Особенности закупки строительных работ. Госзакупки – начинаем и выигрываем. Дополнительные требования к участникам закупки

,
генеральный директор ЗАО "Электронные торговые системы"

Закупки в сфере строительства требуют от заказчика и всех их участников не только знания законодательства об организации и проведении закупок, но и способности разобраться в законодательстве о капитальном строительстве, включая многочисленные нормы и правила подзаконных актов. Это порождает большое количество вопросов, разрешить которые, зачастую, непросто. Генеральный директор ЗАО "Электронные торговые системы" ответил на самые злободневные из них.

Наше учреждение провело аукцион на строительство объекта. На завершающем этапе строительства выяснилось, что необходимость в выполнении ряда работ, указанных в техзадании, отпала, однако стало необходимым выполнить другие работы. При этом подрядчик готов выполнить эти работы, не изменяя стоимость контракта. Можем ли мы в рамках заключенного госконтракта заменить одни работы на другие?

Артем Барболин

Нет, заменить предусмотренные контрактом одни работы на другие Вы не вправе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ " " (далее – Закон № 44-ФЗ). Так, и не допускают возможность изменения условий контракта в указанном случае. Возможно лишь изменение объемов предусмотренных контрактом работ – только в пределах 10% от первоначального объема, и только при условии, что такая возможность предусмотрена документацией о закупке и контрактом (). Заменять товары, работы или услуги на товары, работы, услуги, не предусмотренные контрактом, недопустимо – в том числе путем заключения дополнительного соглашения.

Отдельно отметим, что если сводным сметным расчетом предусмотрен резерв средств на непредвиденные работы и затраты, то в рамках определенной величины таких расходов заказчик вправе принять дополнительные работы, прямо связанные с предметом контракта. Оформляются эти работы в предусмотренных документацией о закупке и контрактом формах в разделе "непредвиденные затраты". К примеру, в качестве подобного документа может выступать форма № КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ и затрат" ().

БЛАНКИ

Является ли монтаж ограждения (забора) вокруг административного здания возведением объекта капитального строительства? Если нет, то требуются ли разрешение на строительство, разработка проектной документации и наличие у участников размещения заказа допусков СРО?

Ирина Тругаева

Для ответа на поставленные вопросы требуется детально изучить нормативно-правовые требования к соответствующим работам, действующим в месте их выполнения.

Чтобы определить, требуется ли согласование такого строительства, следует рассмотреть локальные нормативные акты. Например, на территории Московской области строительство или установка ограждений, в том числе газонных и тротуарных, осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления, а самовольная установка ограждений не допускается (ч. 2 ст. 27 Закона Московской области от 30 декабря 2014 года № 191/2014-ОЗ " "). Как правило, необходимые нормативные акты можно найти на сайте администрации региона или соответствующего департамента администрации (например, департамента строительства).

Следует обратить внимание и на то обстоятельство, что закон требует сноса незаконной постройки за счет нарушителя (). В случае, если сооружение является объектом капитального строительства и не было получено разрешение на его строительство, нарушитель будет привлечен к административной ответственности: штраф составит для должностных лиц – от 20 тыс. до 50 тыс. руб., для юридических лиц – от 500 тыс. до 1 млн руб., или деятельность компании-нарушителя может быть административно приостановлена на срок до 90 суток ().

Необходимо определить, является ли ограждение недвижимостью – напомню, ее признаками являются прочная связь с землей и невозможность перемещения без несоразмерного ущерба ее назначению (). Если возможное перемещение нанесет ограждению незначительный ущерб, то указанное имущество объектом недвижимости, а соответственно, и объектом капитального строительства, не является. В этом случае разработка проектной документации не требуется.

При решении вопроса о необходимости разработки проектной документации следует также определить необходимость и возможность последующей регистрации объекта недвижимости. Критерии, на которые можно опираться при решении этого вопроса, используются, в частности, в (наличие или отсутствие самостоятельного хозяйственного назначения, возможность выступать отдельным объектом гражданского оборота и т. п.). Если после возведения объекта его необходимо будет зарегистрировать, то заказчику следует разработать проектную документацию.

