Естественные монополии и принципы их регулирования. Регулирование естественных монополий. Естественные монополии и их регулирование

5. Естественные монополии и их регулирование (организационный аспект)

Естественные монополии и их регулирование (организационный аспект). Несовершенство рынков и монополия. Естественная монополия как объективное явление. Сферы действия. Входные барьеры в отрасль и количество эффективных предприятий в отрасли. Польза и вред от естественной монополии. Неспособность рынка решить проблему естественных монополий.

В предыдущих разделах достаточно полно и многогранно были рассмотрены три типа экономической организации, из которых делает свой выбор любой предприниматель. Теперь попытаемся проанализировать рыночный тип экономической организации еще в одной конкретной форме.

Для начала вспомним, что существует огромное количество различных рыночных состояний (см. 2.1). Они могут быть охарактеризованы сквозь призму конкурентного и монополистического начал.

Все это позволяет нам говорить о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую составляющую в качестве причины этого несовершенства.

Необходимо напомнить, что иные, кроме рыночной, формы экономической организации уже возникли и развились, но мы их специально изучали не из-за несовершенства рынка в результате действия монополии. На то были другие причины (неопределенность внешней среды, требование больших гарантий, стремление повысить эффективность функционирования организации и проч.). Теперь настало время исследовать рыночную форму организации именно в связи с существованием монополистической силы.

Анализ “обычной” монополии (капитал-монополия) вряд ли сможет добавить что-то принципиально новое к нашему исследованию. Чаще всего капитал-монополия “выбирает” либо собственно форму внутрифирменной иерархии, либо контрактную систему для гарантий и защиты собственных трансакций. Мы достаточно подробно ответили на данные вопросы в разделах, посвященных теории фирм, контрактной системе и проч. Капиталы-монополии своим существованием подрывают рыночную форму организации и не стремятся часто выбирать ее для защиты собственных трансакций.

Однако, наряду с капиталами-монополиями (фирмами), существует очень несовершенная рыночная форма, которая позволяет добавить несколько новых моментов в уже проделанный нами анализ. Это - естественная монополия .

В ряде отраслей народного хозяйства объективно экономия, обусловленная ростом масштаба производства, особенно резко выражена, а конкуренция фактически просто неосуществима или максимально затруднена. Такие отрасли и являются отраслями естественных монополий (или в них существует естественная монополия как объективное явление). Это отличает данную монополию от капитала-монополии. “Единицей” измерения первой выступает, как правило, отрасль, где фактически действует один экономический субъект, “единицей” измерения второй является часть отраслевого рынка (или рынков), на котором (которых) крупные капиталы оказывают серьезное влияние на продажные и покупные цены.

К отраслям естественной монополии во многих странах относят большинство видов деятельности, продукция которых является “предметом общественного пользования”, - коммуникации, линии электропередач, нефте- и газопроводы, железнодорожный транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и канализация и др .

Еще одной особенностью естественных монополий является существование очень высоких входных барьеров в отрасль. Наличие единственного производителя, у которого эффект от масштаба производства слишком велик, определяет тот размер капитала, который нужен для вхождения в отрасль. Общество чаще всего просто не может выдержать второго такого производителя (значительны постоянные затраты). Для данных видов деятельности размер эффективного предприятия, как правило, равен или максимально близок к 100% от объема внутреннего потребления данных благ, что соответствует как раз одному эффективному производителю в отрасли .

Рассмотрим теперь баланс “плюсов” и “минусов” в связи с существованием сфер деятельности, где количество эффективных предприятий равно единице (отрасль естественной монополии).

“Плюсы”:

  1. возможность максимально использовать эффект от масштаба производства, что приводит к снижению издержек на производство единицы продукции,
  2. возможность мобилизации значительных финансовых ресурсов для поддержания средств производства на должном уровне,
  3. возможность использования достижений научно-технического прогресса,
  4. возможность следования единым стандартам на производимую продукцию и предоставляемые услуги,
  5. возможность замены рыночного механизма, т. е. рыночной экономической организации, внутрифирменной иерархией и системой контрактных отношений, что позволит сократить потери, связанные с риском и неопределенностью.
“Минусы”:
  1. возможность определять уровень продажной цены, создавать искушение переложить издержки в значительной мере на конечного потребителя, который не в состоянии оказывать обратного влияния на производителя,
  2. возможность блокировать технический прогресс,
  3. возможность “экономить” за счет снижения качества производимой продукции и предоставляемых услуг,
  4. возможность принимать форму административного диктата, подменяющего экономический механизм.

