Общие принципы налогообложения. Основные принципы налогообложения в российской федерации Налоговый кодекс устанавливает общие принципы налогообложения

· Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

· Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с НК РФ и таможенным законодательством Российской Федерации.

· Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

· Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

· Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК РФ.

Налоги и сборы субъектов Российской Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов Российской Федерации о налогах и (или) сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с НК РФ.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.

· При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Систему налогов, общие принципы налогообложения и сбора налогов в бюджет определяет налоговый кодекс , часть 1 которого Принята Госдумой РФ 16.07.98 г. и введенный в действие с 1.01.99 г. В нем определяются виды налогов, порядок их уплаты, правила установления налогов, методы контроля за правильностью исчисления и уплаты, ответственность за нарушение этих правил, порядок обжалования действий должностных лиц. Налогообложение - это метод распределения прибавочной стоимости между хозяйствующим субъектом и государством. Налогообложение базируется на ряде принципов , главные из которых - равномерность и определенность и безвозмездность. Равномерность означает единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Налоги не могут ограничивать конституционные права граждан. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Определенность заключается в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее. Государство определяет размер налога, сроки внесения и меры взыскания. Все изменения налогового законодательства, ухудшающие положение налогоплательщика должны быть объявлены за месяц до введения и вступать в силу не ранее 1 числа очередного налогового периода. Введение новых налогов возможно лишь с 1 января. Акты должны быть сформулированы четко, все сомненья трактуются в пользу налогоплательщика. Безвозмездность состоит в том, что все поступает в бюджет и налогоплательщику за внесенные суммы никакого эквивалента не предоставляется.

Функции налогов - регулирующая, стимулирующая и фискальная. Регулирующая - государство регулирует рыночную экономику маневрируя ставками, льготами, штрафами, создавая условия для ускоренного роста тех или иных производств и отраслей. Стимулирующая - с помощью налогов стимулируется технический прогресс, развитие производства, число рабочих мест. Распределительная - аккумулированные средства направляются на решение общегосударственных проблем, направляя часть дохода хозяйствующих субъектов на развитие непроизводственной сферы и содержание государства. Фискальная - формируются доходы государства, необходимые для его содержания.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Налоговая система РФ - это совокупность сборов, пошлин, других платежей, взимаемых в установленном порядке. Она включает в себя федеральные, налоги субъектов РФ (региональные) и местные налоги . Федеральные устанавливаются статьей 13 Налогового кодекса и взимаются на всей территории страны, однако поступают в бюджеты различных уровней. К федеральным относятся - НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, на доходы от капитала, подоходный, взносы в социальные внебюджетные фонды, государственные и таможенные пошлины и сборы, платежи за пользование недрами, лесной, водный, экологический налоги, лицензионные сборы и др. Региональные устанавливаются согласно списку в налоговом кодексе (статья 14) законами субъектов РФ и действуют на их территории. К ним относятся - на имущество организаций, на недвижимость, налог с продаж, региональный лицензионные сборы и др. Местные устанавливаются согласно списку в налоговом кодексе (статья 15) нормативными и правовыми актами представительных органов местного самоуправления и действуют на их территории. Местные - земельный, на имущество физических лиц, на рекламу, на наследование и дарение, местные лицензионные сборы.

На современном этапе принципы налогообложения– это, по сути, основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начала осуществления налоговых отношений.

В налогово-экономической и налогово-правовой литературе выделяются два уровня (вида) принципов налогообложения:

Первый уровень – экономические принципы налогообложения. Они формулируются в процессе развития финансовой науки и государствоведения, а реализуются при построении конкретных налоговых систем различных государств, и их генезис находит свое отражение во многих принципах налогового права.

Экономисты в своих работах относят, как правило, к ним следующие принципы: справедливости, соразмерности налогообложения, максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков, экономичности, эффективности налогообложения, рентабельности налоговых мероприятий.

Второй уровень – юридические принципыналогообложения. Они формулируются в процессе развития юридической науки (прежде всего науки налогового права), затем на определенном этапе развития общества закрепляются в законодательстве в виде основных начал налогового законодательства и становятся принципами налогового права. При таком подходе не учитываются следующие обстоятельства.

Налогообложение, как любое процессуальное отношение, не может существовать вне регламентирующих его правовых рамок. Принципы налогообложения находят свое выражение непосредственно в нормах налогового права. Они представляют собой экономические гипотезы, закрепленные в законодательстве как юридические принципы налогообложения.