Необходимость наличия у участников закупки выданных саморегулируемой организацией (далее – СРО) свидетельств о допуске к выполнению монтажных работ, определяется перечнем работ, включенных в смету на монтажные работы.

Муниципальному автономному учреждению по договору спонсорской помощи с частной организацией были выделены деньги на строительство вольера. Если мы понимаем правильно, осуществление закупок на средства спонсорской помощи не регулируется законодательством о контрактной системе. Кроме того, Минфин России в письме от 21 марта 2014 г. № 02-02-09/12591 отметил, что автономное учреждение обязано руководствоваться положениями , если ему предоставляются денежные средства из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность. В рамках какого закона нам проводить торги – Закона 44-ФЗ или ?

Ярославцева Ирина

При проведении закупки за счет указанных средств заказчику следует руководствоваться Законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ " " (далее – Закон № 223-ФЗ). Исходя из положений , к деятельности муниципальных автономных учреждений по закупке товаров, работ, услуг применяется этот закон. При этом, согласно , при предоставлении автономным учреждениям средств из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на таких юридических лиц распространяются положения 44-ФЗ.

Учреждению необходимо выполнить работы по капитальному ремонту скатной кровли здания детского сада. Сами работы "устройство кровель" в соответствии с допуска СРО не требуют. Однако при этом в составе работ по смете есть такие работы, как "антисептирование" и "гидроизоляция", для выполнения которых требуется такой допуск. Необходимо ли требовать от участников закупки допуск СРО?

Анна Иванова

Таким образом, установление требования к участникам закупки о наличии свидетельства СРО о допуске к таким работам правомерно. Это подтверждается и тем, что участники должны соответствовать требованиям законодательства для выполнения работ, которые являются объектом закупки ().

ФАС России и арбитражные суды также разделяют эту позицию ( , ).

Учитывая изложенное, в документации может быть установлено как требование о предоставлении свидетельства о допуске СРО для участников закупки на выполнение конкретных видов работ, так и альтернативное требование о предоставлении свидетельства о допуске СРО на генподряд (если это предусмотрено документацией, участник закупки вправе привлечь к выполнению работ третьих лиц для выполнения конкретных работ, к которым нет допуска у участника). Суды указывают, что такое поведение заказчика максимально расширяет круг участников закупки.

Учреждение провело конкурс на проектно-изыскательские работы. Победитель представил смету, в которой значится, в том числе, оборудование вентиляции с указанием производителя и марки оборудования. Может ли участник закупки включать в состав заявки указания на конкретные марки оборудования и производителей, и обязан ли заказчик отклонить такую заявку?

Наталья

Оснований для отклонения подобной заявки нет. Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случаях, предусмотренных (при рассмотрении первых частей заявок) и (при подведении итогов). К таким случаям относятся, в частности, непредставление предусмотренных Законом № 44-ФЗ документов и информации, а также предоставлении недостоверных и несоответствующих требованиям Закона № 44-ФЗ документов и информации, несоответствие участника аукциона установленным документацией требованиям и т. д. Этот перечень имеет закрытый характер, и установление иных оснований для отклонения заявки в документации об аукционе не допускается.

Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем .

Строительно-ремонтные и отделочные работы всегда пользуются повышенным спросом. Практически ежедневно в России объявляются заказы и тендеры по строительству и ремонту самых разных объектов. Мы исследовали рынок и собрали некоторые статистические данные по этой отрасли.

В 2015 году было объявлено свыше 5000 тендеров на ремонт и отделку, а общая сумма всех контрактов составила 9,1 млрд. руб. Анализ показал, что в тендерах на ремонтно-строительные работы было задействовано 10100 участников, среди них 3513 постоянных заказчиков и 3262 постоянных поставщика. Что касается самих тендеров на ремонтные работы, то средняя стоимость одного составляет 1,8 млн. руб., а среднее падение цены во время торгов достигает 12,72%. При этом допуск получили не все поставщики, а лишь 95,18%. По соотношению количества подрядчиков к числу заказов выходит усредненный показатель 2,02 поставщика на контракт. Отметим, что обеспечение исполнения контракта потребовало всего 56,99% заказчиков.

