Агенты и органы валютного контроля. Валютный контроль Кем осуществляется валютный контроль в рф

Организация заключила договор с иностранной компанией, или человеку предложили устроиться на работу в международную компанию и получать заработную плату из-за рубежа. В этих случаях каждое из действующих лиц обязательно услышит словосочетание «валютный контроль». Под его действие попадает и любой россиянин, который поедет в отпуск и будет ввозить или вывозить валюту через границу РФ. Так что же такое «валютный контроль»?

Понятие о валютном контроле и его функциях

Валютный контроль в Российской Федерации– это меры по государственному инспектированию валютного рынка. То есть это надзор за движением валюты как за пределы государства, так и внутри страны. Касается это и простых граждан, и предприятий, и организаций.

Вот несколько основных функций, которые выполняет валютный контроль (далее - ВК):

  1. Выдача всех возможных разрешений и проверка работы обменных пунктов, которые могут покупать и продавать валюту. Это означает, что все официальные «обменники» должны иметь лицензию и их работа находится под пристальным вниманием органов валютного регулирования и контроля.
  2. Купли-продажи иностранной валюты в пределах России. Покупая денежные знаки «импортного производства» перед отпуском, человек автоматически становится объектом внимания валютного контроля и законодательства в данной сфере.
  3. Провоз валюты через границу. При вывозе или ввозе сумм, превышающих 10000 долларов в любой валюте, владелец денег обязан их задекларировать. Если наличных менее чем 10000 долларов, то это делается по личному желанию.
  4. Расчеты по экспортно-импортным сделкам, контрактам и покупкам. В большей степени это относится к юридическим лицам, так обычно сюда включаются сделки между российскими и иностранными организациями по всем видам договоров. Хотя этот пункт касается и физических лиц, которые получают за свою работу деньги из-за границы или оплачивают крупные заграничные покупки. Мелкие валютные покупки в интернет-магазинах или аукционах обычно не привлекают внимания органов ВК.

Буква закона, или Федеральный закон о валютном контроле

Как и большинство видов деятельности в России, подконтрольные валютные отношения регламентируются федеральным законом
(далее - ФЗ) о валютном контролеот 10.12.2003. Этот документ не меняет своего основного содержания с 2003 года и имеет только ряд нововведений, связанных в основном с формулировками.

Так, в связи с изменениями в Налоговом кодексе, валютный контроль в РФ 2014сменил ряд наименований «действующих лиц». Например, «банки» заменили на «кредитные организации». Основные акценты и сфера распространения закона остались без изменений.

Органы валютного регулирования и контроля

173 ФЗ о валютном контроле четко распределяет: кто, что и за кем должен контролировать. Органами валютного контроля являютсяЦентральный Банк и Правительство РФ. Эти органы проверяют своих агентов. Если обобщить, то основные моменты, которые проверяют агенты, это:

  • суммы операций с участием иностранной валюты (то есть кто, сколько и кому перевел);
  • основания для использования именно «импортных» денежных знаков, а не рублей;
  • сроки предоставления документов, которые доказывают, что инвалюта была переведена или получена именно за услугу или товар.

Самими агентами валютного контроля являются:

  • банки, которые подчиняются ЦБ;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • таможенные и налоговые органы.

Цепочка контролеров и подконтрольных организаций только кажется сложной. Если фирма перевела деньги своему заграничному партнеру и получает от него товар или комплекс услуг, то при декларировании инспектировать ее будет таможня и российский банк, через который эта оплата прошла. Это предусматривает закон о валютном контроле.

Организация в этом случае должна доказать, что она не просто так перевела эти деньги заграницу. В таможню будет предоставляться платежное поручение на оплату, а в банк - декларация на товары. А уже эти два агента будут контролироваться ЦБ и Правительством. И несоблюдение сроков или условий операций приводит к достаточно суровым штрафам, но уже в рублях. Например, несвоевременное предоставление декларации грозит организации штрафом в 50000 рублей.