Следовательно, в конкретной налоговой системе будут реализованы (или, по К. Марксу, «будут существовать») только те экономические принципы налогообложения, которые закреплены в регулирующих эту налоговую систему правовых нормах. Тогда экономические принципы налогообложения становятся юридическими (и одновременно принципами налогового права). Соответственно экономические принципы налогообложения, не закрепленные в налогово-правовых нормах, в конкретной налоговой системе не применяются (а значит, отсутствуют). Не воспринятые налоговым правом экономические гипотезы отмирают.

Таким образом, налогообложению присущи только юридические принципы (т.е. экономические гипотезы, воспринятые налоговым правом), ибо только они реально определяют порядок осуществления налогообложения и содержание налоговых правоотношений.

Основными принципами налогообложения на современном этапе являются:

Законность налогообложения;

Всеобщность и равенство налогообложения;

Справедливость налогообложения;

Взимание налогов в публичных целях;

Установление налогов и сборов в должной правовой процедуре;

Экономическое основание налогов (сборов);

Презумпция толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах;

Определенность налоговой обязанности;

Единство экономического пространства России и единство

налоговой политики;

Единство системы налогов и сборов.

Таблица 9

Законность

Общеправовой, опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе, чем федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Налогообложение является ограничением права собственности, закрепленного в ст. 35, но ограничением законным, т.е. основанным на законе и, в широком смысле, направленным на реализацию права (через финансирование государственных нужд по реализации государством и его органами норм права). НК также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3)

Всеобщность

Конституционный, закреплен в ст. 57 Конституции РФ, согласно которой «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Кроме того, ч. 2 ст. 8 устанавливает, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. В соответствии с этим принципом каждый член общества обязан участвовать в финансировании публичных затрат государства и общества наравне с другими. Всеобщность налогообложения состоит в том, что определенные налоговые обязанности устанавливаются для всего круга лиц, соответствующего конкретным родовым требованиям (например, земельный налог уплачивают все владельцы земельных участков), при этом налогообложение строится на единых принципах

Равенство

Исходит из конституционного принципа равенства всех граждан перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ).

Конституционные положения этого принципа развиваются в ч. 1 п. 2
ст. 3 НК: налоги или сборы не могут не только устанавливаться, но и фактически взиматься различно исходя из социальных (принадлежность или непринадлежность к тому или иному классу, социальной группе), расовых или национальных (принадлежность или непринадлежность к определенной расе, нации, народности, этнической группе), религиозных и иных различий между налогоплательщиками. В развитие этих положений в ч. 2 п. 2 ст. 3 запрещено устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, а также налоговые льготы в зависимости от формы собственности (государственная, муниципальная, частная), гражданства физических лиц (граждане России, иностранных государств, лица без гражданства, с двойным гражданством) или места происхождения капитала. Исключение из этого принципа направлено на защиту публичных и экономических интересов общества (и государства) и содержится в ч. 3 п. 2 ст. 3 НК: при ввозе товара в Россию из-за рубежа допустимо установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок пошлин в зависимости от страны происхождения товара

Справедливость

Первоначально сформулирован в постановлении Конституционного суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П: в целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией РФ принцип равенства требует фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности.

Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы (ч. 2 ст. 6 и ст. 57 Конституции РФ) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и соборов (п. 5).

Впоследствии этот принцип нашел свое закрепление в НК, правда, в несколько преломленном виде (без упоминания о справедливом распре-делении собранных налогов): при установлении налогов учитывается фактически способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости (п. 1 ст. 3), т.е. налоги должны быть справедливыми. При этом справедливость налогов и налогообложения понимается сквозь призму догмы «с каждого налогоплательщика – по его возможностям»

Взимание налогов в публичных целях

Публичность цели взимания налогов обосновывается доктриной финансового (Япония, Корея, Бирма), налогового (США) и (или) экономического (Франция) права многих зарубежных стран, прямо или косвенно закреплена в конституциях многих стран мира (в США – в конституциях большинства штатов).