Видно, что у естественной монополии достоинства становятся недостатками и наоборот. Эта форма экономической организации глубоко противоречива. Мы не можем однозначно определить, что перевешивает - “плюсы” или “минусы”.

Однако общество не может жить в условиях такой неопределенности, зависимости от естественных монополистов. Рыночная форма экономической организации не в состоянии преодолеть или даже ослабить действия негативных факторов естественной монополии. Рыночный механизм распределения ресурсов в данном случае не работает.

Разрешить существующие противоречия общество может только одним способом - регулированием естественной монополии.

Таким образом, появляется вопрос: что же в конце концов такое естественная монополия - форма экономической организации или форма общественного (государственного) регулирования?

Ответ на этот вопрос и будет предметом рассмотрения следующей части данного исследования.

Предыдущая

Естественные монополии и их регулирование (организационный аспект). Несовершенство рынков и монополия. Естественная монополия как объективное явление. Сферы действия. Входные барьеры в отрасль и количество эффективных предприятий в отрасли. Польза и вред от естественной монополии. Неспособность рынка решить проблему естественных монополий.

В предыдущих разделах достаточно полно и многогранно были рассмотрены три типа экономической организации, из которых делает свой выбор любой предприниматель. Теперь попытаемся проанализировать рыночный тип экономической организации еще в одной конкретной форме.

Для начала вспомним, что существует огромное количество различных рыночных состояний (см. 2.1). Они могут быть охарактеризованы сквозь призму конкурентного и монополистического начал.

Все это позволяет нам говорить о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую составляющую в качестве причины этого несовершенства.

Необходимо напомнить, что иные, кроме рыночной, формы экономической организации уже возникли и развились, но мы их специально изучали не из-за несовершенства рынка в результате действия монополии. На то были другие причины (неопределенность внешней среды, требование больших гарантий, стремление повысить эффективность функционирования организации и проч.). Теперь настало время исследовать рыночную форму организации именно в связи с существованием монополистической силы.

Анализ “обычной” монополии (капитал-монополия) вряд ли сможет добавить что-то принципиально новое к нашему исследованию. Чаще всего капитал-монополия “выбирает” либо собственно форму внутрифирменной иерархии, либо контрактную систему для гарантий и защиты собственных трансакций. Мы достаточно подробно ответили на данные вопросы в разделах, посвященных теории фирм, контрактной системе и проч. Капиталы-монополии своим существованием подрывают рыночную форму организации и не стремятся часто выбирать ее для защиты собственных трансакций.

Однако, наряду с капиталами-монополиями (фирмами), существует очень несовершенная рыночная форма, которая позволяет добавить несколько новых моментов в уже проделанный нами анализ. Это - естественная монополия .

В ряде отраслей народного хозяйства объективно экономия, обусловленная ростом масштаба производства, особенно резко выражена, а конкуренция фактически просто неосуществима или максимально затруднена. Такие отрасли и являются отраслями естественных монополий (или в них существует естественная монополия как объективное явление). Это отличает данную монополию от капитала-монополии. “Единицей” измерения первой выступает, как правило, отрасль, где фактически действует один экономический субъект, “единицей” измерения второй является часть отраслевого рынка (или рынков), на котором (которых) крупные капиталы оказывают серьезное влияние на продажные и покупные цены.

К отраслям естественной монополии во многих странах относят большинство видов деятельности, продукция которых является “предметом общественного пользования”, - коммуникации, линии электропередач, нефте- и газопроводы, железнодорожный транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и канализация и др .

Еще одной особенностью естественных монополий является существование очень высоких входных барьеров в отрасль. Наличие единственного производителя, у которого эффект от масштаба производства слишком велик, определяет тот размер капитала, который нужен для вхождения в отрасль. Общество чаще всего просто не может выдержать второго такого производителя (значительны постоянные затраты). Для данных видов деятельности размер эффективного предприятия, как правило, равен или максимально близок к 100% от объема внутреннего потребления данных благ, что соответствует как раз одному эффективному производителю в отрасли .

