская организация представляет в лицензирующий орган заявление, учредительные документы, свидетельство о государственной регистрации и постановке на налоговый учет (заверенные копии), документ об оплате, справку банка или аудиторское заключение об оплате уставного капитала, сведения о руководителях аудиторской фирмы, их заместителях, работающих в аудиторской фирме аттестованных аудиторах (не менее пяти) с приложением их аттестатов или заверенных копий аттестатов, кадровом составе фирмы. При этом учредительные документы аудиторской организации должны соответствовать следующим требованиям:

  • организационно-правовая форма — фирма не может быть открытым акционерным обществом или некоммерческой организацией;
  • уставной капитал не менее 100 МРОТ (на дату государственной регистрации аудиторской фирмы);
  • доля граждан РФ, постоянно проживающих в РФ, должна составлять не менее 50 % кадрового состава фирмы (а если руководитель иностранец, — не менее 75 %);
  • предусмотренные уставом виды деятельности — только аудиторская деятельность и сопутствующие аудиту услуги.

Плата за рассмотрение заявления установлена в размере 3 МРОТ (на дату подачи заявления).

Лицензирующий орган рассматривает предоставленные документы и в течение 30 дней со дня получения заявления принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии. Основанием для отказа может быть несоответствие документов лицензионным требованиям (истекший срок действия аттестата, незаверенные копии и др.) либо наличие в представленных документах недостоверной информации. При принятии решения о выдаче лицензии лицензирующий орган обязан в трехдневный срок уведомить об этом соискателя и выдать лицензию соискателю или представителю соискателя, действующему по доверенности, после уплаты соискателем лицензированного сбора (10 МРОТ).

В случае изменения фамилии или места жительства лицензиата-аудитора, а также реорганизации, изменения наименования, места нахождения лицензиата — аудиторской фирмы лицензиат обязан незамедлительно подать заявление в лицензирующий орган на переоформление лицензии.

Минфин РФ в качестве лицензирующего органа вправе осуществлять полномочия, предусмотренные Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ:

  • проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям (самостоятельно либо через общественную аудиторскую организацию, членом которой является лицензиат);
  • запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок;
  • составлять на основании проверок акты с указанием нарушений;
  • выносить решения об устранении лицензиатом выявленных нарушений в установленный срок;
  • выносить лицензиату предупреждение;
  • приостанавливать действия лицензии в случае выявления неоднократных или грубых нарушений лицензионных требований и условий (на срок не более шести месяцев);
  • аннулировать лицензию в случае неуплаты лицензиатом лицензионного сбора в течение трех месяцев;
  • направлять в суд заявление об аннулировании лицензии в случае, когда лицензиат, у которого действие лицензии приостановлено, в установленный срок не устранил выявленные лицензирующим органом нарушения.

К подобным нарушениям лицензионных требований и условий, например, могут относиться:

  • представление аудиторского заключения без проведения проверки;
  • систематическое нарушение требований законодательных, нормативных актов, федеральных стандартов;
  • уклонение от проверки, проводимой лицензирующим органом;
  • наличие в штате менее пяти аттестованных аудиторов;
  • неквалифицированное проведение аудиторских проверок и оказание сопутствующих услуг;
  • осуществление аудиторской деятельности другого вида, чем указано в лицензии;
  • нарушение принципа конфиденциальности;
  • проведение аудиторских проверок в случаях, исключающих такую возможность;
  • осуществление предпринимательской деятельности, не связанной с проведением аудиторских проверок и оказанием сопутствующих услуг.

Требование лицензирования аудиторской деятельности распространяется только на проведение аудиторских проверок.

Большинство сопутствующих услуг (консультационные, информационные, постановка, восстановление и ведение учета и др.) не требуют наличия какой-либо лицензии.

Но некоторые услуги (из числа сопутствующих) аудиторские организации могут оказывать только при наличии соответствующей лицензии на данный вид услуг. К подобным услугам относится, в частности, оценка активов.