Штрафные санкции применяются и к физическим лицам. Если гражданин России открыл банковский счет на территории иностранного государства, то он обязан сообщить об этом налоговым органам РФ в течение одного месяца. Или банк может отклонить платеж, направленный в пользу или от физического лица, если считает, что эта операция сомнительна и лицо не имеет подтверждающих документов для такого перевода. Штрафы за нарушение валютного контроля установлены ст. 15.25. КоАП.

  1. Если физическое лицо работает на иностранную компанию и получает свои «кровные» в валюте или переводом из-за рубежа, то оптимальным вариантом является переход в формат юридического лица, например ИП. В случае неподтверждения человеком такого платежа, банк имеет право отклонить операцию. К тому же, при таком варианте не производится отчислений налогов, а это уже может не остаться без внимания налоговых органов.
  2. Если сумма договора на товары или услуги, заключенной с иностранным партнером, больше 50000 долларов, то нужно открывать паспорт сделки в банке. Если в рамках этого контракта производится несколько поставок или оказывается несколько услуг, то как только сумма приближается к этому рубежу, во избежание штрафных санкций лучше заранее оформить паспорт сделки в банке.
  3. Если физическое лицо перевозит более 10000 долларов в любой валюте, то лучше задекларировать их в аэропорту при прохождении таможенного контроля. Избавить себя от проблем с декларированием сумм и потерей времени на это можно, просто открыв валютный счет в российском банке и привязав к нему банковскую карту. Это, конечно, приведет к комиссиям при расчетах, но более безопасно и не требует заполнения документов и формальностей при прохождении пограничного контроля.

Органы валютного контроля созданы для обеспечения законности действий организаций, осуществляющих операции в иностранных денежных единицах. Контролю подлежат как резиденты, так и нерезиденты национальной экономики.

Он осуществляется в соответствии с федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле».

Валютный контроль и его предназначение

Контроль в данной области осуществляют органы и агенты валютного контроля. Цель — обеспечение законности деятельности участников, осуществляющих перемещение валюты внутри страны и за ее пределами. Предназначение этих действий состоит в обеспечении экономической безопасности страны.

Значимость такого контроля увеличивается с каждым годом. Происходит это по причине усиления темпов развития мировой экономики. Результатом этого развития является тот факт, что изолированных национальных экономик сейчас в мире практически не существует. Экономика каждой страны в любом случае является субъектом мировой экономики.

Мировая торговля связывает все страны единой нитью взаимовлияний и взаимозависимостей. Операции, осуществляемые между странами, обеспечивают постоянный обмен товаров и услуг, полностью удовлетворяя потребности населения. Эти же операции являются основой мирового финансового рынка, составляющего финансовый сектор мировой экономики. Интересы национальной экономики ущемляются экспансией транс-национальных компаний, которые могут являться резидентами сразу нескольких стран, но часто отражают интересы одной страны.

Постоянные международные платежи сливаются в единые потоки, оказывающие существенной влияние на состояние регионов, страны, государства и отдельных производителей. Страны с открытой рыночной экономикой подвержены сильным рискам, слагающимся из двух ветвей влияния: иностранных производителей, стремящихся проникнуть на рынок данной страны, и черного рынка внутри страны.

Из этого следует вывод — целью существования валютного контроля в рф является минимизация рисков и угроз со стороны других стран, транс-национальных корпораций и неконтролируемых процессов внутри страны.

Организация валютного контроля: формы, функции, ответственность

В Российской Федерации организация валютного контроля осуществляется в трех формах.

  1. Общий или неспециализированный. Это деятельность Минфина в обязательном взаимодействии с органами МВД, ФСБ, прокуратуры и налоговой инспекцией по обеспечению соответствия документации существующим нормам и правилам.
  2. Банковский. Проявляется в контролирующих действиях Банка России и всех его подразделений. Контроль направлен на обеспечение законности операций, проходящих через кредитные организации.
  3. Таможенный. Осуществляется через действия таможенной службы во всех ее структурных и территориальных органах, которые контролируют прохождение ценностей и товаров через границу.