Рассмотрим теперь баланс “плюсов” и “минусов” в связи с существованием сфер деятельности, где количество эффективных предприятий равно единице (отрасль естественной монополии).

“Плюсы”:

1. возможность максимально использовать эффект от масштаба производства, что приводит к снижению издержек на производство единицы продукции,

2. возможность мобилизации значительных финансовых ресурсов для поддержания средств производства на должном уровне,

3. возможность использования достижений научно-технического прогресса,

4. возможность следования единым стандартам на производимую продукцию и предоставляемые услуги,

5. возможность замены рыночного механизма, т. е. рыночной экономической организации, внутрифирменной иерархией и системой контрактных отношений, что позволит сократить потери, связанные с риском и неопределенностью.

“Минусы”:

1. возможность определять уровень продажной цены, создавать искушение переложить издержки в значительной мере на конечного потребителя, который не в состоянии оказывать обратного влияния на производителя,

2. возможность блокировать технический прогресс,

3. возможность “экономить” за счет снижения качества производимой продукции и предоставляемых услуг,

4. возможность принимать форму административного диктата, подменяющего экономический механизм.

Видно, что у естественной монополии достоинства становятся недостатками и наоборот. Эта форма экономической организации глубоко противоречива. Мы не можем однозначно определить, что перевешивает - “плюсы” или “минусы”.

Однако общество не может жить в условиях такой неопределенности, зависимости от естественных монополистов. Рыночная форма экономической организации не в состоянии преодолеть или даже ослабить действия негативных факторов естественной монополии. Рыночный механизм распределения ресурсов в данном случае не работает.

Разрешить существующие противоречия общество может только одним способом - регулированием естественной монополии.

Таким образом, появляется вопрос: что же в конце концов такое естественная монополия - форма экономической организации или форма общественного (государственного) регулирования?

Ответ на этот вопрос и будет предметом рассмотрения следующей части данного исследования.


Похожая информация.


Естественными монополиями являются организации (ком­мерческие и некоммерческие), производящие (реализующие) товары (услуги), удовлетворение спроса на которые эффективно при отсутствии конкуренции ввиду технологических особенно­стей производства, и товары, имеющие устойчивый спрос при значительном изменении цены из-за невозможности полной замены их другими товарами. Создание конкурентной среды на рынке в условиях естественной монополии невозможно или экономически неэффективно при достигнутом уровне развития науки и техники. В естественных монополиях объем спроса и предложения в решающей степени задается технологией, а обо­рудование и другие элементы производственного цикла сложно серийно производить, дублировать. Таковыми являются энерге­тика, ряд видов транспорта, связь, водоснабжение и др.

Предприятия естественной монополии при отсутствии регу­лирования превращаются в олигополии, сокращают объемы производства, устанавливают монопольные цены, что вызывает рост цен и в смежных отраслях. Поэтому в естественных моно­полиях методы регулирования выходят за пределы традицион­ного антимонопольного законодательства.

Естественные монополии обязаны обслуживать всех клиен­тов без дискриминации, представлять в органы исполнительной власти сведения, которые для других предприятий являются коммерческой тайной. Тарифы на продукцию (услуги) регули­руются государством и допускается субсидирование из бюджета. Предприятия естественных монополий не могут ликвидировать­ся без разрешения государственных органов. Исполнительная власть отвечает за функционирование отраслей естественных монополий перед представительной властью.

Наиболее радикальной формой регулирования естественных монополий является передача предприятий в государственную собственность, создание для управления естественными моно­полиями специальных государственных органов, осуществляю­щих прямой контроль для обеспечения баланса интересов про­изводителей и потребителей.

В России регулирование естественных монополий осущест­вляют прежде всего МАП России и Федеральная энергетиче­ская комиссия Российской Федерации (ФЭК России). МАП России подконтрольны организации транспорта, связи, в том числе 63 аэропорта федерального значения, 27 крупных и 15 особо крупных морских портов, 39 крупных речных портов, 17 управлений железных дорог, 800 транспортных терминалов, 2700 операторов связи. Нормативной базой регулирования служат законы «О конкуренции и ограничении монополисти­ческой деятельности на товарных рынках», «О естественных монополиях», «О регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию», «О федеральном железнодорожном транспорте», указ Президента РФ «О некоторых мерах по регулированию естественных монополий» (от 28 февраля 1995 г. № 220). Для каждого вида естественной монополии действует своя схема регулирования.