Осуществление аудиторской организацией или аудитором — индивидуальным предпринимателем деятельности без получения соответствующей лицензии влечет взыскание штрафа в размере от 100 до 300 МРОТ.

2.5. Аудиторские стандарты

В составе документов, регулирующих аудиторскую деятельность, особое место отводится аудиторским стандартам. Их содержание и виды раскрыты в ст. 9:

  • правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

3. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.

4. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.

5. Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

6. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются.

7. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Федеральные стандарты утверждены Постановлениями Правительства РФ от 23.09.2002 № 696, от 04.07.2003 № 405, от 16.04.2005 № 228 и включают следующие их виды:

  • № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»;
  • № 2 «Документирование аудита»;
  • № 3 «Планирование аудита»;
  • № 4 «Существенность в аудите»;
  • № 5 «Аудиторские доказательства»;
  • № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности»;
  • № 7 «Внутренний контроль качества аудита»;
  • № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом»;
  • № 9 «Аффилированные лица»;
  • № 10 «События после отчетной даты»;
  • № 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица».

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2004 г. № 532 федеральные стандарты дополнены стандартами № 12-16:

  • № 12 «Согласование условий проведения аудита»;
  • № 13 «Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита»;
  • № 14 «Учет требований нормативных правовых актов РФ в ходе аудита»;
  • № 15 «Понимание деятельности аудируемого лица»;
  • № 16 «Аудиторская выборка»;
  • № 17 «Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях»;
  • № 18 «Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников»;
  • № 19 «Особенности первой проверки аудируемого лица»;
  • № 20 «Аналитические процедуры»;
  • № 21 «Особенности аудита оценочных значений»;
  • № 22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственников»;
  • № 23 «Заявление и разъяснение руководства аудируемого лица».

С развитием рынка и интеграционных процессов в экономике разных стран и в связи с этим превращением отдельных аудиторских организаций в крупные международные группы появилась необходимость унификации аудита в международном масштабе.

Разработкой профессиональных требований на международном уровне занимаются несколько организаций. Непосредственно аудиторскими стандартами на международном уровне занимается Международный комитет аудиторской практики (IAPC), действующий на правах постоянного автономного комитета в рамках Международной федерации бухгалтеров (IFAC).

Все федеральные стандарты разработаны с учетом международных стандартов аудита.

Как отмечалось выше, внутренние аудиторские стандарты подразделяются:

  • на внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в аккредитованных профессиональных аудиторских объединениях;
  • внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций.

Первую группу стандартов разрабатывают аккредитованные профессиональные аудиторские объединения, например Аудиторская палата России, Институт профессиональных бухгалтеров России.

Внутренние стандарты аудиторских организаций представляют собой документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к организации работы аудиторских организаций, осуществлению и оформлению аудиторских услуг. Эти документы, как правило, должны быть приняты и утверждены аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности принятым российским правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

Применение внутренних стандартов в аудиторских организациях способствует:

  • соблюдению требований федеральных аудиторских правил (стандартов);
  • уменьшению трудоемкости аудиторских проверок;
  • привлечению для проведения аудита аудиторов-ассистентов;
  • увеличению объема выполняемых аудиторских услуг.

Использование внутренних стандартов позволяет сформулировать единые базовые требования к сотрудникам аудиторской организации при проведении аудита и выполнении сопутствующих услуг.

Аудиторские внутрифирменные стандарты должны удовлетворять следующим требованиям:

  • целесообразность — при разработке стандартов следует учитывать их практическую значимость, актуальность и приоритетность;
  • преемственность и непротиворечивость — стандарты должны обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными внутренними стандартами;
  • полнота и детализация — внутренние стандарты должны комплексно охватывать все вопросы исследуемой проблемы и детально их освещать;
  • единство терминологической базы — обеспечение единства трактовки терминов во всех стандартах и документах.

Внутренние стандарты являются частью организационно-распределительной документации и системы внутреннего контроля аудиторской организации. Внутренние стандарты должны содержать такие реквизиты, как порядковый номер стандарта, дата введения в действие, название и цель стандарта, сфера применения.