Такое распределение ролей дает возможность государственным структурам использовать всю полноту власти для достижения главной цели своей деятельности — обеспечения экономической безопасности.

Валютный контроль выполняет следующие функции:

  • выявления действий субъектов экономики, не соответствующих законодательству РФ;
  • проверки наличия или отсутствия документов, разрешающих валютную деятельность;
  • выявления степени обоснованности платежных операций, осуществляемых в денежных единицах других государств;
  • контроля адекватности составления учетной и отчетной документации по осуществляемым расчетам в иностранной валюте.

Все участники экономических процессов несут равную юридическую ответственность. Законодательство предусматривает применение следующих мер наказания:

  • взыскание всей прибыли, полученной как физическим, так и юридическим лицом в результате проведения незаконной сделки или иных незаконных действий;
  • при неоднократных незаконных действиях помимо взысканий применяется также штраф, который превышает в пять раз величину совершенной сделки;
  • приостановка действия лицензии или ее отзыв.

Ответственность наступает за следующие действия, а также бездействия любых субъектов национальной экономики:

  • нарушения отчетно-учетной дисциплины;
  • отсутствие реакции на запрос документов;
  • предоставление данных, не соответствующих действительности;
  • несвоевременное предоставление отчетных или запрошенных документов;
  • ведение документов по правилам и формам, не соответствующих государственным требованиям, нормам и стандартам.

Органы и агенты валютного контроля: сходство и отличие

Ст. 22 федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» утверждает, что агентами валютного контроля являются:

  • банки, наделенные соответствующими правами;
  • банки, не имеющие специальных полномочий, которые осуществляют деятельность по обороту ценных бумаг;
  • таможенная служба и все ее территориальные подразделения;
  • налоговая инспекция.

Эта же часть федерального закона определяет, что органами валютного контроля являются:

  • Центробанк Российской Федерации;
  • все органы исполнительной власти, имеющие соответствующие полномочия.

Агенты наделены следующими правами:

  • осуществления проверок деятельности субъектов экономики;
  • контроля деятельности субъектов по учету и отчетности;
  • направления запросов по предоставлению документов и информации.

Органы и агенты валютного контроля могут запрашивать документацию у организаций или физических лиц в достаточно широком информационном диапазоне. К таким документам, предоставляемым в обязательном порядке, могут относиться:

  • удостоверения личности;
  • учетная информация из налоговой инспекции;
  • свидетельства, подтверждающие права на недвижимость;
  • копии договоров, соглашений, контрактов, проектов, результатов торгов и иная документация, сформированная в процессе законной деятельности организации, осуществляющей валютные платежи;
  • документы о получении валютных кредитов;
  • сведения о семейном положении, родственниках и других людях, вовлеченных в процесс валютных операций.

Органы валютного контроля наделены следующими полномочиями:

  1. Формирования законов и иных нормативных актов, призванных регулировать финансовые потоки на внутреннем рынке и между странами.
  2. Осуществления контролирующей деятельности по определению соответствия валютных операций субъекта в специфике его лицензии.
  3. Проведения проверок любых валютных действий как граждан Российской федерации, так иностранцев.
  4. Составления стандартов, определяющих форму и содержание отчетных и учетных документов.

Органы и агенты валютного контроля при выявлении незаконных действий по проведению операций с валютой, передают информацию о нарушениях государственным органам, которые уполномочены применять санкции.

Валютный надзор и управление относятся к основным показателям построения рыночной экономики. Этим занимаются власти страны, а также специальные уполномоченные органы и агенты. Все данные об урегулировании вопросов относительно валюты определены соответствующим нормативным актом – Федеральным законом № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 г.

Органы валютного регулирования

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются две инстанции:

  • Правительство РФ;
  • ЦБ РФ (главный банк страны).