Статистика по регионам

Самыми активными участниками торгов в данной отрасли выступили:

  • Москва - 6,5%
  • Санкт-Петербург - 5,5%
  • Московская область - 4,5%
  • Краснодарский край - 3,7%
  • Свердловская область - 3,3%
  • Красноярский край - 3,2%
  • Челябинская область - 3,2%
  • Башкортостан - 3,1%
  • Пермский край - 2,8%

Наиболее крупные суммы контрактов отмечены в следующих субъектах:

  • Москва - 22,1%
  • Санкт-Петербург - 9,5%
  • Московская область - 5,1%
  • Вологодская область - 3,8%
  • Краснодарский край - 3%
  • Самарская область - 3%
  • Красноярский край - 2,7%
  • Татарстан - 2,5%
  • Сахалинская область - 2,4%

Сезонность

Здесь наблюдается следующая динамика: I квартал 2015 года характеризуется затишьем, зато с апреля число тендеров на отделочные работы резко увеличивается с 9 до 631 и достигает пика в мае - 745 заказов на сумму 1,5 млрд. руб. Затем наблюдается постепенный спад до июля (270 тендеров) и новый пик в сентябре - 520 заказов на 1,2 млрд.руб. Осенью отмечается новое падение спроса и третий пик приходится на декабрь - более 800 млн.руб за исполненные контракты.

  • Сбербанк-АСТ - 41 408 тендеров на сумму 163 379 153 тыс. рублей
  • РТС-тендер - 15 325 тендеров на сумму 99 961 459 тыс. рублей
  • Росэлторг - 12 359 тендеров на сумму 66 022 345 тыс. рублей
  • ЭТП «ММВБ-ИТ» - 4 650 тендеров на сумму 39 132 807 тыс. рублей
  • Система Электронных Торгов - 2 259 тендеров на сумму 28 383 966 тыс. рублей
  • FABRIKANT.RU - 1 598 тендеров на сумму 16 963 619 тыс. рублей
  • Группа площадок B2B - 2 807 тендеров на сумму 10 123 145 тыс. рублей

Заказчики

За 2015 год крупнейшие заказы поступили от Газпрома, Главного управления обустройства войск в составе Оборонстроя России, Мосинжпроекта, Автодора, Минэнэрго, Спецстройтехнологий, Роснефти и др.

Актуальные и бесплатные объявления о тендерах на ремонт зданий и сооружений, в том числе квартир оперативно появляются на этом сайте. Вы можете отслеживать их самостоятельно или подписаться на рассылку.

Рассмотрим способы определения подрядчика при осуществлении закупок строительных работ, работ по реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее - ОКС) в соответствии с нормативами Закона о контрактной системе, а также требования, предъявляемые к участникам таких закупок.

Каким способом выбрать подрядчика

Согласно ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. Рассмотрим подробно эти способы и обозначим те из них, которые применимы при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту ОКС.

Аукцион в электронной форме

Частью 2 ст. 59 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг (ТРУ), включенных в Перечень, установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень, предусмотренный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, при осуществлении закупок ТРУ для обеспечения нужд субъекта РФ.

Выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту ОКС входит в Перечень (по коду ОКПД 45 "Работы строительные"). Поэтому закупка любых строительных работ путем проведения электронного аукциона исходя из текста Письма Минэкономразвития и ФАС является обязанностью заказчика при выполнении следующего условия: начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд не превышает 150 млн руб., для обеспечения муниципальных нужд не превышает 50 млн руб. При этом неважно, входит ли объект закупки в перечень, определенный ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ. Однако исходя из положений ч. 2.1 ст. 56 и ч. 3 ст. 59 Закона о контрактной системе, если НМЦК превышает установленные пределы, заказчик вправе осуществить закупку путем проведения электронного аукциона (или выбрать иной способ закупки).