Наличие системы внутренних стандартов и ее методологического сопровождения служит показателем профессионализма деятельности аудиторской организации. Внутренние стандарты — интеллектуальная собственность аудиторской организации. Сотрудники не должны разглашать сведения внутренних стандартов и использовать их вне деятельности своей организации. Внутренние стандарты могут предусматривать регламентирование ответственности за невыполнение их специалистами аудиторской организации.

Выводы

В России преобладает государственное регулирование аудиторской деятельности, но развиваются и элементы саморегулирования.

Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляется Министерством финансов РФ.

Саморегулирование аудиторской деятельности осуществляется общественными аудиторскими организациями.

В ряду документов, регулирующих аудиторскую деятельность, особое место занимают аудиторские стандарты.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности — единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются:

  • на федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
  • внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях;
  • правила (стандарты) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством РФ.

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности — проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью.

Лицензирование — мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Вопросы для самопроверки

  1. Какой орган осуществляет государственное регулирование аудиторской деятельности в России?
  2. Какова роль профессиональных аудиторских организаций в регулировании аудиторской деятельности?
  3. В каком документе дано определение правил (стандартов) аудиторской деятельности?
  4. Какие существуют виды правил (стандартов) аудиторской деятельности?
  5. Какой орган утверждает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности в РФ?
  6. Для чего необходимо проведение аттестации лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью?
  7. Какие требования предъявляются к претендентам на получение квалификационного аттестата?
  8. Каковы основания для аннулирования квалификационного аттестата?
  9. Каков порядок выдачи лицензии на право осуществления аудиторской деятельности?
  10. Каковы основания и порядок аннулирования лицензии на право осуществления аудиторской деятельности?

Литература

  1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119-ФЗ.
  2. Постановление Правительства РФ «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» от 23.09.2002 № 696 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.07.2003 № 405, от 07.10.2004 № 532, от 16.04.2005 № 228).
  3. Ерофеева В. А., Пискунов В. А., Битюкова Т. А. Аудит: Учеб. пособие. М.: Высшее образование, 2005.
  4. Презентации

    Название презентации Аннотация

Государство предъявляет достаточно высокие требования к лицам, как только изъявляющим желание заниматься аудиторской деятельностью, так и уже имеющим статус аудитора. Требования к уровню профессионализма аудиторов (лиц, получивших квалификационный аттестат аудитора) определяются Временным положением о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ (Приказ МФ РФ от 12.09.2002г.).

Элементами образования аудитора служат:

1) базовое образование;

2) практический опыт;

3) специальное профессиональное образование (в настоящее время это требование носит рекомендательный характер);

4) свободное владение деловым русским языком.

Базовое образование включает в себя высшее экономическое или юридическое образование, полученное в учебном учреждении России, имеющем государственную аккредитацию, либо в учебном учреждении иностранного государства, дипломы которого имеют юридическую силу в РФ.

Владение деловым русским языком включает наличие навыков владения русским языком в объеме, необходимом для изучения нормативных актов, проверки бухгалтерской и иной документации, ведения рабочей документации, делового общения с клиентами, составления аудиторского заключения и письменной информации аудитора руководству предприятия по результатам проверки.

Квалификационный аттестат аудитора выдается при условии, что лицо, претендующее на его получение (претендент):

1) сдало квалификационный экзамен;

2) имеет ко дню объявления результатов квалификационного экзамена стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.

Проверка квалификации претендента осуществляется в форме квалификационного экзамена. Порядок проведения квалификационного экзамена, предусматривающий в том числе порядок участия претендента в квалификационном экзамене, круг вопросов, предлагаемых претенденту, а также порядок определения результатов квалификационного экзамена, устанавливается уполномоченным федеральным органом (Минфином РФ).

К квалификационному экзамену допускается претендент, получивший высшее образование в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов в порядке, установленном Минфином. Учредительные документы единой аттестационной комиссии, а также вносимые в них изменения до их утверждения согласовываются с Минфином. Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности, самофинансирования.