Принцип публичной цели предполагает поиск баланса интересов отдельных лиц – налогоплательщиков и всего общества. «Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества» (п. 3 постановления Конституционного суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции»)

Установление налогов и сборов в должностной правовой процедуре

Закреплен и реализуется, в частности, через конституционный запрет на установление налогов иначе как законом (иное установление его в ином порядке противоречит ст. 57, ч. 3 ст. 75 Конституции РФ), а в ряде государств – специальной (более жесткой) процедурой внесения в парламент законопроектов о налогах. В России такое правило содержится в ч. 3 ст. 104 Конституции РФ

Экономическое основание налогов (сборов)

Налоги и сборы должны не только не быть чрезмерно обременительными для налогоплательщиков, но и обязательно иметь экономическое основание (не быть произвольными). В соответствии с НК «налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными» (п. 3 ст. 3)

Определенность налоговой обязанности

Закреплен в НК: акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить (п. 6 ст. 3)

Презумпция толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах

Закреплен в НК: все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны трактоваться в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3)

Единство экономического пространства и единство налоговой политики

Конституционный, закреплен в ч. 1 ст. 8 Конституции РФ, п. 3 ст. 1 ГК и п. 4 ст. 3 НК. Не допускается установление налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство России, в частности, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории России товаров (работ, услуг) или денежных средств

Единство системы налогов и сборов

Его правовое значение необходимости существования продиктовано задачей унификации налоговых изъятий собственности. Как указанно в постановлении Конституционного суда РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П, такая унификация необходима для достижения равновесия между правом субъектов Федерации устанавливать налоги, с одной стороны, и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в
ст. 34 и 35 Конституции РФ, обеспечением принципа единства экономического пространства – с другой (абз. 4 п. 4). Перечень региональных и местных налогов носит закрытый, а значит, исчерпывающий характер

  • Отчетность организации
    • ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
    • Литература
    • Сущность и содержание бухгалтерской процедуры
    • Документирование (первичные документы, бухгалтерские регистры)
    • Журнал хозяйственных операций и оборотная ведомость по счетам
    • Формы бухгалтерского учета
    • Виды отчетности и предъявляемые к ней требования
    • Пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности
    • Состав, порядок и сроки представления бухгалтерской (финансовой) отчетности
    • Ответственность за непредставление отчетности
    • Подготовка к составлению отчетности
    • Проведение инвентаризации ТМЦ, ОС и НМА
    • Инвентаризация финансовых вложений
    • Проведение инвентаризации расчетов
    • Инвентаризация расходов будущих периодов
    • Инвентаризация денежных средств
    • Порядок внесения исправлений в бухгалтерский учет и отчетность
    • Закрытие счетов и выявление финансового результата организации
    • Бухгалтерский баланс (форма № 1): актив и пассив баланса
    • Отчет о прибылях и убытках (форма № 2)
    • Отчет о движении капитала (форма № 3)
    • Отчет о движении денежных средств (форма № 4)
    • Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5)
    • Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу
    • Аудиторское заключение
    • Основные принципы налогообложения в Российской Федерации
    • Понятие налоговой отчетности
    • Определение и задачи налогового учета
    • Принципы налогового учета
    • Различия в нормативном регулировании и методологии бухгалтерского и налогового учета
    • Сравнительная характеристика правил оценки имущества в бухгалтерском и налоговом учете
    • Модели налогового учета
    • Регистры налогового учета
    • Основные элементы учетной политики организации для целей налогообложения
    • Порядок оформления учетной политики для целей налогообложения
    • Учет операций по реализации амортизируемого имущества
    • Учет операций по реализации покупных товаров
    • Учет операций по уступке (переуступке) права требования
    • Учет доходов и расходов при исполнении договора доверительного управления имуществом
    • Учет доходов и расходов обслуживающих производств и хозяйств
    • Учет операций с ценными бумагами
    • Особенности налогового учета операций с государственными и муниципальными ценными бумагами
    • Классификация доходов. Порядок признания доходов для целей налогообложения
Основные принципы налогообложения в РФ декларирует Налоговый кодекс и, в частности, статья 3 этого свода законов, регулирующих весь процесс уплаты налогов и распределения их по уровням бюджетов. Одним из главных принципов является четкое и неуклонное соблюдение действующего законодательства, в том числе и в смежных областях права. Это означает, что как налогоплательщика вас никто не может заставить делать отчисления, не предусмотренные в НК РФ. Налоговое законодательство, кроме того, основывается на Конституции РФ и никаким образом не может ей противоречить. Это означает, что в налогообложении действует принцип отсутствия дискриминации по любым признакам и налоговая норма устанавливается для всех с соблюдением всеобщности и равенства прав налогоплательщиков. Эта норма, кроме того, учитывает возможности налогоплательщика по уплате налога, т.е., например, пенсионеры и некоторые другие социально незащищенные категории граждан налог на имущество в размере 50%.