Основным объектом регулирования в естественных монопо­лиях являются цены и тарифы на их продукцию (услуги). В ми­ровой практике государство либо запрещает монополистам иметь сверхдоходы, либо перераспределяет сверхприбыль в свою поль­зу, либо фиксирует договорной уровень цен и тарифов в интере­сах и производителей и потребителей.

В прежней системе цены на продукцию естественных моно­полий рассчитывались на основе калькуляции издержек, т.е. затратным методом, и. сознательно занижались. После либерали­зации экономики они быстро стали повышаться, вызвав резкое удорожание в обрабатывающих отраслях. Это привело к раскру­чиванию спирали неплатежей в промышленности, падению конкурентоспособности продукции на внутреннем рынке и экс­пансии зарубежных поставщиков. В настоящее время регулиро­вание цен и тарифов на продукцию естественных монополий приобрело общенациональное значение.

Правительство РФ утверждает перечень товаров (услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат регулированию феде­ральными органами исполнительной власти и органами исполни­тельной власти субъектов РФ. Регулируемые цены применяются всеми предприятиями независимо от их организационно-право­вых форм и форм собственности.

Для нейтрализации затратного механизма ценообразова­ния контролируются издержки предприятий, вводится пре­дельный уровень цен (тарифов) с параллельным ограничени­ем отдельных статей затрат и пересмотром исходных норми­руемых показателей.

МАЛ России и ФЭК России устанавливают цены (тарифы на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий исходя из обоснованных затрат на их производство с учетом:

Налогов и других платежей;

Стоимости основных производственных фондов;

Потребности в инвестициях для воспроизводства;

Амортизационных отчислений;

Прогнозируемой прибыли;

Удаленности потребителейот места производства продукции (услуг);

Соответствия качества продукции (услуг) спросу потреби­телей;

Государственных дотаций и другихмер господдержки субъектов естественных монополий;

Социальной значимости услуг;

Темпов инфляции.

С участием заинтересованных федеральных органов испол­нительной власти антимонопольные органы анализируют эко­номические результаты деятельности субъектов естественных монополий и представляют в Правительство РФ предложения о мерах по ограничению роста цен (тарифов) на их продукцию (услуги). Он не должен превышать индекс цен на промышлен­ную продукцию.

Организации, нарушающие правовые нормы государствен­ного регулирования цен (тарифов), несут ответственность: с них взыскивается вся сумма излишне полученной выручки и штраф в том же размере, а при повторном нарушении - штраф в двой­ном размере.

Другим направлением государственного.регулирования естественных монополий является проведение их структурной перестройки. Она предусматривает, в частности, разделение регули­руемых и нерегулируемых видов деятельности. В каждой моно­полии имеются сопутствующие производства, которые по суще­ству монополиями не являются. Например, транспортировка газа является монопольным видом деятельности, а его добычу можно организовать на конкурентных началах.

Межведомственная комиссия по подготовке планов струк­турной реформы естественных монополий изучает функциони­рование федерального и региональных рынков продукции (ус­луг) предприятий (взаимодействие субъектов рынка, формиро­вание тарифов и цен для различных потребителей, особенности контрактных отношений). Комиссия получает необходимые данные от федеральных органов исполнительной власти и орга­низаций независимо от формы собственности и подчиненности. Предложения Комиссии по реформированию, требующие реше­ний Правительства РФ, вносятся в установленном порядке.

МВФ и другие финансовые организации, кредитующие Рос­сию, настаивают на своих рекомендациях, предусматривающих расчленения ведущих естественных монополий РАО «ЕЭС России» и ОАО «Газпром». В электроэнергетике государству пред­ложено регулировать только передающие сети, а генерирующие электростанции и распределяющие подразделения приватизиро­вать. Это не отвечает государственным интересам России.

В комплекс мер регулирования входят определение состава потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию тем или иным субъектом естественной монополии, контроль за выполнением инвестиционных программ, использованием стабилизационных фондов, заключением некоторых видов сделок, стимулирование с помощью цен (тарифов) качества производимой продукции и оказываемых услуг, а также удов­летворения спроса на них, учет затрат раздельно по моно­польной и конкурентной деятельности. Субъекты естествен­ных монополий осуществляют закупки продукции (услуг) для собственного потребления в соответствии с порядком, преду­смотренным для размещения заказов на поставку продукции для государственных нужд.