Открытый конкурс

Заказчик вправе осуществлять закупку работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту ОКС путем проведения открытого конкурса в соответствии с нормативами ст. ст. 48 - 55 Закона о контрактной системе. При этом ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе. В силу толкования положений ст. ст. 56 и 59 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществить закупку строительных работ путем проведения открытого конкурса в случае, если , а объект закупки не входит в перечень особо опасных и технически сложных объектов, предусмотренных ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ.

Закрытый конкурс

Заказчик осуществляет закупку путем проведения закрытого конкурса в случае, если в конкурсной документации или проекте контракта содержатся сведения, составляющие государственную тайну. Закупка осуществляется в порядке, предусмотренном ст. ст. 48 - 55 Закона о контрактной системе, с учетом особенностей, определенных ст. 85 Закона о контрактной системе.

Закрытый аукцион

Заказчик осуществляет такую закупку в случае, если в аукционной документации или проекте контракта содержатся сведения, составляющие государственную тайну. Закупка производится в соответствии с требованиями ст. ст. 86 - 91 Закона о контрактной системе.

Конкурс с ограниченным участием

Закрытый конкурс с ограниченным участием проводится в случае, если в конкурсной документации или проекте контракта содержатся сведения, составляющие государственную тайну.

В соответствии с ч. 2 ст. 56 Закона о контрактной системе закупка работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту ОКС может производиться способом проведения конкурса с ограниченным участием. Также условия осуществления закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных ОКС, искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку (НМЦК при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн руб., для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн руб.), путем проведения конкурса с ограниченным участием указаны в тексте Постановления N 1089 . При этом перечень особо опасных и технически сложных объектов установлен ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ.

Таким образом, для осуществления закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием необходимо одновременное соблюдение следующих условий:

Объектом закупки должно быть выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных ОКС, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группу;

НМЦК при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд должна превышать 150 млн руб., для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн руб.

Данная позиция была также изложена в тексте Письма Минэкономразвития и ФАС, а также подтверждается сложившейся правоприменительной практикой, например Решениями ФАС России от 07.08.2014 по делу N К-К-3266/12/14, от 31.03.2014 по делу N К-527/14, в соответствии с которыми заказчик не может проводить конкурс с ограниченным участием в случае, если объект закупки не входит в перечень особо опасных и технически сложных объектов.

Запрос предложений

Заказчик вправе осуществить закупку путем проведения запроса предложений по основаниям, предусмотренным:

П. 6 ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе, - в случае осуществления закупки строительных работ, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством;

П. 8 ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе, - в случае признания повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися в соответствии с ч. 4 ст. 55 и ч. 4 ст. 71 Закона о контрактной системе.

Кроме того, заказчик также вправе осуществлять закупку строительных работ путем проведения запроса котировок в случае, если НМЦК не превышает 500 тыс. руб., или у единственного подрядчика в соответствии с положениями ст. 93 Закона о контрактной системе (например, путем заключения контракта (договора) на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе).

В таблице 1 в кратком изложении приведены способы, которыми заказчик вправе определять подрядчика при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту ОКС.

Таблица 1

Условия осуществления закупки

Способ определения подрядчика

НМЦК превышает для обеспечения государственных нужд 150 млн руб., для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн руб.

Объект не входит в перечень особо опасных и технически сложных объектов

Аукцион в электронной форме; открытый конкурс; запрос котировок; запрос предложений; закупка у единственного подрядчика

НМЦК не превышает для обеспечения государственных нужд 150 млн руб., для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн руб.

Аукцион в электронной форме; запрос котировок; запрос предложений; закупка у единственного подрядчика

НМЦК превышает для обеспечения государственных нужд 150 млн руб., для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн руб.

Объект входит в перечень особо опасных и технически сложных объектов

Конкурс с ограниченным участием (если заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки); аукцион в электронной форме; запрос котировок; запрос предложений; закупка у единственного подрядчика

Дополнительные требования, которые могут быть установлены в документации о закупке

В силу ст. 31 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает единые и дополнительные требования к участникам закупки. Отметим, что положения Закона о контрактной системе о соответствии участника закупки единым требованиям, определенным согласно законодательству РФ для лиц, осуществляющих выполнение работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту ОКС, детально разобраны на практике и не вызывают вопросов как у заказчиков, так и у участников закупок. Поэтому рассмотрим дополнительные требования, которые могут быть установлены в документации о закупке, когда предметом заключаемого контракта является выполнение работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту ОКС.