К основным принципам налогообложения относится и тот, который декларирует определенность, ясность и недвусмысленность правовой нормы при установлении налогов и сборов. Руководствуясь этим принципом, законодатели обязаны излагать тексты нормативных актов по налогообложению простым и понятным языком, чтобы налоговые правовые нормы были понятны обычным налогоплательщикам. В случаях, когда в законе обнаруживается двусмысленная ситуация, применяется та норма, которая действует в пользу налогоплательщика.

В НК РФ устанавливается, что для каждого налога должны быть определены все элементы налогообложения, и каждый налогоплательщик мог точно уяснить для себя какие именно налоги и сборы, в каком порядке и в какие сроки он обязан уплачивать. Кроме того, суммы налогов и сборов не могут устанавливаться произвольно, они должны быть экономически обоснованы и применяться так, чтобы они не нарушали единое экономическое пространство РФ.

Мировая практика налогообложения

В странах, применяющих развитые системы налогообложения, в налоговом законодательстве закреплены еще и некоторые другие правовые нормы. В частности, многие зарубежные нормативные акты вводят презумпцию невиновности для налогоплательщиков или используют правило совершившегося факта. Кроме того, может действовать принцип обложения реально полученных доходов, принцип неизменности налогового законодательства, информированности налогоплательщиков и создания для них максимальных удобств.

У истоков формирования универсальных принципов налогообложения стояли классики экономической науки. Достаточно привести имена таких выдающихся ученых, как А. Смит, Д. Рикардо, В. Петти, А. Вагнер и др., фундаментальные работы которых заложили основу современного налоговедения. В частности, А. Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) впервые обосновал ряд принципов налогообложения, актуальных и сегодня. К ним он отнес принцип справедливости , заключающийся во всеобщности и пропорциональности налогообложения; принцип определенности , который в современной трактовке означает, что налог должен быть установлен таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги, когда и в каком размере он должен платить; принцип удобства , в соответствии с которым каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для налогоплательщика; принцип эффективности , согласно которому административные расходы по взиманию налогов не должны быть больше, чем сами налоговые поступления.

Принцип налогообложения основополагающее, базовое положение, лежащее в основе налоговой системы государства . Часть таких принципов закреплена нормативно, другие выводятся путем толкования налогового законодательства судом или научной доктриной. Некоторые принципы имеют общеотраслевой или межотраслевой характер, другие регулируют правовые институты, субинституты или даже отдельные аспекты налогообложения. Так, принципы налоговой ответственности как самостоятельного института налогового права закреплены в главе 15 НК РФ и включают требование законности, презумпцию невиновности, однократность и индивидуализацию наказания, принцип сложения налоговых санкций и др. Статья 40 НК РФ устанавливает специальные принципы определения цены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения.

Общие принципы налогообложения закреплены в ст. 3 НК РФ «Основные начала законодательства о налогах и сборах» :

1. . Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. . Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

3. . Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. . Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. . При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Рассмотрим указанные принципы более подробно.

Принцип законности налогообложения .

Законность представляет собой многоплановую юридическую категорию, под которой в литературе понимаются правовой принцип, признак права, метод государственного управления, особый режим общественной жизни, результат правового регулирования и т.д. Обобщив высказанные в литературе позиции, можно определить законность как точное и неуклонное выполнение всеми субъектами права нормативных предписаний.

Правовой институт законности включает две составляющие . Первая касается сферы правотворчества, где законность состоит в соблюдении законодателем некоторых базовых идей, положений, принципов, требований подготовки, принятия, введения в действие нормативных правовых актов. Нарушение этих требований по форме или по существу влечет ущербность нормативного акта, делает его оспоримым, позволяет участникам правоотношений требовать его отмены. Вторая составляющая законности охватывает сферу реализации (применения) права и выражается в неукоснительном выполнении правовых норм всеми участниками правоотношений, включая и государство. В сфере налогообложения присутствуют обе составляющие.