Дополнительными органами валютного регулирования в РФ являются службы:

  • финансового контролирования;
  • таможенная;
  • налоговая.

Основным органом валютного регулирования в России является ЦБ.

Агенты валютного контроля

Агентами валютного контроля являются:

  • банки, подчиняющиеся главной финансовой организации;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • «Внешэкономбанк».

Данные организации ведут непосредственный надзор за перемещением валюты внутри своей деятельности.

Органы и агенты валютного контроля: полномочия и обязательства

Индивидуальной особенностью органа надзора за валютными движениями выступает их возможность утверждать специальные нормативные акты. Информация в них распространяется на всех граждан, находящихся на территории страны.

Органы и агенты валютного контроля могут:

  • Проверять два показателя:
    • соблюдение норм закона относительно движения валюты;
    • правдивость предоставляемой отчетности.
  • Делать запросы у физических и юр. лиц.
  • Требовать документальные данные относительно валютных операций, в том числе по банковским счетам.

Законодательством установлен срок предоставления данных – семь дней с момента поступления запроса.

Органы валютного регулирования в РФ в лице должностных лиц имеют право:

  • Давать рекомендации по исправлению недочётов и нарушений.
  • Использовать наказания.

Агенты валютного контроля могут требовать документацию:

  • паспорт;
  • регистрационное свидетельство ИП;
  • документальное подтверждение статуса юр. лица;
  • свидетельство о постановке на налоговый учёт;
  • регистрирующая документация на недвижимость;
  • бумаги, дающие право совершать движение валюты;
  • документы о брачных отношениях;
  • таможенная документация;
  • бумаги о подтверждении места проживания;
  • иная сопроводительная документация.

Агенты валютного контроля вправе запрашивать только пакет документации, напрямую связанный с передвижением валюты. Она должна быть действительна на день предоставления.

Важно! Уполномоченный банк может отказаться проводить операцию с валютой, если не предоставлен нужный пакет документации либо присутствуют недостоверные данные.

К обязательствам агентов валютного контроля и их должностных лиц относятся:

  • надзор за правильным исполнением норм относительно валюты;
  • предоставление органам валютного контроля полного отчёта о совершаемых валютных перемещениях.

Органы валютного регулирования в РФ и агенты должны сохранять все виды тайн, установленные законом.

Орган власти координирует деяния в области надзора за движением валюты организаций исполнительной власти, а также регулирует их взаимосвязь с главным банком страны.

Определения организаций, контролирующих движение валюты, и их полномочия определены ст. 22 - 23 закона о валютном контроле.

Основным органом валютного регулирования в Российской Федерации согласно статье 9 Закона РФ от 9 октября 1992 года № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» является Центральный банк РФ. Помимо Центрального банка РФ, валютный контроль в соответствии со статьей 11 Закона РФ № 3615-1 осуществляют федеральные органы исполнительной власти в пределах компетенции, установленной федеральными законами, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.

Объектом валютного контроля являются , под которыми в соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона РФ № 3615-1 понимаются:

Операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

Ввоз и пересылка в РФ, а также вывоз из РФ валютных ценностей;

Осуществление международных денежных переводов;

Расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации.

Цель валютного контроля - обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций, а основные направления валютного контроля:

Определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству;

Наличие необходимых лицензий и разрешений для проведения валютных операций;

Проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке РФ;

Проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

Проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциями, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

Наибольшее число нарушений валютного законодательства допускают участники внешнеэкономической деятельности при экспорте и импорте товаров.

Валютный контроль при осуществлении экспортных операций

Согласно определению, приведенному в Федеральном законе РФ от 13 октября 1995 года № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», экспорт представляет собой вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности. К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации за границу, в частности, при закупке иностранным лицом товара у российского лица и передаче его другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу.