Орган регулирования имеет полномочия направлять субъекту естественной монополии обязательные для исполнения предпи­сания о заключении договоров с потребителями, внесении в них изменений. Эффективное регулирование естественных монопо­лий достигается при обеспечении максимальной независимости контрольно-регулирующих органов, отсутствии лоббирования интересов монополистов в органах власти.

ФЭК России ведет Реестр субъектов естественных монопо­лий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении кото­рых осуществляются государственное регулирование и контроль (занятые оказанием услуг по передаче электрической и тепловой энергии, транспортировкой газа по трубопроводам, нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам). Включение субъекта естественной монополии в Реестр не зависит от его доли на рынке. Данный Реестр ведется отдельно от реестра, предусмотренного Законом «О конкуренции и ограничении мо­нополистической деятельности на товарных рынках», а также от реестра энергоснабжающих организаций.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ И ИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ  


Регулирование конкурентных отраслей. Может быть, наиболее глубокое критическое замечание в адрес отраслевого регулирования состоит в том, что иногда оно применялось в отраслях, которые не являются естественными монополиями и которые при отсутствии регулирования были бы полностью конкурентными. Регулирование в особой мере использовалось в таких отраслях, как грузовые и авиаперевозки, где эффект масштаба невелик и естественные барьеры для внедрения в отрасль новых конкурентов относительно слабы. Утверждают, что в таких случаях само регулирование, ограничивая вхождение в отрасль, создает скорее монополию, чем условия, изображенные на рис. 24-1. В результате устанавливаются более высокие цены и меньший объем выпуска, чем были при отсутствии регулирования. Вопреки теории регулирования в интересах общества выгоду от регулирования получают сами регулируемые фирмы и их служащие. Проигрывают же общество и потенциальные конкуренты, для которых вхождение в отрасль затруднено.  

Экономический аргумент против монополии - потери "мертвого груза", связанные с неэффективным размещением производственных ресурсов , - не был непосредственной причиной разработки антитрестовских законов . Их цель намного шире - способствовать защите конкуренции вообще. Существует ряд отраслей, в которых монополия необходима (так называемая естественная монополия), и перед государством стоит задача регулирования цен и объемов производства в интересах общества.  

Функциями ФЭК, в частности, являются установление тарифов на электрическую энергию на федеральном оптовом рынке электрической энергии установление по представлению региональных энергетических комиссий предельных размеров платы за услуги по передаче электрической энергии по сетям организаций, включенных в реестр естественных монополий и расположенных на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации , и контроль за размером платы за указанные услуги разработка предложений по совершенствованию действующих и принятию новых федеральных законов и иных нормативных правовых актов в сфере тарифов на электрическую и тепловую энергию рассмотрение разногласий, возникающих между региональными энергетическими комиссиями, потребителями, электроснабжение которых осуществляется с федерального оптового рынка электрической энергии, и энергоснабжающими организациями по их просьбе, и принятие решений по рассматриваемым разногласиям с установлением предельных величин тарифов для конечных потребителей , обязательных для применения проверка хозяйственной деятельности коммерческих организаций , для которых тарифы на отпускаемую электрическую энергию устанавливаются ФЭК, в части, касающейся размеров указанных тарифов. Перечень коммерческих организаций - субъектов федерального оптового рынка электрической энергии, тарифы на электрическую энергию для которых устанавливаются ФЭК, утвержден постановлением Правительства РФ от 12 июля 1996 г. № 7931.  