Анализ налогового законодательства, доктринальных источников и судебной практики позволяет сформулировать основные требования к законно установленным налоговым платежам:

· налоги устанавливаются представительными органами государственной власти и местного самоуправления;

· налоги устанавливаются в форме актов налогового законодательства с соблюдением правотворческой процедуры;

· акты налогового законодательства должны иметь правовой характер;

· при установлении налога должен соблюдаться принцип определенности налогообложения, в частности, должны быть ясно и четко определены все его элементы, необходимые и достаточные для того, чтобы исчислить и уплатить налог;

· акты налогового законодательства должны быть надлежащим образом введены в действие.

Раскрывая понятие «законно установленные налоги и сборы», Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что установить налог или сбор можно только законом; налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться законно установленными.

Принцип всеобщности и равенства налогообложения .

Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Всеобщность налогообложения состоит в том, что каждый член общества обязан по мере возможностей участвовать в создании централизованных финансовых фондов публичного характера.

Отметим, что НК РФ расширяет содержание данного принципа по субъекту, устанавливая, что «каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы». В то время как ст. 57 Конституции РФ, находящаяся в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина», закрепляет налоговую обязанность в отношении только физических лиц, НК РФ распространяет требование всеобщности налогообложения и на организации . КС РФ указал, что «налог это безусловное, атрибутивное условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции РФ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства». При этом каждое лицо (и гражданин, и организация) обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы, в отношении которых оно признано налогоплательщиком.

Принцип равенства налогообложения означает, прежде всего, запрет какой-либо дискриминации в налоговой сфере. Речь идет о формально-юридическом равенстве налогоплательщиков перед законом и судом, о равенстве их налогово-правового статуса . Равенство налогообложения частное проявление универсального, общеправового принципа формально-юридического равенства, действующего во всех отраслях современного права. В самом общем виде этот принцип закреплен в ст. 2 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения». Статья 19 Конституции РФ провозглашает: «Все равны перед законом и судом. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

Принцип равного налогового бремени не допускает установление дискриминационных правил налогообложения в зависимости как от организационно-правовой формы, так и от характера (содержания) предпринимательской деятельности налогоплательщиков. В частности, КС РФ указал, что дифференциация режимов налоговых платежей не может устанавливаться по неэкономическим мотивам, в том числе исходя из социальных различий и других подобных критериев, поскольку это противоречит конституционному принципу равенства.

Принцип соразмерности налогообложения .

Соразмерность налогообложения включает требования:

· пропорциональности: при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;

· обоснованности: налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;

· допустимости: недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Требование пропорциональности логично дополняет принцип всеобщности налогообложения: каждый участвует в формировании централизованных бюджетных и внебюджетных фондов соразмерно своей фактической способности уплачивать налоговые платежи . Таким образом, предполагается дифференцированный подход к различным по размерам объектам налогообложения. По общему правилу, чем больше налоговая база (размер земельного участка, стоимость имущества, мощность двигателя, величина дохода или прибыли), тем больший налог должен уплатить налогоплательщик.

Установление налогов и сборов должно быть экономически оправданным и целесообразным, базироваться на всестороннем экспертном и статистическом анализе финансовой ситуации в стране, увязываться с бюджетным процессом, соответствовать провозглашенным политическим целям государства. При этом совокупный размер бюджетных расходов (потребности государства в бюджетных средствах) не может выступать определяющим критерием в налогообложении. Сам по себе бюджетный дефицит, то есть отсутствие финансовых средств у государства, еще не составляет необходимое и достаточное «экономическое основание» для взимания налогов и сборов, хотя, безусловно, влияет на структуру налоговой системы.

Поскольку налогообложение всегда означает определенные ограничения права собственности – одного из основных прав и свобод человека, на законодательство о налогах и сборах в полной мере распространяется положение части третьей ст. 55 Конституции РФ о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом лишь в той мере, в какой это соответствует определенным конституционно значимым целям, то есть пропорционально, соразмерно им.

Налогообложение, парализующее реализацию гражданами их конституционных прав, должно признаваться несоразмерным. Налог не должен быть чрезмерно обременительным (а тем более - разорительным), не должен убивать интерес к социально полезной деятельности, а также – не должен выталкивать плательщика в «теневые» секторы жизнедеятельности общества. В сфере налогообложения принцип соразмерности диктует для законодателя запрет устанавливать регулирование таким образом, чтобы провоцировать законопослушных граждан на сокрытие получаемых доходов и занижение облагаемой базы .