На основании ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство РФ при осуществлении закупок отдельных видов ТРУ вправе определять для участников таких закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:

Финансовых ресурсов для исполнения контракта;

На праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

Опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

Необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

При этом дополнительные требования могут быть установлены при осуществлении закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов. Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, определяется Правительством РФ. В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе, если правовыми актами Правительства РФ к отдельным видам закупок ТРУ установлены дополнительные требования, заказчик обязан тоже установить указанные требования к участникам в составе документации о закупке.

Сразу отметим, что на текущий момент дополнительные требования к участникам закупок при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту ОКС могут быть определены только при проведении конкурса с ограниченным участием (согласно ч. 2 ст. 56 Закона о контрактной системе), поскольку единственным действующим правовым документом, регулирующим данный вопрос, является Постановление N 1089.

В соответствии с Постановлением N 1089 к участнику закупки при осуществлении закупок путем проведения конкурса с ограниченным участием могут предъявляться дополнительные требования. При этом предметом заключаемого контракта должно быть выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных ОКС, а также искусственных дорожных сооружений. Одновременно с предъявлением дополнительных требований в документации о закупке приводится Перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки установленным дополнительным требованиям.

Дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки, включают в себя:

Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контрактов в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием. Одновременно с этим стоимость ранее исполненного контракта должна составлять не менее 20% НМЦК, на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием;

Наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта оборудования и других материальных ресурсов в объеме, установленном конкурсной документацией, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта.

Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупки дополнительным требованиям, включает в себя:

1) копии ранее исполненных контрактов и актов выполненных работ;

2) перечень оборудования и других материальных ресурсов, сформированный в зависимости от вида работ (перечень оборудования, минимально необходимого для выполнения работ, должен быть приведен заказчиком в документации о закупке);

3) выписку из Единого государственного реестра (ЕГР) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающую право собственности на объект недвижимости, используемый в производственных целях;

4) копию договора аренды недвижимого имущества, заключенного на срок не менее двух лет (копию акта передачи арендованного недвижимого имущества), копию свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выписку из ЕГР прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

5) перечень находящегося в собственности, аренде (лизинге) технологического и иного оборудования с указанием его производственных мощностей в сутки (перечень оборудования, минимально необходимого для выполнения работ, должен быть приведен заказчиком в документации о закупке);

6) копии инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6, в том числе на технологическое оборудование (применяется для учета наличия объекта основных средств, а также учета движения его внутри организации по утвержденной форме).

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки заказчик должен указать исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки единым и дополнительным требованиям. Поэтому, если к участнику закупки предъявляются дополнительные требования, например о наличии оборудования и других материальных ресурсов, необходимых для исполнения контракта, заказчику в полном объеме следует привести в составе документации перечень оборудования, сформированный в зависимости от вида работ (а также перечень документов, подтверждающих соответствие указанным требованиям).

Пример формы о соответствии дополнительным требованиям (наличии оборудования и других материальных ресурсов, необходимых для исполнения контракта) представлен в таблице 2.

Таблица 2

Наименование оборудования и других материальных ресурсов

Количество шт. требуемое

Количество шт. в наличии у участника конкурса (заполняется участником)

Правовое основание владения (собственность, аренда, иное, заполняется участником)

Автомобиль для грузоперевозок полной массой не более 3,5 т

Автомобиль легковой для перевозки малых грузов и инструмента

Примечание: к форме прикладываются копии инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 (при наличии)

Отметим, что в текст Постановления N 1089 внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.2015, однако указанные изменения не коснулись случаев осуществления закупок работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту ОКС.