При экспорте товаров серьезные нарушения валютного законодательства связаны с незачислением, неполным или несвоевременным зачислением экспортной выручки на счета резидентов, осуществляющих экспортные операции, открытые в уполномоченных банках РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 21 ноября 1995 года № 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации» расчеты по внешнеэкономическим сделкам резидентов, предусматривающим вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, осуществляются только через счета резидентов, заключивших или от имени которых заключены сделки с нерезидентами, если иное не разрешено Центральным банком Российской Федерации. При этом расчеты по внешнеэкономическим сделкам, по которым участники внешнеэкономической деятельности оформили паспорта сделок, осуществляются только через уполномоченные банки, подписавшие такие паспорта сделок.

На основании Закона РФ № 3615-1 Центральный банк РФ и Государственный таможенный комитет РФ разработали Инструкцию № 86И и № 01-23/26541 соответственно от 13 октября 1999 года «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров».

Согласно пункту 2.1 данного документа экспортер обязан зачислить выручку от экспорта товаров на свой рублевый и (или) валютные счета в банке, подписавшем по соответствующему контракту.

Выручкой признаются денежные средства в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, переведенные или подлежащие переводу в пользу экспортера нерезидентом в качестве оплаты за экспортируемые по контракту товары.

Паспорт сделки представляет собой документ валютного контроля, в котором содержатся все необходимые для осуществления валютного контроля сведения из контракта. Контракт – это договор или соглашение между резидентом и нерезидентом, предусматривающий экспорт товаров с территории РФ и их оплату в иностранной валюте и (или) валюте Российской Федерации. Паспорт сделки оформляется в уполномоченном банке либо его филиале резидентом, от имени которого заключен контракт.

По каждому заключенному контракту оформляется один паспорт сделки в двух экземплярах, он подписывается тем банком, в котором открыт счет экспортера. На это счет должна поступить выручка за экспортируемые товары.

Одновременно с заполненным и подписанным паспортом сделки экспортер представляет в банк оригинал и копию контракта, на основании которого и был составлен паспорт сделки.

Если условиями контракта предусматривается предоставление иностранной стороне отсрочки платежа на срок более 90 дней, то в банк необходимо представить также копию соответствующего разрешения, полученного в установленном порядке. Если условиями контракта предусмотрено осуществление иной валютной операции, для проведения которой требуется разрешение Банка России, то в уполномоченный банк необходимо представить копию соответствующего разрешения.

Зачастую контракты на экспорт товаров занимают большое количество печатных листов, Если полный текст контракта составляет более 5 листов, то банк может разрешить экспортеру вместо копии всего контракта представить выписки из него, содержащие сведения, необходимые для осуществления контроля за правильностью составления паспорта сделки.

Банк при подписании паспорта сделки на оборотной стороне оригинала листа контракта, содержащего подписи сторон, делает запись: «Контракт принят на расчетное обслуживание (полное наименование банка) “(число)” (месяц) (год)», которая удостоверяется зарегистрированной печатью банка и подписью сотрудника банка, уполномоченного подписывать паспорт сделки и совершать иные операции по осуществлению валютного контроля от имени банка. С момента подписания паспорта сделки банк принимает контракт на расчетное обслуживание и выполняет функции агента валютного контроля за поступлением выручки по данному контракту.

Первый экземпляр паспорта сделки вместе с оригиналом контракта возвращается экспортеру, второй служит основанием для формирования банком досье, в которое он помещается вместе с другими документами, поступающими в банк в связи с операциями по данному контракту. Досье представляет собой формируемую по каждому паспорту сделки подборку документов для контроля за поступлением выручки за экспортируемые товары. В досье помещаются:

Оригинал паспорта сделки (оригиналы переоформленных паспортов сделок);

Копии контракта (выписки из контракта) и изменений и (или) дополнений к нему;

Копии разрешений на отсрочку платежа и на проведение валютных операций, для осуществления которых требуется такое разрешение;

Копии межбанковских сообщений, подтверждающих поступление в пользу экспортера (перевод экспортером иностранному контрагенту) денежных средств по контракту (паспорту сделки);

Иные документы, заполняемые банком или поступающие в банк в связи с данным паспортом сделки;

Ведомость, распечатанная на бумажном носителе, подписанная ответственным лицом банка и заверенная печатью банка, по окончании (прекращении) всех операций и расчетов по контракту (при закрытии досье). Досье подлежит хранению в течение 5 лет после его закрытия.