Налицо имеется необходимость упорядочить ценообразование на продукцию и услуги естественных монополий . В 1996 году основным направлением государственного регулирования было ограничение роста цен и тарифов на продукцию естественных монополий в пределах уровня инфляции в промышленности в соответствии с постановлением правительства от 12 февраля 1996 года "О мерах по ограничению роста цен и тарифов на продукцию (услуги) естественных монополий ". Замораживание цен и тарифов в четвертом квартале 1995 года и ограничение их роста в первом полугодии 1996 года позволили сначала уменьшить ценовые диспропорции в промышленности и способствовали снижению темпов инфляции . Но в последнее время резко ухудшилось финансовое состояние многих предприятий в отраслях естественных монополий по сравнению с 1995 годом в электроэнергетике число убыточных предприятий выросло в 2 раза, на железнодорожном транспорте - в 4,5 раза. Во всех отраслях, кроме газовой (включая перекачку газа), рентабельность производства уменьшилась из-за опережающего роста затрат. В электроэнергетике, снизившись на 3,5 процентных пункта , рентабельность в 1996 году достигла самого низкого уровня за последние годы. Помимо 2-3-кратного увеличения амортизационных отчислений , во всех отраслях росли затраты на перекрестное субсидирование для определенных категорий потребителей. С 1 августа 1996 года, по решению Федеральной энергетической комиссии тарифы на электроэнергию были повышены в 1,56 раза. В результате общее удорожание в энергетике составило 11,6%. Опережающий прирост тарифов в электроэнергетике вновь ухудшил ценовые соотношения для потребителей. 17 октября 1996 года вышел указ президента "О дополнительных мерах по ограничению роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий и созданию условий для стабилизации работы промышленности". В соответствии с ним с 1 ноября были снижены цены на электроэнергию и услуги ЕЭС России в среднем на 10% заморожены оптовые цены на газ, отпускаемый РАО "Газпром". Как итог темпы прироста цен производителей и промышленности в конце 1996 г. снизились до 0,9%.  

В целом ряде отраслей избежать образования монополий невозможно (естественные монополии), и государство вынуждено осуществлять их косвенное регулирование . Основным методом регулирования естественных монополий является регулирование цен и тарифов за предоставляемые товары и услуги.  

Традиционные операторы, внесенные в реестр субъектов естественных монополий , функционирующие на телекоммуникационных рынках России, оказываются в сложной экономической ситуации. Практически все они имеют изношенную техническую базу, обременены обязательствами по оказанию услуг для федеральных нужд и предоставлению социальных льгот . Большинство из них имеет низкую доходность на одну линию, не позволяющую гарантировать обеспечение даже простого воспроизводства. Формулируя свои стратегические цели , они ориентируются не столько на стабильное развитие, сколько на решение проблемы выживаемости. В настоящее время регулирующие меры применяются непосредственно к хозяйствующему субъекту естественной монополии и затрагивают все виды его деятельности, включая и те, которые не связаны с монопольным рынком. Таким образом, они поставлены в неравные условия со своими конкурентами. В силу регулирования их деятельности в рамках Федерального закона О естественных монополиях они не могут проводить адекватную маркетинговую политику на рынке, осуществлять инвестиции и привлекать материальные и человеческие ресурсы на тех же условиях, что и новые операторы.  

Чтобы лучше понять монополии и их роль в рыночной экономике , рассмотрим 1) ценовую дискриминацию и 2) государственное регулирование естественных монополий.  

Особое место в числе сфер государственного монополистического регулирования принадлежит государственной и естественной монополии . Правовой режим их функционирования является исключительным как по юридической природе, так и по своему положению в общей системе нормативного регулирования экономико-хозяйственных отношений, поскольку частично ограничивает действие принципа свободы экономической деятельности. Исходя из этого, на наш взгляд, необходимо законодательное определение правового положения и механизма реализации режима указанных монополий.  

В августе 1995 г. вступил в действие Закон РФ О естественных монополиях , начата работа по созданию органов их регулирования на федеральном уровне. По этому закону сфера регулирования включает транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов, услуги общедоступной электрической и почтовой связи.  

Схема государственного регулирования естественных монополий, основанная на индексировании тарифов (цен) и не сопровождаемая тщательной проверкой обоснованности издержек и инвестиционной деятельности , позволяет монополистам легко обходить ограничения, которые ставили на их пути органы регулирования.  

Регулирование и собственность. В естественных монополиях , то есть отраслях, где технические и экономические факторы исключают рыночную конкуренцию , правительство создало общественные комиссии для регулирования цен и стандартов качества их услуг. К отраслям, которые в той или иной степени подвергаются такому регулированию, относятся транспорт, связь, электроэнергетика и другие предприятия коммунального хозяйства. А на уровне местных правительств распространена государственная собственность на предприятия электроэнергетики и водоснабжения.  