Одновременно с этим в части установления дополнительных требований к участникам закупок на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту ОКС в соответствии с ч. 2, 3 ст. 31 Закона о контрактной системе стоит рассмотреть проект постановления Правительства РФ "Об установлении дополнительных требований к участникам закупок на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, а также перечня документов, подтверждающих соответствие указанным требованиям, при определении подрядчика путем проведения аукциона", который на момент написания статьи обсуждался. Предполагается, что заказчик, уполномоченный орган устанавливают к участникам закупок дополнительные требования в случае соблюдения двух условий :

Закупка осуществляется по строительству, реконструкции, капитальному ремонту ОКС путем проведения электронного аукциона;

НМЦК (цена лота) составляет 50 млн руб. и более.

Дополнительные требования будут включать в себя подтверждение опыта выполнения работ, аналогичных предмету заключаемого контракта, за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом стоимость выполненных работ должна составлять не менее 20% НМЦК и относиться к одному из ОКС (по выбору участника закупки).

Для подтверждения опыта выполнения аналогичных работ участнику закупки необходимо будет в составе заявки представить копии разрешения на ввод ОКС в эксплуатацию и акта приемки ОКС (за исключением случая, если застройщик являлся лицом, осуществляющим строительство), которые необходимо приложить в составе части второй заявки на участие в электронном аукционе.

Отметим, что в тексте проекта постановления не говорится о том, что участник закупки, подтверждая свое соответствие дополнительным требованиям, должен выступать в качестве генподрядчика, поэтому подтверждением выполнения аналогичных работ могут быть работы, выполняемые на субподряде.

Типовые ситуации при установлении дополнительных требований

Мы рассмотрели положения Закона о контрактной системе, а также правовые документы, в соответствии с которыми к участнику закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту ОКС могут предъявляться дополнительные требования. Однако на практике ситуация с предъявлением дополнительных требований иная.

На момент написания статьи на сайте госзакупок было размещено около 1000 закупок, поставщик по которым определялся путем проведения конкурса с ограниченным участием. При этом из общего количества указанных закупок только в 58 из них (подавляющее большинство - по работам, связанным с сохранением объектов культурного наследия) предметом заключаемого контракта являлось выполнение работ по строительству или реконструкции, а в 12 - выполнение проектных (изыскательских) работ.

Поэтому рассмотрим ряд типовых ситуаций, встречающихся на практике при установлении дополнительных требований, подробно.

Установка дополнительных требований

Как отмечалось, на текущий момент дополнительные требования к участникам закупок, предметом которых является выполнение строительных работ или работ по реконструкции ОКС, могут быть установлены только при проведении конкурса с ограниченным участием. Однако нередки случаи, когда у заказчиков при осуществлении указанных выше закупок в документации отсутствуют дополнительные требования к участникам закупки, перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки определенным требованиям. Рассматривая подобные ситуации, стоит обратить внимание на разъяснения положений Закона о контрактной системе, направленные Письмом Минэкономразвития России N 3422-ЕЕ-Д28и, ФАС России N АЦ-6139-14 от 21.02.2014. Так, в случае проведения конкурса с ограниченным участием на закупки ТРУ, указанных в Постановлении N 1089, заказчик обязан установить дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные данным Постановлением. Вместе с тем в случае осуществления закупки ТРУ, указанных в Постановлении N 1089, иным способом (например, проведением электронного аукциона) определения поставщиков заказчик не вправе устанавливать к участникам закупки требования, предусмотренные названным Постановлением.

Дополнительно стоит рассмотреть ситуацию, когда заказчик в документации об электронном аукционе (в случае осуществления закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту ОКС) определяет для участников закупки дополнительные требования в силу ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе. Отметим, что подобные действия заказчика являются нарушением требований ч. 3 и 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, поскольку на текущий момент отсутствуют правовые акты Правительства РФ, которыми предусмотрено, что при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту ОКС могут быть установлены дополнительные требования к участникам закупки, а также отсутствует утвержденный Правительством РФ перечень документов, которые подтверждают соответствие участника закупки дополнительным требованиям. Подобные выводы содержатся в сложившейся правоприменительной практике, например Решении Амурского УФАС России от 18.07.2014 по делу N ЖФ-94/2014.