Банк может отказать в подписании паспорта сделки, если будет обнаружена хотя бы одна из следующих ситуаций:

Предусмотренные контрактом валютные операции не соответствуют требованиям законодательных и иных нормативных актов РФ;

Паспорт сделки оформлен с нарушением установленных требований;

В контракте отсутствуют условия, предусматривающие поступление выручки на счет экспортера в банке;

В банк представлен контракт, составленный на иностранном языке, но отсутствует перевод на русский язык;

Экспортер не представил в банк копии разрешения на отсрочку платежа, полученного в установленном порядке, а также копии разрешения на осуществление валютной операции, для проведения которой требуется разрешение Банка России.

При отказе в подписании паспорта сделки банк все документы возвращает экспортеру.

Если сторонами контракта в него вносятся изменения и дополнения, затрагивающие сведения, указанные в паспорте сделки, то экспортер должен представить в банк, подписавший паспорт сделки по данному контракту:

Оригиналы и копии изменений и (или) дополнений к контракту;

Копии разрешений, полученных экспортером в установленном порядке;

Переоформленный с учетом внесенных в контракт изменений паспорт сделки в двух экземплярах.

Если выручка экспортера зачисляется на счет в иностранном банке, открытый с разрешения Банка России, то паспорт сделки представляется для подписания в территориальное учреждение Банка России по месту государственной регистрации организации-экспортера. Данное территориальное учреждение банка будет осуществлять контроль за операциями по подписанному паспорту сделки.

Банковский контроль за поступлением экспортной выручки осуществляется на основании пункта 5 Инструкции № 86И и № 01-23/26541.

В течение пяти календарных дней, следующих за датой подписания паспорта сделки, банк формирует электронную копию паспорта сделки, а на ее основании - ведомость банковского контроля, представляющую собой документ валютного контроля, содержащий сведения об операциях по данному контракту.

При поступлении иностранной валюты или валюты Российской Федерации на счет экспортера от нерезидента банк обязан сообщить об этом экспортеру не позднее следующего рабочего дня. Экспортер, в свою очередь, в срок не позднее 7 календарных дней, следующих за датой зачисления денежных средств на его счета, обязан представить в банк:

Реквизиты паспорта сделки, по которому поступили денежные средства;

Вид полученного платежа;

Распределение суммы полученной выручки по произведенным по паспорту сделки отгрузкам.

Полученные сведения отражаются банком в ведомости банковского контроля в первый рабочий день, следующий за днем получения данной информации от экспортера.

Если выручка от иностранного покупателя ошибочно поступила в уполномоченный банк, который не оформлял паспорта сделки по контракту, в счет которого поступили данные средства, то в течение 7 календарных дней от даты поступления этих средств экспортер обязан дать поручение уполномоченному банку на перевод поступивших средств в полном объеме на счет в банке, оформившем паспорт сделки по данному контракту.

Если в указанный срок такое поручение не будет представлено экспортером, то поступившие средства в иностранной валюте подлежат обязательной продаже и зачислению на счет экспортера.

Между банками и ГТК России на основании пункта 6 Инструкции № 86И и № 01-23/26541 осуществляется обмен документами валютного контроля. Осуществляется такой обмен в электронном виде по телекоммуникационной сети.