Однако наиболее широко в США используется государственное регулирование . В табл. 32-1 приводится список главных федеральных регулирующих комиссий и перечисляются области их юрисдикции. Все штаты также имеют такие регулирующие органы, занятые находящимися на территории штата естественными монополиями . В регулируемом секторе производится 7% национального выпуска.  

Упомянутый Указ признает концепцию дальнейшей либерализации цен государственное регулирование цен следует осуществлять в основном относительно продукции естественных монополий . Кроме того, Правительству РФ предписано определять (с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации) и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения , товаров народного потребления и услуг, цены на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию , а также пересматривать их по мере необходимости, имея в виду дальнейшую либерализацию цен.  

Статьей 6 рассматриваемого закона предусмотрены два основных способа регулирования деятельности субъектов естественных монополий - ценовой и неценовой. Ценовой метод осуществляется посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня. При этом порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий предусмотрен рядом специальных документов.  

Орган регулирования естественной монополии может отказать в удовлетворении указанного ходатайства, если заявленные в нем действия грозят отрицательными последствиями, а также в случаях, если заявителем не представлены все необходимые документы либо при их рассмотрении обнаружено, что содержащаяся в них информация (имеющая существенное значение) недостоверна. Орган регулирования естественной монополии не позднее 30 дней с момента получения ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем решении, согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован. Если для принятия решения необходима дополнительная информация , то орган регулирования естественной монополии вправе запросить ее у заявителя и увеличить срок рассмотрения ходатайства на 30 дней (если запрос вместе с уведомлением направлен заявителю не позднее 15 дней со дня получения ходатайства). Если в 15-дневный срок со дня истечения срока рассмотрения ходатайства ответ органа регулирования естественной монополии не будет получен либо  

В ходе рыночных преобразований, когда Водоканалы выделились в отдельные предприятия, государство, осознавая их положение как локальных естественных монополий , предприняло меры регулирующего характера. Регулированию подлежат, в частности, цены (тарифы), качество питьевой воды, стандарты обслуживания (регулярность подачи, качество и напор воды, обслуживание и ремонт сетей и т.д.), экологические нормативы.  

Практически все монопольные поставщики ресурсов относятся к разряду естественных монополий . В соответствии с законодательством цены на их продукцию не являются свободными рыночными ценами , а регулируются тем или иным путем. Поэтому в реальной жизни трудно наблюдать картинку из учебника, когда на рынке ресурсов имеется единственный поставщик, вольный устанавливать максимизирующие его прибыль цены. Тем не менее такое стремление всегда имеет место и его можно наблюдать в виде различных попыток обойти ценовое регулирование.  

Большие проблемы у государства с регулированием естественных монополий, в первую очередь, к ним относятся "Газпром", РАО "ЕЭС России" и министерство путей сообщения. Они имеют возможность диктовать монопольные цены и зарплата здесь вдвое выше, чем в российской обрабатывающей промышленности, хотя у наших монополистов наиболее высок уровень неплатежей (почти 50% неплатежей - это неплатежи энергетикам со стороны предприятий), но они извлекают даже из неплатежей большую выгоду. Так, целый ряд товаров, например, рельсы, практически не имеет цены в "живых деньгах ". МПС берет рельсы по бартеру, а потом заложит их утроенную стоимость в строительных сметах, а затем и в сверхвысокие тарифы, порождающие новый круг неплатежей.  

Объектом особого регулирования в США являются естественные монополии . Их существование зависит от эффекта масштабности, когда одна фирма способна снабжать рынок товаром по цене, более низкой, если бы это могли делать конкурирующие фирмы. Поведение естественной монополии на рынке определяется государственной собственностью и государственным регулированием , которое осуществляют федеральные регулирующие комиссии (Федеральная комиссия по торговле между штатами, Федеральная комиссия по управлению энергетикой, Федеральная комиссия по связи). Глубокие качественные изменения, произошедшие в мировом хозяйстве в 80-х -начале 90-х гг., повлекли за собой либерализацию антимонопольного регулирования в США.  