Аттестация проводится с целью проверки квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, в форме квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, по итогам которого выдаются квалификационные аттестаты аудиторов следующих типов:

1) в области общего аудита;

2) в области аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;

3) в области аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков);

4) в области аудита кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковского аудита).

За прием квалификационного экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливается единой аттестационной комиссией.

Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора принимается в случае, если:

1) претендент не соответствует требованиям о стаже работы;

2) после сдачи квалификационного экзамена обнаруживается несоответствие претендента требованию о высшем образовании в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия . Порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форма утверждаются Минфином РФ. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в суде.

Аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации , утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является. Минимальная продолжительность такого обучения устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов и не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.

Аттестация представляет собой процедуру проверки квалификации лица, претендующего на получение квалификационного аттестата аудитора. Требования к квалификационному аттестату аудитора определены ст. 11 Закона №307-ФЗ.

Квалификационный аттестат аудитора выдается СРО аудиторов при условии, что претендент :

1) сдал квалификационный экзамен;

2) на дату подачи заявления о выдаче аттестата имеет стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности или ведением бухучета и составлением финансовой отчетности, не менее трех лет . Не менее двух лет из последних трех лет стажа – работа в аудиторской организации.

Порядок проведения квалификационного экзамена , в том числе порядок участия в нем претендента, а также порядок определения результатов экзамена, установлен Минфином России в Положении о порядке проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора от 19.03.2013 г. № 32н.

К квалификационному экзамену допускается претендент, получивший высшее образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.

Право проведения квалификационного экзамена предоставлено единой аттестационной комиссии (ЕАК), что закреплено п. 2 Порядка создания единой аттестационной комиссии (приказ Минфина России от 27.05.2010 г. № 51н). Комиссия создается совместно всеми СРО аудиторов. Ее деятельность основана на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности, самофинансирования.

Перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене, устанавливается ЕАК из областей знаний, одобренных Советом по аудиторской деятельности. Перечень вопросов в форме тестов с многовариантным ответом, и вопросов экзаменационных билетов должен включать не менее 800 вопросов экзаменационных билетов.

За прием квалификационного экзамена с претендента взимается плата , размер и порядок взимания которой устанавливается единой аттестационной комиссией.

ЕАК может принять решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора, если:

Претендент не соответствует требованиям части 1 и 3 ст. 11 Закона № 307-ФЗ;

Со дня принятия ЕАК решения о сдаче квалификационного экзамена до дня получения СРО от претендента заявления о выдаче аттестата аудитора прошло более одного года.

Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форма утверждены приказом Минфина России от 06.12.2010 г. № 161н «Порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и формы квалификационного аттестата аудитора».

СРО аудиторов не вправе выдвигать какие-либо требования или условия при выдаче квалификационного аттестата аудитора. СРО аудиторов вправе взимать плату за выдачу квалификационного аттестата аудитора , размер которой не должен превышать затраты на его изготовление и пересылку. Датой выдачи квалификационного аттестата аудитора считается дата принятия СРО аудиторов решения о выдаче аттестата аудитора. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в суде.

Аудитор обязан ежегодно начиная со следующего года после получения квалификационного аттестата аудитора проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым СРО аудиторов, членом которой он является. Минимальная продолжительность такого обучения устанавливается СРО аудиторов для своих членов и не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год .

Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях (ст. 12 Закона №307-ФЗ):

1) получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов или его получения лицом, не соответствующим требованиям ст. 11 Закона №307-ФЗ к претенденту;

2) вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;

3) несоблюдения аудитором требований статей 8 «Независимость аудиторских организаций, аудиторов» и 9 «Аудиторская тайна» Закона №307-ФЗ;

4) систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований Закона №307-ФЗ или стандартов аудиторской деятельности;

5) подписания аудитором аудиторского заключения, признанного заведомо ложным;

6) неучастия аудитора в осуществлении (неосуществлении индивидуальным аудитором) аудиторской деятельности в течение трех последовательных календарных лет , за исключением:

