Примеры сэз. Разновидности сэз и их основные черты. Что такое свободная экономическая зона

К наиболее распространенным типам СЭЗ относятся зоны; свободной торговли, свободные таможенные, производственноторговые, технико-внедренческие, сервисные, офшорные, комплексные.

1. Зоны свободной торговли (ЗСТ) . Товары могут складироваться, храниться, подвергаться незначительной доработке (укрупнение или дробление партий, упаковка, маркировка, сортировка и т.п.). Разрешена торговля. Ввоз и вывоз товаров осуществляется беспошлинно, но если товар вывозится в глубь страны, он облагается пошлиной как обычный импортный товар. ЗСТ – это один из самых распространенных типов зон, известных еще с глубокой древности.

В 1930-е гг. в США было создано несколько десятков зон внешней торговли с целью активизации предпринимательской активности в ряде регионов страны. Современной и распространенной их разновидностью выступают магазины беспошлинной торговли (duty free) в международных аэропортах, морских и речных портах. Первый такой магазин был открыт еще в 1950-е гг. в международном аэропорту Шэннон (Ирландия), в СССР – в 1980 г. в аэропорту Шереметьево. Создание ЗСТ не оказывает сколько-нибудь значительного влияния на экономику организующей ее страны и имеет, скорее, региональное значение.

  • 2. Свободные таможенные зоны (склады, терминалы, порты, причалы и т.д.) . Осуществляется погрузка-разгрузка судов, железнодорожного подвижного состава, ремонт и обслуживание судов. Здесь также товары могут складироваться, храниться, допускаются незначительные операции по улучшению товаров, операции по страхованию без уплаты пошлин и НДС, однако торговля не разрешена.
  • 3. Производственно-торговые зоны . Встречается несколько их разновидностей, в том числе свободные промышленные зоны, экспортно-производственные, импортзамещающие производственные зоны, зоны совместного предпринимательства и т.д. Наиболее эффективно такие зоны используются в развивающихся странах, поскольку в них привлекается на льготных условиях иностранный капитал для организации производства разнообразных товаров. В таких зонах могут осуществляться первичная переработка сырья, сборочное производство, а также полный цикл выпуска товаров. Большинство из них являются экспортно ориентированными, т.е. организуется производство товаров, предназначенных для продажи на мировом рынке, но некоторое число таких зон – импортзамещающие, т.е. в них организуется выпуск товаров с целью ликвидации их дефицита на внутреннем рынке, для замещения импорта. Такие зоны, как правило, являются специализированными, т.е. выпускают однородные товары (бытовую электротехнику, электронику, швейные и обувные изделия и т.д.). Но часть из них – универсальные.

При создании такого типа зон используется территориальный принцип: выделяется особая компактная территория вблизи морских или речных портов, крупных железнодорожных узлов для организации бесперебойного снабжения запчастями, деталями, полуфабрикатами и вывоза товаров за границу, создается администрация для управления зоной. Доступ в такую зону возможен только для работающего в ней персонала. Для открытия зоны на выбранной территории осуществляется строительство производственных и офисных помещений, коммуникаций, жилых помещений. При создании таких зон в Китае там даже вводился свободно конвертируемый юань.

При создании промышленно-производственных зон принимающее государство ставит масштабные задачи: привлечение иностранного капитала и иностранных технологий, увеличение рабочих мест, повышение качества рабочей силы, увеличение экспортных доходов, облагораживание экспорта и рационализация импорта, повышение доходов населения, отработка механизмов взаимодействия национального и иностранного капитала, использование каналов сбыта ТНК для продвижения своих товаров на мировой рынок, а также заимствование иностранного производственного, коммерческого, технологического опыта и т.д.

Для привлечения иностранного капитала в таких зонах используется множество льгот, прежде всего, финансового характера:

  • беспошлинный ввоз и вывоз товаров;
  • безвизовый въезд иностранцев;
  • беспрепятственный вывоз за рубеж законно полученной прибыли;
  • пониженное налогообложение, "налоговые каникулы";
  • в отдельных случаях субсидирование предпринимателей, льготное кредитование;
  • сниженные тарифы на пользование водой, электроэнергией, газом, телефонной связью;
  • изъятия из трудового законодательства страны (сокращенный оплачиваемый отпуск, удлиненный рабочий день, сниженный возрастной ценз);
  • запрет на создание профсоюзов, политических партий, проведение забастовок и демонстраций и т.д.

Наиболее удачный опыт создания и функционирования таких зон, оказывающих существенное стимулирующее воздействие на всю экономику, демонстрируют Китай, Бразилия, Южная Корея, Малайзия. Например, в 1980-е гг. через СЭЗ проходило до 2/3 внешнеторгового оборота Китая.

4. Технико-внедренческие зоны . Как правило, они создаются вблизи авторитетных научно-исследовательских центров (университетов). Их основная задача – помочь скорейшему внедрению инноваций в практику. В зонах подобного типа такой признак, как беспошлинная торговля, либо отсутствует, либо имеет второстепенное значение, зато первостепенное значение приобретают различные налоговые и иные льготы, а также сниженные коммунальные тарифы для компаний, осуществляющих инновации. В технико-внедренческих зонах формируется благоприятный климат для развития венчурного (рискового) предпринимательства, суть которого в соединении интеллектуального и производительного капитала. При этом особый импульс для своего развития получают малые инновационные фирмы, которые объединяют свои усилия с промышленными компаниями, учеными и венчурными фондами в создании и скорейшем продвижении на рынок передовых инноваций в высокотехнологичных отраслях – биотехнологии, микроэлектронике и т.п. Исторически первой такой зоной стала Силиконовая долина в США (1950-е гг.). Она остается крупнейшим в мире центром, где создается более половины мировых электронных новинок.

Разновидностями технико-внедренческих зон выступают технопарки, технополисы, инновационные центры и т.п. образования, получившие развитие в ФРГ, Голландии, Японии и других странах.