Принцип единства налоговой системы России .

Требование единства налоговой системы Российской Федерации логически вытекает из конституционно-правовых принципов единой финансовой политики и единства экономического пространства России. Согласно ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Статья 74 Конституции РФ устанавливает: «На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей».

В настоящее время налоговая система России носит относительно централизованный характер . Установление общих принципов налогообложения и сборов, формирование налоговой системы, включающей, в том числе, исчерпывающий перечень региональных и местных налогов и сборов как источников поступлений в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, осуществляется федеральным законом в соответствии с Конституцией РФ.

Исчерпывающий перечень налогов и сборов всех уровней закрепляется в НК РФ. «Исходя из необходимости достижения равновесия между правом субъектов РФ устанавливать налоги и сборы, указал КС РФ, приоритетом основных прав и свобод человека и единством экономического пространства России налоговая политика стремится к унификации налоговых изъятий. Этой цели служит исчерпывающий по своему характеру перечень региональных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов РФ, и вытекающие из него ограничения по введению дополнительных налогов и обязательных отчислений, а также по повышению ставок налогов и налоговых платежей». В соответствии с п. 6 ст. 12 НК РФ не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные НК РФ. Отменяются федеральные, региональные и местные налоги и сборы также федеральным законодателем.

Единство экономического пространства и, следовательно, единство налоговой системы обеспечиваются единой системой федеральных налоговых органов. При этом налоговые органы, будучи отнесены к федеральным экономическим службам, в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении Российской Федерации; налоговые органы в субъектах РФ являются территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а не органами субъектов РФ.

Принцип определенности налогообложения .

Требование определенности – важнейший признак права как системы социальных норм. Источники права, особенно законодательство, отличает особый юридический язык, особая юридическая техника. Речь, прежде всего, идет о четкости, ясности, недвусмысленности изложения нормативного материала. Право должно точно фиксировать требования, предъявляемые к поведению людей, рамки возможного, должного и запрещенного поведения, подробно расписывать возможные или требуемые варианты правомерных поступков, последствия их нарушения.

Язык налогового законодательства должен быть общедоступен для восприятия, понятен каждому, рассчитан не на узкого специалиста, а на обычного, «среднего» россиянина. Особое значение здесь придается правилу, сформулированному еще древнеримскими юристами: Leges intellegi ab omnibus debent – законы должны быть понятны каждому.

Вопросы определенности налоговых норм неоднократно затрагивались в судебной практике КС РФ, которым сделаны важнейшие выводы о том, что в Российской Федерации, как в правовом государстве, законы о налогах должны содержать четкие и понятные нормы. Именно этим обусловлено предписание НК РФ о том, что необходимые элементы налогообложения (налоговых обязательств) должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги и сборы, когда и в каком порядке он обязан платить. Формальная определенность налоговых норм должна обеспечить их правильное понимание и применение. Расплывчатость налоговой нормы, наоборот, может привести к не согласующемуся с принципом правового государства произвольному и дискриминационному ее применению государственными органами и должностными лицами в их отношениях с налогоплательщиками и тем самым – к нарушению принципа юридического равенства и вытекающего из него требования равенства налогообложения. Поэтому предусмотренный в дефектных – с точки зрения требований юридической техники – нормах налог не может считаться законно установленным (Постановления КС РФ от 28.03.2000 № 5-П, от 20.02.2001 № 3-П и др.).

Согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, плательщика сборов. К сожалению, термины «сомнение», «противоречие», «неясность» нормативно не определены и носят оценочный характер. В то же время при рассмотрении налоговых споров, основанных на различном толковании налоговыми органами и налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах, судам необходимо оценивать определенность соответствующей нормы.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение налогового права. Перечислите его основные источники.

2. Охарактеризуйте принципы налогового законодательства.

3. Что понимается под налоговым законодательством?

4. На какие группы делятся источники налогового права?

5. Имеют ли законодательные акты о налогах и сборах обратную силу?

6. Дайте определение отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

7. Перечислите методы налогового права.

8. Охарактеризуйте принципы налогового законодательства.

9. Раскройте содержание принципа соразмерности налогообложения.

10. Что понимается под принципом единства налоговой системы России?

mob_info