Банк в течение 10 календарных дней, следующих за датой подписания паспорта сделки, направляет электронную версию паспорта сделки в ГТК РФ, который, в свою очередь, на основании данных грузовой таможенной декларации формирует учетную карточку таможенно-банковского контроля и в течение 30 календарных дней, следующих за датой принятия решения о выпуске товаров, направляет ее в банк. Учетная карточка таможенно-банковского контроля представляет собой документ валютного контроля, содержащий сведения об экспортируемом по контракту товаре из грузовой таможенной декларации, а также о поступлении выручки.

Для получения подтверждения даты фактического вывоза товара с территории РФ в случае, если срок поступления выручки не превышает 90 календарных дней с даты вывоза товаров с таможенной территории РФ, но составляет более 90 календарных дней с даты принятия решения о выпуске товаров, экспортер может обратиться в таможенный орган, в регионе деятельности которого расположен пункт пропуска на таможенной границе РФ.

В статье мы рассмотрим, как проходит валютный контроль в банке. Разберем, что такое валютное регулирование и какие операции подвергаются валютному контролю. Вы узнаете, какие функции выполняют агенты валютного контроля и какие документы потребует банк для проведения сделки.

Валютный контроль: понятие, цели и направления

Для расчетов по сделкам, совершаемых в нашей стране, используются рубли. Но в некоторых случаях для проведения финансовой операции нужна другая валюта. Именно эти ситуации и подлежат регулированию валютным законодательством. Далее проанализируем валютный контроль на предприятии и в банке, а также выясним, что это такое.

Итак, что же значит термин «валютный контроль»? Объясним простыми словами. Валютным контролем (ВК) называют действия, благодаря которым обеспечивается соблюдение закона и правил, связанных с расчетами в валюте.

В глобальном смысле за выполнением этих норм следят:

  • Центробанк (далее ЦБ РФ).
  • Таможенный комитет.
  • Правительство.
  • Минфин.
  • Исполнительная власть.

Непосредственный же контроль осуществляют так называемые — коммерческие банковские организации — наделенные полномочиями ЦБ РФ. Они несут ответственность за то, чтобы все платежи были оформлены правильно, а сведения предоставлены в полном объеме.

Если же говорить о том, для чего и зачем, вообще, нужен ВК, то его главная цель состоит в том, чтобы обеспечить полное соблюдение валютного законодательства.

Помимо этого, контроль проходит по направлениям:

  • наблюдение за соответствием операций закону;
  • проверка факта выполнения обязательства между резидентами и нерезидентами;
  • проверка достоверности отчетности по валютным операциям.

Теперь обсудим, в каких странах есть валютный контроль. Большое количество государств использовали методику ВК, когда переживали тяжелые времена в своей экономической жизни. Если приводить примеры из истории, то осуществление такого контроля активно применялось в послевоенный период.

В более позднее время ВК был реализован в таких крупных государствах, как Франция, Япония, Германия. Сейчас большинство стабильных стран не применяет контроль над операциями в валюте и вполне успешно обходится без него. Но часть держав по-прежнему использует этот режим. В это число входят около 50 стран, таких как Чехия, Турция, Польша, Израиль.

Все тонкости ВК в нашем государстве отражены в законодательстве, там же определены субъекты данного режима.

Формы и принципы валютного контроля

ВК базируется на таких принципах:

  • исключается неоправданное вмешательство государства в операции;
  • система ВК и валютного регулирования едины;
  • права всех участников сделок защищаются на государственном уровне.

Стоит также отметить несколько специфических принципов. В частности:

  1. Законность.
  2. Обязательность.
  3. Обеспечение коммерческой и служебной тайны.

Виды, формы и методы валютного контроля находятся в развитии, так как в законодательство вносятся изменения. А теперь разберемся с каждым пунктом несколько подробнее.

Методы контроля можно условно разделить на специализированные, основные и дополнительные. В понятие специализированных методов входят обследование и ревизия.

К основным методам можно отнести наблюдение и проверку. К дополнительным же обычно относят различные запросы на получение информации и анализ полученных данных с использованием приемов аналитики.