  • 5. Сервисные зоны . Это такой тип зон, где льготы получают все компании, которые действуют в той или иной отрасли сферы услуг, например в сфере туризма, страхования, банковском деле, – той, которая является отраслью специализации для страны. При этом льготами пользуются все компании независимо от места их расположения в стране.
  • 6. Офшорные зоны . Служат своего рода налоговыми оазисами, обслуживающими мировой финансовый рынок. По легенде, режим хозяйствования в таких зонах исторически восходит к так называемому "режиму капитуляций", согласно которому иностранцы в колониальных и полуколониальных странах были изъяты из-под действия местной юрисдикции и подчинялись юрисдикции своих консулов.

"Режим капитуляций" получил свое наименование от жалованных грамот, или капитуляций, которыми турецкие султаны предоставляли соответствующие льготы тому или иному иностранному христианскому государству, начиная со второй половины XV в. (сначала Генуе и Венеции, затем Франции, далее Англии и Голландии). Этот режим действовал позднее также в Британской империи. Например, английские компании, расположенные в Индии, платили налоги прямо английской короне и обладали экстерриториальностью. Затем он возродился во второй половине XX в. в виде офшорного режима, в соответствии с которым фирма только регистрируется на обозначенной территории. Но всю хозяйственную деятельность ведет за ее пределами и за это получает освобождение от налогов на прибыль либо существенное их уменьшение. Поскольку в международном праве действует правило уплаты налогов "у источника", то страны-организаторы, таким образом, предоставляют иностранным компаниям безналоговый режим.

Офшорные зоны первоначально стали организовывать страны, которые по тем или иным причинам непривлекательны для иностранного капитала (небольшая территория, к тому же затерянная на просторах мирового океана, незначительная и неквалифицированная рабочая сила и т.п.), а затем и многие другие, в том числе развитые (Великобритания, Швейцария, Ирландия, Кипр и др.).

Стимулом служила также возможность получать регистрационные взносы – чем больше компаний регистрируется, тем больше доходы принимающей страны. Классический вариант офшора предполагает хозяйственную и финансовую деятельность в зоне только нерезидентов.

Офшорные зоны дают использующим их хозяйствующим субъектам ряд преимуществ: налоговые льготы, значительную свободу в бизнесе, практическое отсутствие валютного контроля, возможность проведения операций с резидентами в любой иностранной валюте, анонимность, секретность финансовых операций (действует в основном лишь требование информировать власти о сомнительных операциях, связанных с наркобизнесом). В офшорных зонах Ирландии и Либерии налоги не взимаются, в Швейцарии взимаются, но по сильно сниженной ставке. В офшорах Лихтенштейна, Панамы, Антильских островов в момент регистрации фирм в качестве налога выплачивается паушальный (единовременный) налог. В ряде стран от офшорных компаний требуется лишь минимальный бухгалтерский учет, в других (Либерии, Панаме, Лихтенштейне) не выдвигается даже такое требование.

Поскольку отсутствует контроль за происхождением капитала, то такие зоны превратились в "прачечные для отмывания грязных денег" , так как в офшоры главным образом устремились капиталы откровенно криминального происхождения (доходы от торговли оружием, наркобизнеса, торговли людьми) или полукриминального, когда от налогообложения уходят капиталы, происхождение которых жестко контролируется государством (например, от игорного бизнеса), или те, которые облагаются высокими налогами (например, наследства).

7. Комплексные зоны . Они имеют многофункциональный характер, сочетающий различные направления деятельности, масштабный характер, характеризуются большими объемами привлекаемого капитала. В качестве примера можно привести бразильскую зону "Манаус", аргентинскую "Огненная земля", "Шэньчжэнь" и другие экономические зоны в Китае.

Помимо отмеченных типов зон формируются и новые их виды. Например, с 1990-х гг. активизировался процесс формирования международных СЭЗ. Это могут быть СЭЗ в приграничных областях нескольких государств. Например, известность приобрела комплексная зона "Туманган" на Дальнем Востоке, где сходятся границы Китая, Северной Кореи и России (в районе реки Туманная). Предполагается, что помимо перечисленных стран в ее деятельности будут участвовать Япония, Южная Корея, Монголия. В качестве цели создания зоны было заявлено развитие района Туманган через скоординированную стратегию развития в нем транспорта, инфраструктуры, торговли, промышленности, туризма, развития организационных и законодательных форм, человеческих и природных ресурсов и защиты окружающей среды.

Перспективной формой взаимодействия между странами во внешнеэкономической сфере можно считать образование так называемых еврорегионов. Европа – одна из наиболее подходящих для этого территорий, поскольку здесь компактно расположено много государств. Еврорегион представляет собой добровольное объединение приграничных областей различных государств в хозяйственной сфере. На данный момент в Европе насчитывается уже около сотни еврорегионов, а первым стал еврорегион "Гронау", созданный еще в 1958 г. на границе ФРГ и Нидерландов. В состав другого еврорегиона "Рейн – Вааль", созданного в 1993 г., вошли немецкие и голландские города, общины и другие территориальные единицы. Еврорегион "Айфель – Арденны", который включает федеральную общину Прюм (ФРГ), город Санкт-Вит (Бельгия) и общину Клерво (Люксембург), является рабочим сообществом муниципальных образований. Они сотрудничают не только в экономической сфере, но также в области культуры, образования, транспорта, здравоохранения, охраны окружающей среды. Органами управления ЕС еврорегионам передаются функции для самостоятельного решения ряда вопросов на локальном уровне. Широкомасштабное приграничное сотрудничество формирует своеобразные свободные экономические зоны с участием не только стран – членов ЕС, но и других государств, куда в больших масштабах устремляются иностранные инвестиции, способствующие экономическому подъему этих территорий.

  • Название буквально переводится как "вне берега" в силу того, что первыми этот тип СЭЗ стали создавать мелкие островные государства Карибского бассейна.
  • Термин берет начато из США, где в 1930-е гг. в период "сухого закона" итальянские мафиози занимались нелегальным производством алкоголя, а для легализации доходов от бутлегерства скупили сеть прачечных и смешивали прибыль от легальной деятельности с прибылью от подпольной.

Что такое свободные экономические зоны и зачем они нужны?

Нажмите для увеличения

Свободными экономическими зонами (СЭЗ) называют отдельно выделенные территории страны, которые обладают льготными валютными, налоговыми, таможенными режимами. В СЭЗ поощряется формирование экспортного капитала и приток иностранного капитала в сферу услуг и промышленность, а также совместная с иностранным капиталом торговая и другая предпринимательская деятельность.