Невозможность и нецелесообразность конкуренции в сфере естественной монополии , а также первостепенное значение деятельности предприятий этих отраслей для жизнеобеспечения населения требуют особых подходов к их регулированию. Цены на товары и услуги естественных монополий являются важной составляющей себестоимости продукции других отраслей. Поэтому рост цен на товары (услуги) этих отраслей неизбежно приводит к росту цен на все товары и услуги и в ряде случаев делает их неконкурентоспособными на внешних рынках , включая рынок стран СНГ.  

В оставшейся части главы мы сосредоточимся на тех аспектах регулирования, которые не являются реакцией на проблему монопольной власти . В п. 3 речь идет об экономической целесообразности и фактических последствиях одной из наиболее важных программ социального регулирования - программы по охране окружающей среды . В п. 4 рассматриваются проблемы социального регулирования, ориентированного на защиту работников и потребителей от риска для здоровья, безопасности и других рисков. Наконец, в п. 5 описываются недавние выступления в пользу дерегулирования (по ослаблению

В системе экономических отношений выделяют естественные монополии. Традиционно естественная монополия трактуется как рыночная ситуация, характеризующаяся такими условиями производства, которые обеспечивают экономию на масштабах производства, а также технологическую надежность и доступность услуг для потребителей.

В России в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (в ред. от 18 июля 2011 г. №242-ФЗ) естественная монополия рассматривается как «состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке... в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров». Естественные монополии в России регулируются в следующих сферах:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • транспортировка газа по трубопроводам;
  • услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
  • железнодорожные перевозки;
  • услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
  • услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Практически во всех странах с развитой экономикой осуществляется реформирование естественных монополий, нацеленное на создание конкурентной среды, снижение издержек и цен и в целом на повышение эффективности данных отраслей экономики. В России также проводится реформирование естественных монополий.

Следует подчеркнуть, что монополия сдерживает конкуренцию, что отрицательно сказывается на функционировании рыночной экономики. В связи с этим многие страны, в том числе и Россия, принимают специальные законы, ограничивающие монополистическую деятельность на товарных рынках. Антимонопольное законодательство направлено на сдерживание и запрещение действий, обусловленных монополистическим доминированием. Первые в мире специальные акты, призванные противодействовать монополизации рынков, появились в Канаде и США в конце XIX в. На международном уровне конкурентные отношения регулируются специальными межправительственными соглашениями, документами комиссии ООН, договором о Европейском союзе.

В России в 1991 г. был принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в котором было дано определение недобросовестной конкуренции, доминирующего положения монополистической деятельности. Под доминирующим положением хозяйствующего субъекта понималось положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке товара составляла 65% и более. Недоминирующим положением субъекта называлась доля агента на рынке, которая не превышала 35%.

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 139-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 18 июля 2011 г. №242-ФЗ) определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестности конкуренции, а также недопущение и устранение конкуренции государственных служб или государственных органов разного уровня. Целями данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в нашей стране, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В данном законе монополистическая деятельность расценивается как злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

При этом доминирующим положением признается положение, когда доля одного или нескольких хозяйствующих субъектов превышает 50% на рынке товара. Доминирующим положением считается положение, когда хозяйствующий субъект имеет возможность оказывать решающее воздействие на общие условия обращения товара на рынке, устранять с товарного рынка других конкурентов или создавать препятствия к доступу на данный рынок. Следует отметить, что не признается доминирующим положение хозяйствующего субъекта, исключая финансовую организацию, когда доля на соответствующем рынке этого субъекта не превышает 35%.

Закон запрещает хозяйствующим субъектам злоупотреблять своим доминирующим положением - устанавливать и поддерживать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товары из продажи с целью повышения их цен, навязывать невыгодные условия договоров контрагентам, производить экономически или технически необоснованные сокращения или прекращения производства товаров, если на них имеется устойчивый спрос, и др. Запрещаются также соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов, приводящие к ограничению конкуренции.

В законе определяются и функции антимонопольного органа:

  • обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;
  • выявление нарушений антимонопольного законодательства и привлечение к ответственности за такие нарушения;
  • предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции органами государственной власти;
  • осуществление государственного контроля за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр и других природных ресурсов.

Для рассмотрения каждого дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган создает специальную комиссию. При обнаружении нарушений антимонопольного законодательства комиссия выдает ответчику по делу специальное предписание, неисполнение которого влечет административную ответственность.

mob_info