Лиц, являющихся членами постоянно действующих коллегиальных органов управления и членами коллегиальных исполнительных органов СРО аудиторов;

Лиц, осуществляющих функции единоличных исполнительных органов СРО аудиторов;

Лиц, исполняющих в СРО аудиторов функции членов и работников специализированного органа внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов;

Работников подразделений внутреннего контроля организаций, на которых возложены обязанности по проведению проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности данных организаций;

Лиц, исполняющих обязанности единоличного исполнительного органа или являющихся членами коллегиального исполнительного органа аудиторских организаций;

Иных лиц, предусмотренных другими федеральными законами;

7) несоблюдения аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленного ч. 9 ст. 11 Закона № 307-ФЗ, за исключением случая, когда СРО аудиторов с одобрения Совета по аудиторской деятельности признает уважительной причину несоблюдения указанного требования (например, тяжелая болезнь);

8) уклонения аудитора от прохождения внешнего контроля качества работы.

Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается СРО аудиторов, членом которой является аудитор, а в отношении квалификационного аттестата аудитора лица, не являющегося членом ни одной СРО аудиторов, – саморегулируемая организация аудиторов, выдавшая этот аттестат. Решение об аннулировании аттестата аудитора может быть оспорено в судебном порядке в течение трех месяцев со дня получения указанного решения.

Рано или поздно специалист, имеющий хоть какое-то отношение к бухгалтерскому учету, задумывается, а не стать ли ему аудитором? Но для этого необходимо наличие квалификационного аттестата. Наш эксперт задался целью получить этот документ.
Двойная запись №12, 2003

Елена Соколова, эксперт журнала

Выбирай...

Работать аудитором в ближайшем будущем я не собиралась, но вот получить аттестат все же надумала. Во всяком случае лишним он никогда не будет, решила я. Благо высшее экономическое образование имеется, да и стаж подходит. Первой трудностью, с которой мне пришлось столкнуться, был выбор учебно-методического центра (УМЦ), занимающегося подготовкой специалистов к тестированию и экзамену. Как среди обилия подобных заведений выбрать достойный: чтобы и цена была приемлемой, и качество курсов не оставляло желать лучшего? Узнать стоимость обучения труда не составило. Для этого достаточно было просмотреть ряд бухгалтерских журналов, поискать в них объявления, которые дают УМЦ, и позвонить по указанным телефонам. Как выяснилось, стоимость курсов в Москве колеблется в среднем от 11 тысяч до 15 тысяч рублей плюс 2 тысячи за допуск к тестированию и экзаменам. Само обучение длится около двух месяцев.

А вот о качестве предоставляемых там знаний по телефону судить трудно – помочь в этом могут только те счастливцы, которые уже окончили подобные курсы. К сожалению, таких знакомых у меня нет, поэтому пришлось воспользоваться интернетом. На специализированных сайтах есть форумы, где можно найти отзывы аудиторов о качестве лекций в том или ином заведении. Правда, не факт, что эти отзывы объективны.

После того как я выбрала учебное заведение, мне предстояло явиться туда с документами и заключить договор. А документы требовались такие: заверенная у нотариуса копия диплома, копия трудовой книжки (ее можно заверить по месту работы), копия свидетельства о присвоении ИНН, заявление о допуске к аттестации и квитанция об оплате «экзаменационного» взноса в сумме 2 тысяч рублей. Вообще-то принести все эти бумаги следовало до начала лекций, но нам разрешили сделать это в течение первой недели обучения.

Первый раз в первый класс

Лекции начинались в пять вечера, поэтому с работы приходилось отпрашиваться. Правда, занимались мы не целую неделю, а с понедельника по четверг. Обучение было построено весьма удачно, с разбивкой по дисциплинам. То есть сначала читали один предмет, потом второй и т. д., причем начали с самой трудной дисциплины – «Финансы», что, на мой взгляд, очень правильно. Ведь как обычно бывает? Сперва посещаемость стопроцентная, а в последние дни аудитории заполнены в лучшем случае наполовину...