СЭЗ – неотъемлемая на сегодняшний день часть экономических отношений на международном уровне. Эта система отношений прочно закрепилась в мировой хозяйственной практике. СЭЗ в мировой системе хозяйственных связей представляют собой важный фактор стремительного экономического роста, который достигается за счет различных действий: обмен информацией и технологиями, углубление интеграционных экономических действий, мобилизация инвестиций, активизация международного товарооборота.

Цели образования СЭЗ:

  • создание производства и поставка на внутренний рынок импортзаменяющих товаров, отличающихся высоким качеством;
  • освоение нового опыта работы, организации и управления персоналом, подготовка кадров, отработка различных моделей систем управления экономикой, освоение функционирования отдельных хозяйственных субъектов в среде рынка;
  • активизация быстрого роста экспортного потенциала экономической зоны;
  • мотивация экономического развития регионов, окружающих территорию свободной экономической зоны с использованием иностранных капиталов.

Создание приемлемых условий делает СЭЗ важным фактором в экономическом развитии страны, который помогает ускорить включение национальной экономики в мировые хозяйственные связи, а также простимулировать развитие экономики страны в целом. Фактически СЭЗ выступают в качестве полюсов экономического роста. Это активный инструмент управления внешними экономическими связями на уровне региональной политики и государственном уровне.

Типы СЭЗ с точки зрения функциональности:

  • оффшорные зоны , в которых на специально выделенных территориях организовываются льготные налоговые, валютные, регистрационные и банковские условия для нерезидентов страны;
  • комплексные производственные зоны, которые создаются, прежде всего, на экспортное производство товаров массового потребления, не требующих материалоемких затрат;
  • технополисы и технологические парки, которые создаются с ориентацией на разработку и освоение инновационных технологий;
  • внешнеторговые зоны, где возможно сочетание беспошлинной торговли и развития транспортных, складских услуг и экспортное производство.

Также СЭЗ могут характеризоваться применением на своей территории беспошлинной таможенной территории .

Причины образования СЭЗ

СЭЗ создаются в промышленно развитых странах в регионах с экономической депрессией с целью оживления среднего и мелкого бизнеса и выравнивания таким образом межрегиональных различий. Предприятия таких регионов получают максимально возможные налоговые льготы. СЭЗ – инструмент региональной политики , который используется в тех районах стран, где требуется повышение экономического уровня, а также уровня социального развития.

При выборе региона для формирования свободной экономической зоны используют такие критерии, как уровень доходов населения региона и уровень безработицы.

Развивающиеся страны, в отличие от промышленно развитых, делают главный акцент прежде всего на достижение более высокого уровня индустриализации: модернизацию промышленности, привлечение иностранных капиталов, повышение квалификации работников, внедрение новых технологий.

Классификация СЭЗ

Комплексные СЭЗ создают с установлением льготного режима хозяйствования на территориях отдельных административных образований. К ним относят:

  • Особые экономические зоны
  • Территории особого режима
  • Специальные экономические зоны
  • Зоны свободного предпринимательства

Сервисные зоны – территории, обладающие льготными режимами предпринимательской деятельности для организаций и фирм, которые оказывают страховые, финансово-экономические и другие услуги:

  • Туристические услуги
  • Банковские и страховые услуги
  • Офшорные

Промышленно-производственные экономические зоны - это СЭЗ 2-го поколения, которые появились в результате преобразования торговых зон после того, как туда стали ввозить помимо товаров еще и капитал:

  • Экспортно-импортозамещающие
  • Экспортно-производственные
  • Импортозамещающие
  • Промышленные парки
  • Научно-промышленные парки

Технико-внедренческие экономические зоны относят к зонам 3-го поколения (1970-1980-е гг.). Они концентрируют иностранные и национальные исследовательские организации, которые используют единую систему налоговых льгот:

  • Инновационные центры
  • Технопарки
  • Технополисы

Торговые зоны - самая простая форма СЭЗ, которые появились в 17-18 вв. Торговые зоны работают в большинстве стран, но большая их часть располагается в индустриальных странах:

  • Торгово-производственные
  • Свободные порты
  • Бондовые склады
  • Свободные таможенные

Мировой опыт организации СЭЗ

Согласно данным за июль 2006-го года по разным экспертным источникам в мире существует от 1200 до 2000 СЭЗ различных функциональных типов. Динамика темпа СЭЗ в количественном отношении и по общему объему производства продукции в них говорит о большой перспективе данного направления в нашей стране и в мире в целом.

В мировой практике СЭЗ применяются в качестве активного средства управления на государственном уровне. Первые подобные зоны на территории России появились в 1990-м году. На протяжении более 15 лет шел процесс их формирования и функционирования, который не имел четко отработанной системы. Виной тому было не только отсутствие законодательной базы, но и постоянная борьба федерального центра с регионами за выгодные льготы для СЭЗ, а также за право управления ими.

Сейчас ситуация претерпела серьезные изменения. Сегодня можно наблюдать развитие принципиально нового этапа в создании и функционировании СЭЗ на территории РФ. Эти изменения связаны с принятым от 22 июля 2005-го года федеральным законом "Об особых экономических зонах в РФ". Создание данного ФЗ положило начало созданию единой правовой базы и системы функционирования СЭЗ на территории РФ.

Причины формирования СЭЗ на территории РФ:

  • необходимость образования высококвалифицированных рабочих мест;
  • создание и дальнейшее развитие различных отраслей промышленности, в том числе и высокотехнологичных, а также сферы услуг;
  • мотивация регионов страны к экономическому и социальному развитию;
  • привлечение капиталов российских и зарубежных компаний.

Принятый федеральный закон предусмотрел формирование на территории нашей страны СЭЗ 2-х видов: особых технико-внедренческих зон и промышленно-производственных зон . Также закон предусматривает ведение на территориях СЭЗ лишь таких типов деятельности, которые обговорены законом и предусмотрены постановлением Правительства РФ.

Федеральный закон четко формулирует основные условия налогообложения ОЭЗ, основной из которых гласит о предоставлении максимальных налоговых льгот.