Если выделять отдельные виды валютного контроля, то они делятся на:

  • предварительный (происходит до момента, пока операция будет совершена);
  • текущий (осуществляется непосредственно в процессе совершения операции);
  • последующий (производится после того, как операция с валютой будет совершена).

А также имеет место разделение на непосредственный и опосредованный контроль. В первом случае его осуществляют органы и агенты валютного контроля, во втором — Правительство РФ.

Органы валютного контроля

Органы валютного регулирования и валютного контроля осуществляют контроль на территории Российской Федерации. К этим органам относят прежде всего, ЦБ РФ и Правительство РФ.

К их функционалу относится:

  • издание нормативных актов, которые должны исполнять все стороны;
  • осуществление надзора за проведением валютных операций;
  • проведение проверочных мероприятий по операциям в валюте.

А также эти органы регулируют процесс учета и отчетности. Должностные лица компетентных органов обладают правом проверять документацию, приостанавливать действие лицензий на осуществление операций и так далее. Причем вся информация, полученная этими лицами, должна быть сохранена как коммерческая тайна.

Операции, подлежащие обязательному валютному контролю

Обязательному валютному контролю подлежат только 3 разновидности сделок:

Сделки, в которых участвуют внешние и внутренние ценные бумаги. Если у ценных бумаг номинал в долларах США или другой валюте, то сделки подлежат ВК.

Расчеты между резидентами и нерезидентами. Все стороны должны соблюдать законодательство, но в то же время, они имеют право на защиту своих прав.

Сделки с расчетами в валюте других стран. Если валюта является платежным средством по контракту с компанией, находящейся за рубежом, эта сделка подлежит ВК.

Отметим, что не все операции осуществляются под контролем. Какие операции не подлежат валютному контролю? ВК охватывает только те ситуации, когда товар пересекает границу нашей страны. Не контролируются те валютные операции, когда товар фактически в Россию не ввозится.

Агенты валютного контроля

В число агентов валютного контроля входят:

  • банковские организации, которые напрямую подчиняются ЦБ РФ;
  • структуры небанковского типа, в частности, ФНС;
  • государственная корпорация — Внешэкономбанк.

Данные агенты, осуществляя контроль, выполняют ряд функций:

  • оформляют один или несколько расчетных счетов участникам сделок;
  • проверяет все бумаги на соответствие действительности;
  • регистрируют всю информацию по сделке в соответствующих базах данных;
  • осуществляют открытие паспорта операции;
  • закрывают операцию;
  • создают отчет по проведенной сделке.

Этапы валютного контроля

Процедура валютного контроля состоит из нескольких этапов. Разберемся в них несколько подробнее.

На практике весь процесс происходит так:

  1. Собирается полный пакет документации, который подтверждает, что сделка правомерна. В зависимости от типа сделки пакет бумаг может отличаться.
  2. Агент валютного контроля проводит операцию. Для этого может потребоваться открыть доп. счет.
  3. Открывается паспорт сделки (если это нужно).
  4. Информацию вносят во все базы данных.
  5. Резервируются средства для исполнения сделки.
  6. После того как сделка будет исполнена, резерв возвращается.
  7. Осуществляется закрытие сделки и формирование отчетности по ней.

Проанализировав алгоритм, мы видим, что валютный контроль является составной частью в обычной сделке. Он будет произведен, если сделка входит в число тех, осуществление которых должно проходить под контролем государства.

Документы для валютного контроля

Уточним, что банковская организация может затребовать у вас только ту документацию, которая имеет непосредственное отношение к осуществляемой сделке.

Чаще всего это:

  • паспорта участников сделки;
  • документы, которые подтверждают гос. регистрацию;
  • различная таможенная документация (декларации и прочее);
  • контракты, доверенности, счета-фактуры;
  • при необходимости — документация на недвижимость.

А также предоставляется документация, подтверждающая право сторон осуществлять подобные сделки. Не стоит забывать брать в финансовом учреждении бумаги, подтверждающие, что операция с валютой успешно проведена.

mob_info