Всего в расписании значилось пять дисциплин: кроме «Финансов» еще «Налоги», «Аудит», «Бухгалтерский учет» и «Право». Преподавательский состав состоял в основном из профессоров – преподавателей вузов. Практикующий специалист вел только курс по «Аудиту». Возможно, именно поэтому его лекции были более интересны, чем остальные. А вообще мне как специалисту, проработавшему некоторое время в бухгалтерской сфере, особых знаний занятия не дали. Мало того, что наши наставники-теоретики в основном пересказывали нормативные акты и учебники, которые можно купить в любом магазине, некоторая информация была еще и устаревшей. На наши возмущенные возгласы лектор отвечал, что в самих тестах могут попасться «старые» вопросы, а Минфин оставляет их намеренно, поскольку аудитор проверяет прошлые периоды и знать такие нормы обязан.

Хотя какую-то пользу от посещения УМЦ я все же получила (так сказать, для общего развития). Например, теперь знаю, что такое «эффект финансового рычага» и как его рассчитывать. А если честно, не представляю, зачем это нужно аудитору. Такая информация полезна, скорее, экономисту. Кстати говоря, в нашей группе были и такие, кто вовсе не ходил на лекции. Они просто брали у добросовестных «однокашников» конспекты и ксерокопировали.

Проверка на прочность

Самое ценное, что мы получили от обучения, это не знания, а тесты, которые нам раздали еще перед самым началом занятий. Между прочим, не всякий учебный центр может обеспечить ими своих клиентов. Поэтому мой вам совет: при выборе УМЦ обязательно поинтересуйтесь, предоставляют ли они такие тесты. На последнем занятии (по каждому предмету) преподаватель диктовал нам правильные ответы на предлагаемые Минфином вопросы.

Затем нам выдали документ, свидетельствующий об окончании обучения, и отвели месяц на подготовку к заключительному этапу, предупредив, что главное – пройти тестирование, потренироваться в котором нам дали за неделю до этого знаменательного события. Отмечу, что пробный тест большинство из нас заполнили неудачно.

Вот здесь я хотела бы дать совет тем, кто собирается «сдавать на аудитора»: перед экзаменами неплохо было бы взять отпуск или отгулы для того, чтобы как следует подготовиться, а точнее, написать шпаргалки или отсканировать их с конспектов. Правда, рисковать и пользоваться ими прямо в аудитории не стоит – она оборудована камерами видеонаблюдения, и неизвестно, включены они или нет. Вместо этого попробуйте отпроситься на несколько минут.

Консультироваться с коллегами тоже не возбраняется, но где гарантия того, что сосед знает предмет лучше, чем вы?

Сам тест состоит из 50 вопросов (по 10 на дисциплину), и у каждого «студента» свой вариант. Правильно надо ответить как минимум на 43 из них. Неприятно удивило то, что мне (и не только мне) попалось несколько совершенно незнакомых вопросов, которых в розданных нам тестах не было и в помине. К счастью, их было немного, поэтому в лимит неправильно отвеченных (7 из 50) я уложилась. Но об этом, естественно, узнала только вечером, когда нам объявили результаты. В общей сложности экзамен завершился удачно для 60–70 процентов потенциальных аудиторов.

Однако успокаиваться было рано, поскольку через два дня нам предстояло пройти еще и устно-письменные «испытания». На консультации, которая проводилась сразу же после того, как объявили результаты тестирования, нам раздали экзаменационные билеты и задачи (естественно, все это под большим секретом). Мы же в свою очередь распределили между собой весь полученный материал, дабы не делать всем одну и ту же работу (искать ответы на все вопросы). Двух дней вполне хватило на то, чтобы подготовить две-три шпаргалки. К сожалению, лекций для этого было недостаточно, поскольку преподаватели, как потом выяснилось, не успели дать полный объем информации. Поэтому пришлось покопаться в учебниках, интернете и справочно-правовых базах.