Все участники зон экспортного производства получают значительные льготы относительно федерального налога, которые за счет местных налогов могут дополняться субъектами Федерации:

  • освобождение участников от НДС услуг по транспортировке товара;
  • освобождение участников со дня регистрации на срок 5 лет от налога на прибыль;
  • снижение для участников зоны налога на добавленную стоимость на 50% на продукцию собственного производства, которая реализуются на территории;
  • уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму прибыли, которая вложена в инвестиции, по окончании срока 5 лет.

Надо понимать, что организация и создание необходимой инфраструктуры СЭЗ не может быть произведена без вложений серьезных денежных средств из бюджета.

Основные характеристики ОЭЗ, расположенных на территории РФ

Место расположения ОЭЗ Специализация ОЭЗ Инвестиции государства в инфраструктуру ОЭЗ
Санкт-Петербург Разработки, выпуск аналитических приборов. Выпуск электронной бытовой аппаратуры и программного обеспечения 1,5 млрд. руб. (50% из ФБ)
Дубна, Московская область Разработки альтернативного источника энергии, проектирование и создание новых летательных аппаратов, электронное приборостроение 2,5 млрд. руб., (65% из ФБ)
Елабуга, Татарстан Развитие высокотехнологического химического производства. Выпуск бытовой техники, автобусов и автомобильных компонентов Около 1,6 млрд. руб. (49% из ФБ)
Липецк Выпуск бытовой техники и комплектующих товаров 1,8 млрд. руб. (42% из ФБ)
Томск Выпуск новейших материалов. Разработки медицинских, электронных и информационно-коммуникационных, технологий 1,9 млрд. руб. (70% из ФБ)
Зеленоград Развитие высокоинтеллектуальных систем навигации, микросхем Около 5 млрд. руб. (50% из ФБ)

Идеальная свободная экономическая зона – зона с четкими правилами, имеющая максимальную конкурентную среду и минимальные бюрократические издержки. Создание и успех развития ОЭЗ на территории России напрямую зависят от того, насколько они будут приближены к этой схеме. Успешное формирование СЭЗ на территории РФ поможет создать в зонах наиболее благоприятный инвестиционный климат.

Современные СЭЗ весьма неоднородны и разнообразны, что в значительной степени затрудняет их классификацию и систематизацию, с этой целью в экономической литературе и используются различные подходы.

Одной из задач исследования при классификации свободных зон является выделение общих черт СЭЗ, которые позволяют обосновать принципы и подходы системы управления и выявить особенности управления для каждого типа зон.

Например, А. Капустин, Н. Смородинская предлагают классифицировать СЭЗ по признаку хозяйственной специализации. В соответствии с данным признаком выделяются:

  • · промышленно-производственные зоны;
  • · зоны свободной торговли;
  • · технико-внедренческие зоны;
  • · комплексные и сервисные зоны, которые, в свою очередь, также подразделяются по более частным признакам. Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы // Вопросы экономики. 2004, №12.

Для более глубокого понимания сущности СЭЗ можно применить еще 2 критерия классификации:

  • 1. по целям создания
  • 2. по степени влияния СЭЗ на национальную экономику Овчинникова С. Зоны свободного предпринимательства. Учебное пособие / Под ред. д-ра экон. наук, проф. А. Е. Карлика. 4-е издание, переработанное и дополненное. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. - 138 с..

Организационно-функциональная структура СЭЗ достаточно многообразна. Порой достаточно трудно классифицировать ту или иную СЭЗ однозначно, поскольку они обладают чертами многих зон. Российскими специалистами разработана примерная классификация по признаку хозяйственной специализации - профилю деятельности большинства хозяйствующих в зоне фирм (рисунок 1).

Рис.1. Классификация СЭЗ по хозяйственной специализации

При организации СЭЗ используют 2 концептуальных подхода:

  • · территориальный
  • · функциональный (точечный).

В первом случае СЭЗ рассматривается как обособленная территория, где все резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности.

Второй подход предполагает, что СЭЗ - это льготный режим, который применяется к определенному виду предпринимательской деятельности независимо от местоположения соответствующей компании в стране. Разновидности СЭЗ в соответствии со способом организации и размерами приведены на рисунке 2.

Рис.2. Классификация СЭЗ по способу организации

Рассмотрим различные виды и типы СЭЗ и представим их основные характеристики.

Зоны формирования открытого сектора экономики характерны для постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы, целью создания которых было ускоренное формирование рыночной экономики. Механизм управления данного типа свободных зон ориентирован на создание благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвесторов и активное привлечение инвестиций (Венгрия, Болгария, Китай, Россия, Польша и страны СНГ).

Зоны развития депрессивных отраслей и районов распространены в таких промышленно развитых странах, как Великобритания, США, Франция, Германия. Особенностью механизма управления таких свободных зон является ориентация на создание благоприятных административных, правовых и экономических условий для национальных компаний и активизации их деятельности.

СЭЗ анклавного типа - территория страны, которая отделена от остальной ее территории внутренней границей, на которой установлен жесткий таможенный режим. Такие зоны слабо связаны с внутренним рынком страны, ориентированы в первую очередь на развитие экспорта и внешнеторговых связей, в силу чего оказывают опосредованное влияние на национальную экономику. Размещены, как правило, в приграничных районах страны.

СЭЗ типа экономических центров подчиняют свою деятельность не столько решению внешнеэкономических, сколько общехозяйственных задач страны. Они функционируют в национальной экономике как ее неотъемлемая часть и размещаются как в приграничных, так и в глубинных районах страны.

Свободные таможенные зоны (СТЗ) сочетают в себе функции оказания таможенных услуг и услуг по торговым операциям. Поэтому в специальной литературе СТЗ, свободные порты, зоны свободной торговли, транзитные зоны рассматриваются как тождественные. СТЗ - это небольшие территориальные образования, которые выведены за пределы таможенной территории. Цель создания: получение дополнительных валютных поступлений за счет активизации внешнеторговых операций, а также рационализация импорта. Их экономический механизм основывается на льготном таможенном режиме, системе экспортно-импортного контроля над товарами, которые поступают в зону и реэкспортируются из нее. В частности, предусматривается:

временное освобождение от импортных пошлин любых товаров, которые предназначены для ввоза на национальную таможенную территорию;

освобождение от импортных квот и пошлин любых товаров (как производственного назначения, так и потребительских), которые реэкспортируются с территории зоны;

поощрение развития сектора финансовых услуг (страхование внешнеторговой деятельности, кредитование и пр;

возможное создание валютных и товарных бирж, торгово-выставочных центров и т.п.