Подтверждение дополнительных требований

Нередко заказчик в документации о закупке (конкурса с ограниченным участием) устанавливает дополнительные требования к участникам, однако не указывает, какими именно документами, входящими в состав заявки на участие, подтверждается соответствие этим требованиям. Например, заказчиком может быть определено дополнительное требование о наличии опыта выполнения аналогичных работ или наличии материальных ресурсов (собственных или арендованных), необходимых для исполнения контракта. При этом в документации не установлено, опыт каких именно работ необходимо подтвердить участнику, а также нет указания на перечень оборудования, который необходимо привести в составе заявки для подтверждения соответствия дополнительным требованиям, предусмотренным согласно Постановлению N 1089. Отметим, что заказчик на основании п. 2 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе приводит требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками в составе заявки. Невыполнение заказчиком указанных требований является нарушением Закона о контрактной системе, что подтверждается сложившейся правоприменительной практикой, например Решением ФАС России от 25.03.2014 по делу N К-490/14.

Критерии оценки заявок

Также стоит отметить, что, если заказчик в отношении участников закупки предъявляет дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, такие требования не смогут применяться в качестве критериев оценки заявок . Несоблюдение заказчиком данного положения является нарушением, что подтверждается сложившейся правоприменительной практикой, например Решением Ростовского УФАС России от 07.07.2014 по делу N 1309/03, 1310/03.

Почти во всех случаях осуществления закупок путем проведения конкурса с ограниченным участием заказчик устанавливает для участников только одно дополнительное требование: либо о наличии опыта выполнения аналогичных работ, либо о наличии определенного оборудования.

Кроме того, далеко не во всех случаях осуществления закупок строительных работ, работ по реконструкции, капитальному ремонту ОКС путем проведения конкурса с ограниченным участием заказчики в полном объеме описывают дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки, а также приводят перечень документов, подтверждающих указанные сведения. Зачастую встречаются ситуации, когда заказчиком в документации о закупке просто скопированы положения ст. 31 Закона о контрактной системе или выдержки из Постановления N 1089, что во многом затрудняет подачу заявки на участие в такой закупке, поскольку участник не может правильно определить, какие именно документы необходимо представить для подтверждения соответствия дополнительным требованиям.

Под техническим заданием понимается специализированная документация, содержащая главные требования заказчика к объектам закупки, в которой определен перечень условий, согласно которым будет осуществляться закупка, какие работы предстоит выполнить. Несмотря на то, что законодательством не предусмотрено обязательное составление технического задания на выполнение работ и других услуг, эта форма документации широко распространена, так как благодаря техническому заданию осуществляется экономия трудовых и временных ресурсов на следующих этапах:

  • Этап планирования;
  • Составление итоговой документации предстоящей закупки, извещения, проектные договора;
  • Этап непосредственного исполнения условий контракта.

Посредством оформления технического задания (далее ТЗ) перед размещением извещения о планируемой закупке, достигается оптимальный расчет сроков, требуемых на выполнение работ или обеспечение товаром, подбор квалифицированных специалистов. Также надлежаще составленное ТЗ позволяет максимально конкретизировать сам объект закупки, максимально понятно и подробно описав его. На основании предварительно подготовленного ТЗ проводится итоговая оценка соответствия результата закупки изначально заявленным характеристикам.

На основании сведений, которые содержаться в данном документе, становится возможным:

  • Формирование плана, проекта закупок;
  • Определение стоимости контракта как начальной, так и максимально возможной;
  • Составление извещения о проведении закупки;
  • Формирование графика выполнения условий контракта;
  • Подготовка основополагающей документации, включая проекты контракта;
  • Оценка поступивших предложений от желающих принять участие в закупке;
  • Заключение контракта и контроль за его исполнением.

Как составить форму


Как правило, техническое задание составляется контрактным управляющим в тандеме со специалистами юридического отдела, после чего документ заверяется лицом, уполномоченным принимать решения, связанные с проведением закупок. Подписание документа желательно произвести в срок не более, чем за 10 дней до даты формирования извещения и прочих сопутствующих документов о закупке. Техническое задание включает:

  • Основную информацию о планируемой закупке;
  • Общие сведения об объекте закупки;
  • Требования к исполнителям;
  • Какие условия должны соблюдаться при исполнении договора;
  • Сведения об имеющихся приложениях.