В итоге на экзамен мы пришли во всеоружии. Нам даже удалось договориться (причем бесплатно, хотя поговаривали, что такие «услуги» обойдутся группе в 3 тысячи рублей) с секретарем, чтобы каждому попался «нужный» билет. Осталось только составить список фамилий с номерами «понравившихся» билетов и переписать приготовленные ответы на «экзаменационные» листы. Естественно, в таких условиях не сдать экзамен было бы просто неприлично.

Ну и, конечно, не обошлось без угощений для комиссии (около 500 рублей с каждого). Зато благодаря «столу» председатель комиссии практически не присутствовал на экзамене. Как ушел «угощаться», так и пропал. Появился лишь на следующий день (экзамен проходит два дня), да и то лишь для того, чтобы подвести итоги.

Сдам в аренду... аттестат

Все позади. Вроде бы можно и вздохнуть спокойно. Правда, ожидание заветной бумажки растянулось на два с лишним месяца, но это уже детали. Зато получение аттестата принесло мне не только положительные эмоции, но и дополнительную проблему. Дело в том, что каждые два года «лицензированный» аудитор должен участвовать в проверках, иначе аттестат аннулируют. А как это сделать, если основная моя работа не связана напрямую с аудитом? Конечно, за два года многое может произойти, но лучше позаботиться обо всем заранее. Поэтому я опять взялась за интернет. В свое время на соответствующих форумах попадались сообщения с предложениями подзаработать, сдав в аренду аттестат. Суть приработка такова: аудитор передает копию своего аттестата фирме, а та в свою очередь формально зачисляет того в штат. И фирме хорошо – чем больше аттестованных сотрудников (пусть и фактически не работающих там), тем солиднее компания, и аудитору, который сразу убивает двух зайцев: и действие аттестата продлевает, и свои расходы на учебу окупает (хотя бы частично). Жаль, что спрос на фиктивных сотрудников несколько спал. Ажиотаж наблюдался в августе-сентябре, когда аудиторские фирмы до 9 сентября должны были заполучить в штат не менее пяти таких специалистов. Тем не менее интересующие меня предложения хоть и редко, но попадались. Разослав пять-шесть сообщений со своими координатами, я принялась ждать.

Звонки стали поступать буквально на следующий день. Одни предлагали реальную работу по совместительству, за которую готовы были платить по 30–70 долларов за один день проверки. Это мне не подходило, поскольку отрываться от основной работы я не собиралась. Другие предлагали продать им копию аттестата, причем цены называли разные – от тысячи рублей в месяц (зарплата, начисляемая официально) до 9 тысяч рублей за год «проката» документа. В итоге я «оформилась» на три фирмы и полностью окупила свои затраты на обучение.

Виноват ли учебный центр?

Инга Трубцова, корреспондент журнала

Получить квалификационный аттестат аудитора могут не все, а только те, кто имеет высшее экономическое или юридическое образование. Причем вуз обязательно должен иметь государственную аккредитацию. Помимо этого претенденту необходимо проработать в экономической или юридической сфере не меньше трех лет, о чем сказано в Федеральном законе от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Как правило, подтверждающие документы собирает учебный центр, который готовит специалистов к экзаменам, и по идее именно он должен следить за тем, чтобы кандидат отвечал вышеназванным условиям. А если сотрудники центра за этим не проследили? Человек заплатил деньги, прослушал курсы, успешно прошел тестирование, сдал экзамены и не получил аттестат по причине, например, недостаточного стажа или «неаккредитованности» вуза. Можно ли тогда предъявить претензии к учебному центру?

Сергей Семешкин, генеральный директор юридической фирмы «Джей-компания»:
– Учебный центр не несет в этом случае никакой ответственности, и предъявить к нему какие-то претензии нельзя. Ведь свою обязанность по подготовке специалиста к тестированию и экзамену он исполнил. А то, что гражданин не подходит по требованиям, в большей степени его проблемы. Надо было прочитать закон.

Поэтому, оплачивая обучение, не забывайте об этих нормах закона, иначе зря потратите деньги, время и нервы.

mob_info