Преимущества СТЗ:

  • · незначительные стартовые капиталовложения (с целью строительства складских комплексов);
  • · быстрая окупаемость инвестиций;
  • · однозначность цели образования.

Перечислим типичные «уязвимые места»:

  • 1. Делается ставка на исключительное географическое положение (которое может измениться).
  • 2. Достаточно высокая вероятность превращения зоны в центр контрабандного ввоза товаров на внутренний рынок страны.

СТЗ широко представлены в таких странах, как Сингапур, Гонконг, Гибралтар, Колон, Аден. Только в США к началу девяностых годов почти во всех штатах функционировали порядка 130 таких зон Мозиас П. Свободные экономические зоны: тенденции мирового опыта // Финансовый бизнес. 2007, №3. .

Зоны свободной торговли (ЗСТ) создаются с целью поощрения инвестиций из-за рубежа и расширения экспорта, а также стимулирования экономического развития стран и регионов.

ЗСТ - это ограниченные территории, рассматривающиеся вне таможенного национального пространства государств. Под свободой таких зон понимается освобождение товаров от уплаты налога на импорт, таможенных пошлин, других видов финансового контроля. Товарная продукция, которая ввозится в ЗСТ, не декларируется, но таможенная администрация имеет право организовать контроль внутри зоны с целью не допустить провоза запрещенных товаров и контрабанды.

Национальные изделия и иностранные товары, оплаченные пошлиной, ввозимые в ЗСТ, считают экспортом с таможенной территории принимающей страны. После ввоза в зону на те же зарубежные и национальные товары распространяются все имеющиеся в зоне экспортные стимуляторы, в том числе налоговые премии, налоговые скидки, возврат сделанных ранее платежей и пр. Товарная продукция иностранного производства, которая ввезена в ЗСТ для использования и потребления в пределах ее границ, считается импортом и облагается налогами и таможенными пошлинами на импорт. Товары, вывозимые из зоны для использования в принимающей стране, также облагаются налогами и таможенными пошлинами на импорт на тех же условиях, что и подобные товары, которые произведены непосредственно в ЗСТ.

Наибольшее распространение ЗСТ получили в США: они функционируют более шестидесяти лет.

К числу ЗСТ относятся и магазины «Duty Free» - магазины беспошлинной торговли. С точки зрения финансового режима они рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. Здесь действует таможенный режим, при котором товары реализуются под таможенным контролем, без взимания налогов и таможенной пошлины, без применения мер экономической политики. Магазины «Duty Free» должны располагаться за линией таможенного контроля в международных аэропортах, речных и морских гаванях, международных вокзалах и автомобильных пунктах пропуска. Продавать товар в этих магазинах разрешается в розницу и только физическим лицам, выезжающим за границу.

Промышленно-производственные зоны (ППЗ) - компактные территориальные образования со специальным таможенным режимом, где промышленные компании производят экспортную и импортозамещающую продукцию, пользуясь определенными налоговыми льготами.

Цель создания:

получение дополнительных валютных поступлений;

создание новых рабочих мест;

налаживание импортозамещающих производств;

привлечение технологий, передовых методов управления и зарубежных капиталов.

По рынку сбыта произведенной продукции такие зоны подразделяются на три типа:

  • 1. Экспортно-производственные
  • 2. Смешанные (экспортно-импортозамещающие)
  • 3. Импортозамещающие

Экспортно-производственные зоны (ЭПЗ) являются наиболее распространенным видом ППЗ. Специфической чертой таких зон является выраженное доминирование производств, налаживание которых не требует крупных капиталовложений: легкая промышленность, бытовая электроника, электротехника (сборка на импортных комплектующих) и пр. Производственная деятельность осуществляется преимущественно филиалами ТНК и совместными предприятиями, которые заинтересованны в интенсивном использовании дешевой рабочей силы и сырья принимающей стороны.

Преимущества ЭПЗ:

достижимость и ограниченность целей: занятость, валюта;

минимизация риска государства в случае неудачи проекта;

Недостатки ЭПЗ:

слабая связь с экономикой принимающей страны;

отсутствие реальной передачи технологий;

использование преимущественно неквалифицированной рабочей силы Мозиас П. Свободные экономические зоны: тенденции мирового опыта // Финансовый бизнес. 2007, №3. .

Модели импортозамещающих зон, которые ориентированы на внутренний рынок страны-учредителя, в чистом виде встречаются довольно редко. В большинстве случаев они используются в сочетании с другими типами зон, хотя правовая база в отношении импортозамещающей специализации (как приоритетной в рамках комплексных зон) предусмотрена.

Экспортно-импортозамещающие зоны сочетают преимущества импортозамещающих и экспортных зон.

Недостатки экспортно-импортозамещающих зон:

довольно трудно определить оптимально допустимый уровень сбыта продукции предприятий зоны на внутреннем рынке страны;

появляется соблазн максимизировать административным путем приток в зону ресурсов с внутреннего рынка;

множественность целей может привести к неэффективному функционированию зоны в целом.

Технико-внедренческие зоны - территориальные комплексы интеграции образования, производства и науки. Образуются с целью стимулирования разработки производства наукоемкой продукции и новых технологий, которые направляются на экспорт и на внутренний рынок принимающей страны.

Ключевыми элементами особого режима в таких зонах выступают:

финансовые льготы (например, льготное кредитование и пониженные ставки арендной платы);

льготное налогообложение резидентов;

льготный таможенный режим.

Существует несколько разновидностей технико-внедренческих зон (технопарков), которые отличаются друг от друга соотношениями между производственными и исследовательскими функциями, сферой и объемом кооперации и т.п.