Обратите внимание! При оформлении ТЗ следует руководствоваться объективностью, используя понятные и лаконичные формулировки, не содержащие противоречий. Требования ТЗ должны быть сформированы, согласно установившейся практике, не содержа противоречий нормам законодательства.

При составлении ТЗ следует учесть, что, согласно техническому заданию, риски и обременения снабженцев и исполнителей не должны превышать взятые на себя заказчиком, в противном случае это может привести к удорожанию стоимости контракта, либо к отказу от подачи заявок на участие.

На выполнение строительно-монтажных работ

Техническое задание на выполнение строительно-монтажных работ должно содержать необходимые критерии, согласно которым должны быть осуществлены требуемые работы. При составлении документа следует указать:

  • Сам объект аукциона. Какие именно работы должны быть произведены в соответствии с будущим контрактом;
  • Адрес местоположения. Точное местонахождение объектов, на которых требуется осуществить строительно-монтажные работы;
  • Условия проведения работ. В данном пункте, как правило, перечисляется характер почв, инженерно-геологические характеристики, например, уровень глубины грунтовых вод и иные характеристики, значимые при проведении будущего строительства;
  • Указывается характер строительно-монтажных работ — будет ли это новое строительство либо работы будут проводиться на уже возведенном объекте;
  • Способ осуществления, например, подряд;
  • В следующем пункте содержится информация о наличии проектно-сметной документации и о том, кем она была составлена;
  • Технико-экономические характеристики объекта строительства;
  • В следующем пункте расписываются функции, которые возлагает на себя заказчик строительно-монтажных работ, включая бухгалтерский учет, контроль за ходом строительства на всех этапах, организации работы и предоставление разрешения на проведение строительно-монтажных работ;
  • Требования к исполнителю с перечнем работ, которые подлежат выполнению стороной-подрядчиком;
  • Стадии строительства и сроки выполнения определенного объема согласно распределению на этапы;
  • Организационные требования, например, необходимость соответствия выполняемой работы требованиям ГОСТа, и действующим СНиПам;
  • В конечном пункте указываются сроки, в которые строительно-монтажные работы должны быть произведены в полном объеме.

На выполнение электромонтажных работ

При составлении ТЗ на выполнение электромонтажных работ действуют те же принципы, что и в предыдущем примере. По пунктам указываются следующие сведения:

  • Место выполнения работ;
  • Сроки выполнения;
  • Дается краткое описание требуемых работ;
  • Требования к исполнителю.

Важно! Ввиду специфики отдельных видов работ, к которым относятся, в частности, электромонтажные работы, наряду со стандартными требованиями к участникам аукциона, заказчиком в техническом задании могут быть выдвинуты специальные условия.

Так, это могут быть требования о предоставлении сведений о допуске к определенным видам работ, наличие технических ресурсов для их осуществления, предоставление подтверждений квалификационного уровня рабочих участника, подающего заявку на участие в аукционе.

На выполнение работ по 44-фз

Согласно требованиям Федерального закона № 44-ФЗ, заказчику надлежит руководствоваться едиными требованиями, касающимися описания объекта закупок, при подготовке документов вне зависимости от способов фактического исполнения контракта. При оформлении ТЗ заказчик должен руководствоваться следующими директивами:

  1. При описании объектов аукциона следует ориентироваться на критерии объективности;
  2. Функционал, технико-эксплуатационные характеристики объекта закупок должны присутствовать в описании в случае необходимости;
  3. ТЗ должно носить нейтральный характер, не содержа излишнее количество чрезмерных требований с целью ограничения количества потенциальных участников.

Заказчики обязаны опираться на положения Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг», согласно требованиям которого, выбор исполнителя или поставщика осуществляется по строгим правилам проведения электронного аукциона, победителем которого, как правило, становится участник, предложивший наименьшую цену. Поэтому крайне важно подготовить корректное техническое задание, учитывающие все нюансы к проводимой закупке.

mob_info