Исследовательские парки - это агломерации исследовательских подразделений промышленных компаний, которые группируются вокруг крупных научных центров. Круг их деятельности в большинстве случаев ограничивается оказанием научных услуг (например, разработкой технических новшеств). Последующие стадии инновационного процесса осуществляются чаще всего за пределами исследовательских парков.

Промышленные парки - неспецифическое территориальное сосредоточение предприятий, не характеризующихся общностью. Предлагая выгодные условия для их размещения (арендная плата, транспортная привязка, налоговые льготы, пр.), государство оказывает поддержку производителям, которые размещаются в регионах со слабой структурой. Сроки их размещения в промышленных парках, как правило, не ограничиваются. Главное назначение этой формы - помочь предприятиям решить проблему размещения производства, резко обострившуюся в связи с ограниченностью пригодной для промышленной застройки территории.

Промежуточное положение между этими 2 типами парков - грюндерские парки, в большей степени являющиеся разновидностью промышленных парков. Грюндерские центры предназначены для помощи предприятий обрабатывающей промышленности.

Инновационные центры - разновидность грюндерских центров, но отличаются от них концентрацией фирм, которые специализируются на внедренческой деятельности в области высоких технологий. В дополнение к службам коллективного пользования, которые действуют в грюндерских центрах, здесь функционируют специализированные компании рискового капитала.

Механизм управления технико-внедренческих СЭЗ включает помимо традиционных элементы инновационного менеджмента, что предопределяет создание более адаптивной и гибкой системы управления СЭЗ.

Технопарки обеспечивают условия для реализации всех стадий инновационного процесса от разработки и экспертизы новшества до выпуска образца товарного продукта и его реализации. Они могут быть центрами обучения предпринимателей, технологического трансферта, а также местом сервисной службы по оказанию широкого спектра услуг.

Сервисные зоны - территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для институтов и фирм, которые оказывают различные виды нефинансовых и финансовых услуг. К сервисным зонам относятся оффшорные центры, где юридические лица (банки, фирмы), не ведущие на данной территории хозяйственной деятельности, пользуются упрощенным режимом регистрации и налоговыми льготами.

Оффшорные финансовые центры создаются преимущественно в малых странах или на анклавных участках национальной территории, которые имеют благоприятные климатические условия и выгодное географическое положение.

Свободные страховые и банковские зоны - важное звеном международных расчетов. Это обособленные секторы финансово-кредитной системы, где кредитные средства заимствуются у одних и предоставляются другим нерезидентам страны регистрации при посредничестве банков и других финансовых институтов, действующих на льготных условиях.

К числу льгот относятся: налоговые, частичное или полное регулирование или упразднение процентных ставок, более либеральное требование относительно ликвидности и собственного капитала, более строгое соблюдение банковской тайны. Для создания страховой и банковской зон не всегда обязательно выделение обособленной территории. Они могут формироваться по режимному принципу в рамках действующей банковской структуры.

Комплексные зоны формируются путем введения особого льготного режима хозяйственной деятельности на территории отдельных административных образований. Они призваны решать широкий круг задач общенационального и регионального масштаба.

Особые экономические зоны (ОЭЗ). Она предлагается в качестве перспективной модели развития отдельных российских территорий (например, Калининградская область), которые нуждаются в федеральной государственной поддержке и имеют хорошие предпосылки для образования центров роста.

Рассматривая СЭЗ как объект управления необходимо подчеркнуть, что большинство СЭЗ представляют собой регион, которые характеризуются определенными целями развития, инфраструктуры, хозяйственной специализацией и степенью влияния на национальную экономику. Исключение составляют режимные СЭЗ.

С точки зрения управления СЭЗ всю совокупность зон можно разделить на две группы:

  • · точечные или локальные СЭЗ, которые занимают небольшие территории (промышленно-производственные, внешнеторговые, технико-внедренческие зоны и пр.);
  • · «суперзоны», которые формируются в пределах областей или городов (например, СЭЗ «Янтарь» в Калининградской области, СЭЗ Китая).

В современных теоретических работах отечественных и зарубежных авторов нет единого мнения по определению и типологии особых экономических зон (СЭЗ). В мировой практике существует до двадцати пяти их разновидностей, перечислим основные из них.

По характеру деятельности и функциональному предназначению можно выделить 4 основных типа зон: зоны свободной торговли, экспортно-производственные зоны, научно-промышленные парки, оффшорные зоны.

К зоне свободной торговли (ЗСТ) относятся территории, функции которых в основном сводятся к ввозу, хранению, сортировке, упаковке и перевалке товаров без их дополнительной обработки.

ЗСТ существуют в форме таможенных складов, свободных таможенных зон производственного и торгового типов и магазинов беспошлинной торговли. Режим таможенных складов установлен для хранения ввезенных товаров без взимания таможенных пошлин, а так же для вывозимых товаров с возвратом пошлин или освобождением от них. Фактически таможенные склады предоставляют своим предприятиям - клиентам налоговые кредиты. Таможенные зоны предоставляют возможность ведения любой производственной и коммерческой деятельности. Свободные таможенные зоны производственного типа создаются на участках, имеющих развитую производственную и транспортную инфраструктуры и другие благоприятные условия для развития предпринимательской деятельности. В этих зонах разрешается совершение производственных операций, в результате которых изменяется позиция товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. В таких зонах наряду с коммерческими и складскими организациями допускаются улучшение и модернизация товаров, предоставление страховых и банковских услуг без уплаты пошлин и НДС, организация торгов и выставок. Разновидностью зон свободной торговли являются и специальные магазины «Дьюти фри», которые располагаются в крупнейших международных аэропортах. Эти магазины наделены правом беспошлинного ввоза товаров.

Экспортно-производственные зоны (СЭПЗ) создаются исключительно для производственной деятельности (сборочных операций, первичной переработки сырья). Обычно предприятия в таких зонах работают на импортных комплектующих и полуфабрикатах, местном сырье и импортном оборудовании, которые легче доставить в зону, привлекая отечественные и иностранные капиталы. СЭЗ этого вида отражают новый уровень взаимодействия национальной и мировой экономики, предполагающий качественные структурные сдвиги в национальном и мировом хозяйстве, ускорение процесса интернационализации хозяйственной жизни.

Оффшорные зоны (от английского offshore - «вне берега») - это страны и территории, осуществляющие регистрацию иностранных компаний, на деятельность которых распространяется льготный режим налогообложения. Такие зоны составляют особый класс среди свободных экономических зон. Их главное отличие от СЭЗ состоит в том, что зарегистрированные в них предприятия не имеют права осуществлять никакую производственную деятельность. Налоговые льготы для компаний, зарегистрированных в оффшорных зонах, весьма существенны и, как правило, представляют собой полное освобождение от уплаты всех местных налогов. Оффшорные компании обязаны уплатить лишь разовый регистрационный сбор и оплачивать годовой сбор, ставки которого обычно фиксированы. Это, а так же высокий уровень банковской и коммерческой секретности, лояльность государственного регулирования, анонимность реальных владельцев компаний, привлекают клиентов в оффшоры.

Научно - промышленные зоны, чаще именуемые технопарками или технополисами, специализируются на разработке и выпуске наукоемкой продукции. Принципы организации технопарков очень схожи с порядком образования экспортно-производственных зон - те же территориальная и экономическая обособленность, государственная поддержка в виде валютных ассигнований, финансовых и налоговых льгот, экспортная ориентация. Основное отличие НПЗ от СЭПЗ в том, что в экспортно-производственных зонах создавалось в основном крупносерийное, трудоемкое производство, а в технополисах осуществляется разработка принципиально новых изделий и технологий, материалов и товаров, экспериментальное, мелкосерийное производство наукоемкой продукции. Наиболее известные технопарки: в США - «Кремниевая долина» (Силикон-Вэлли), в Англии - технопарк Кембриджского университета, в Китае - Пекинская экспериментальная зона развития новых технологий (на базе Пекинского университета), в России - Международный центр развития науки и технологий (МЦРНТ) «Дубна», технополис «Зеленоград».

Заслуживают специального выделения сервисные свободные экономические зоны, концентрирующие банковское и страховое обслуживание на льготных условиях и обычно представляющие собой сектор экспортно-производственных зон, где сосредоточены страховые и финансовые компании, банки, их филиалы, обслуживающие деятельность структур зоны. К этому виду зон могут быть так же отнесены СЭЗ по предоставлению услуг отдыха и туризма, способствующие международному личному и деловому общению граждан.

Новым явлением в практике создания особых экономических зон стало появление нового их вида - эколого-экономических регионов (ЭЭР). Большинство из них расположено в развитых странах на уникальных, экологически значимых территориях. Как правило, это горные территории, территории с благоприятным климатом и потенциальными рекреационными возможностями. Важным отличием ЭЭР от других видов особых экономических зон является характер осуществляемой здесь предпринимательской деятельности. Эколого-экономические регионы специализируются на таких сферах бизнеса, которые не загрязняют природную среду, это туризм, рекреация, валютно-финансовые операции, различного рода услуги (консалтинг, аудит, связь и телекоммуникации, дизайн, др.), сфера образования и др. ЭЭР можно считать отдельные кантоны Швейцарии. В России статус ЭЭР носит Республика Алтай. Эколого-экономический регион - это, во-первых, экспериментальная площадка для формирования экологической мини-модели будущего, где гармонично существуют и взаимодействуют природа и человек. Такая гармония обеспечивается безопасной во всех отношениях безопасной во всех отношениях хозяйственной деятельностью человека. Во-вторых, это прообраз будущего духовного центра. Эти две задачи определяют рамки деятельности предприятий на территории ЭЭР.

Наконец, типичными становятся комплексные свободно - экономические зоны многофункционального характера, сочетающие различные направления деятельности. Они характеризуются масштабами деятельности, большими объемами привлекаемого капитала, более высокой концентрацией производства. Помимо обычных целей, ставится задача обеспечения большей открытости экономики, практического опыта управления хозяйством в условиях рынка. (Рыбалкин). Комплексные зоны образуются путем установления особых льгот по сравнению с общим режимом хозяйственной деятельности на территории страны. Их функции включают развитие экспортноореинтированного производства, финансового рынка, страхования, коммуникаций, туризма и др.

Особое место во внешнеэкономической политике занимает формирование международных экономических зон, осуществление международных программ по развитию приграничных районов. Такие СЭЗ в более полной мере отвечают актуальным условиям глобализации мирохозяйственных связей, когда в их систему непосредственно включаются определенные экономические регионы стран. Это создает новые возможности эффективного внешнеэкономического взаимодействия национальных хозяйств. Создание международных свободных экономических зон помогло бы существенно продвинуть проекты международного сотрудничества, облегчило бы постепенное формирование совместного экономического пространства в рамках согласованной правовой базы. Возможны и другие подобные варианты, создающие предпосылки для развития некоторых политических узлов.

Первоначально свободные экономические зоны ориентировались на решение внешнеторговых задач, но постепенно акцент в их деятельности переместился на производственные, научно - технические, инновационные цели. В соответствии с этим изменялись конкретные формы СЭЗ: от внешнеторговых, таможенно - складских до экспортно-производственных, научно - технологических, комплексных.

Российскими специалистами разработана примерная классификация по признаку хозяйственной специализации - по профилю деятельности большинства хозяйствующих в зоне фирм. Центральное место в классификации СЭЗ отводится зонам промышленной обработки. Они подразделяются, в свою очередь, на зоны замещения импорта и экспортно-ориентированные зоны

При организации СЭЗ используют два различных концептуальных подхода: территориальный и функциональный (точечный). В первом случае зона рассматривается как обособленная территория, где все предприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности. Согласно второму подходу зона - это льготный режим, применяемый к определенному виду предпринимательской деятельности независимо от местоположения соответствующей фирмы в стране.

Примером реализации первого подхода являются СЭЗ Китая, зона «Манаус» (Бразилия), многие экспортно-производственные зоны в развивающихся странах. Результатом второго подхода являются точечные зоны, представленные отдельными предприятиями (оффшорные фирмы, магазины «дьюти фри».)

Торговые зоны. Одной из простейших форм СЭЗ являются свободные (беспошлинные) таможенные зоны (СТЗ). Эти зоны относятся к зонам первого поколения. Они существуют с XVII-XVIII вв. Эти зоны представляют собой транзитные или консигнационные склады для хранения, упаковки и незначительной обработки товаров, предназначенных для экспорта. Такие зоны часто называют свободными таможенными территориями. В них обычно открывают свои филиалы нерезидентные для данной страны предприятия-импортеры. СТЗ освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров. Они имеются во многих странах, но более всего они распространены в индустриальных странах.

Зоны свободной торговли (ЗСТ). Также широко распространены в мире. Наибольшее развитие ЗСТ получили в США. Такие зоны представляют собой ограниченные участки территории США, в пределах которых установлен льготный по сравнению с общим режим хозяйственной, в том числе внешнеэкономической, деятельности. В соответствии с существующим законодательством США СТЗ, действующие на территории страны, подразделяются на зоны общего назначения и специализированные (субзоны). Зоны общего назначения занимают небольшую территорию (несколько км 2) и находятся за пределами национального таможенного пространства. В них осуществляются операции по складированию и переработке ввезенных товаров (упаковка, сортировка, маркировка, доработка и т.п.).

Субзоны создаются для отдельных крупных компаний, деятельность которых выходит за рамки зон общего назначения. В субзонах производится экспортная или импортозамещающая продукция. Субзоны являются результатом использования комбинации режимов ЗСТ и импортозамещающих производственных зон.


К числу простейших ЗСТ можно отнести специальные магазины «дьюти фри» в крупных международных аэропортах. С точки зрения режима они рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. К ЗСТ относятся также и традиционные свободные гавани (порты) со льготным торговым режимом.

Промышленно-производственные зоны. Промышленно-производственные зоны относятся к зонам второго поколения. Они возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них стали ввозить не только товар, но и капитал, заниматься не только торговлей, но и производственной деятельностью.

Промышленно-производственные зоны создаются на территории со специальным таможенным режимом, где производится экспортная или импортозамещающая продукция. Эти зоны пользуются существенными налоговыми и финансовыми льготами. Наибольшее распространение, особенно в развивающихся странах, получили экспортно-производственные зоны (ЭПЗ). Современная модель таких зон берет начало от зональной структуры, созданной в 1959 г, в ирландском аэропорту «Шеннон». Наибольший эффект от таких зон был получен в новых индустриальных странах (в основном азиатских).

Логика образования ЭПЗ была предопределена экономической стратегией развивающихся стран, когда с середины 60-х гг. возникла необходимость стимулирования промышленного экспорта и занятости за счет притока иностранных капиталов.

Технико-внедренческие зоны Технико-внедренческие зоны относят к зонам третьего поколения (70-80-е гг.). Они образуются стихийно (США) или создаются специально с государственной поддержкой вокруг крупных научных центров (Япония, Китай). В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот.

Наибольшее число технико-внедренческих зон функционирует в США, Японии, Китае. В США их называют технопарками, в Японии - технополисами, в Китае - зонами развития новой и высокой технологии.

Сервисные зоны Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм и организаций, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги.

К числу сервисных зон относятся оффшорные зоны (ОЗ) и налоговые гавани (НГ). ОЗ и НГ привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования.

Главное требование от компании, зарегистрированной в ОЗ и претендующей на получение налоговых и иных льгот, - не быть резидентом страны, где находится оффшорный центр, и не извлекать на его территории прибыль. Налоговые гавани отличаются от оффшорных зон тем, что в них (в НГ) все фирмы (как местные, так и иностранные) получают налоговые льготы на все или некоторые виды деятельности.

Деятельность ОЗ оценивается специалистами весьма неоднозначно. Признавая их важную роль в международном движении капитала, многие сходятся во мнении, что оффшорные центры зачастую являются местом отмывания «грязных денег» и разного рода банковских афер.

Комплексные СЭЗ. Комплексные зоны образуются путем установления особого, льготного по сравнению с общим режима хозяйственной деятельности на территории отдельных административных образований.

Комплексные СЭЗ появились сравнительно недавно, в начале 80-х гг. Некоторые из них были созданы с нуля, а большинство сформировались на базе зон с экспортно-ориентированной обрабатывающей промышленностью и представляют собой новую, более высокую ступень развития. Отличие комплексных СЭЗ от других форм заключается в больших пространственных масштабах, более высокой концентрации производства и более широком поле деятельности. Их функции составляют единое целое: преимущественное развитие международной торговли, импортозамещающего производства, развитие финансового рынка, коммуникаций, туризма.

К комплексным СЭЗ можно отнести пять специальных экономических зон Китая, «открытые районы» КНР, а также бразильскую зону «Манаус», территорию «Огненная Земля» в Аргентине, зоны свободного предпринимательства, создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах.

Международные СЭЗ . В 90-е гг. активизируются процессы по формированию международных СЭЗ.Так, подготовлен проект создания специальной экономической зоны Туманган. Эта СЭЗ должна быть создана на стыке границ России, Китая и КНДР. Проект рассчитан на 20 лет. СЭЗ предполагает участие Японии, Южной Кореи, Монголии, Китая, КНДР и России.

Отработка деловых контактов не на межгосударственном, а на региональном уровне привела к появлению так называемых еврорегионов как формы организации внешнеэкономического взаимодействия. Еврорегион представляет собой добровольное объединение пограничных областей различных государств, прежде всего в хозяйственной сфере, с целью интенсификации внешнеэкономических связей друг с другом. Высшие органы каждой страны, осуществляющей свою деятельность в еврорегионе, делегируют данной области полномочия, способствующие интенсификации приграничных хозяйственных и иных связей. Активную роль в создании еврорегионов играют Польша, Словакия, Чехия, Венгрия, а также Украина и Белоруссия. К середине 90-х гг. созданы еврорегионы «Карпаты», «Буг», «Померания».

В 1994 г. подписано соглашение о создании российско-китайской торговой приграничной зоны в районе китайского города Суй-фэнхэ. Совместное образование или использование приграничных СЭЗ с определенными странами ближнего и дальнего зарубежья, особенно на границе с Китаем, Финляндией, Новергией, в Калининградской области, может способствовать развитию приграничной торговли, реализации крупных совместных проектов на основе использования сырьевых ресурсов и производственных мощностей обеих сторон, прежде всего российской.

mob_info