Ресурсный потенциал региона. Природно-ресурсный потенциал регионов, его хозяйственная оценка и управление им · по природному генезису: минеральные или ископаемые и ресурсы биосферы, включающие земельные, водные и биологические ресурсы

Природно-ресурсный потенциал - способность всех компонентов природных ресурсов страны, региона, мира (с учетом их состояния, месторасположения, условий залегания и других характеристик) обеспечивать собственное воспроизводство и восстановление, производство продуктов и услуг, для поддержания условий жизнедеятельности населения.

В данном определении подчеркивается, что природно-ресурсный потенциал характеризуется не арифметической суммой природных ресурсов, а их уровню возможности использования, которую надо оценить.

Этот уровень оценивается с позиции обеспечения:

· условий жизни людей;

· условий деятельности людей (производственной и непроизводственной);

· естественного воспроизводства и восстановления природных компонентов.

Вся история человечества связана с реализацией природно-ресурсного потенциала. И если раньше природно-ресурсный потенциал в основном обеспечивал потребности и условия развития человеческого общества, то в последние десятилетия масштабы ущерба, наносимого природе, столь велики, что это приводит к неуклонному снижению природно-ресурсного потенциала планеты. Воспрепятствовать этому процессу помогут точная оценка природно-ресурсного потенциала, определение факторов его наращивания, снижения размеров наносимого ущерба и степени влияния человеческой деятельности на состояние окружающей среды.

Природно-ресурсный потенциал определяется следующими факторами: наличием и объемом тех или иных видов природных ресурсов на территории страны или региона; их сочетанием, сбалансированностью, качественным состоянием, геологическим расположением, а также рациональностью природопользования; удельным весом отходов и конечного продукта в объеме изъятых у природы ресурсов.

Факторами сохранения и наращивания природно-ресурсного потенциала являются:

· воспроизводство и восстановление природных ресурсов;

· замена традиционных видов природных ресурсов нетрадиционными, относимыми в разряд «неисчерпаемых» (солнечная энергия, энергия приливов и отливов, внутриземное тепло и др.);

· использование искусственно создаваемых заменителей вместо природных;

· внедрение безотходных технологий и др.

Особенность проблемы наращивания природно-ресурсного потенциала в настоящее время состоит в том, что темпы роста использования природных богатств значительно превышают возможность их воспроизводства и восстановления. В решении этой проблемы человечество возлагает надежды на технический прогресс. Сохранение природно-ресурсного потенциала и его воспроизводство в определенной мере обеспечиваются созданием заповедных территорий, которые позволяютне только охранять флору и фауну, но и осуществлять научно-исследовательскую работу по сохранению генетического кода планеты, а также по созданию новых видов растений и животных.


Заповедники - уникальные или наиболее типичные для географических зон участки территории, изъятые из хозяйственного пользования для сохранения и изучения природного комплекса. Целью заповедников служит также восстановление и разведение ценных животных и растений.

Природные национальные парки - участки территории, образуемые для сохранения природных комплексов, имеющих особую экологическую, историческую и эстетическую ценность в силу благоприятного сочетания естественных и культурных ландшафтов, и используемые в рекреационных, просветительных, научных и культурных целях.

Площадь охотничьих угодий - земли, занятые лесом, водой и сельхозугодьями, которые служат местом обитания диких зверей и птиц и могут быть использованы для ведения охотничьего хозяйства.

Заповедно-охотничьи хозяйства - участки территории, предназначенные для сохранения и восстановления диких животных. В отдельных случаях допускается и строго регулируется охота.

Все перечисленные территории объединяет то, что они специально созданы и существуют для сохранения природно-ресурсного потенциала и его наращивания.

Природно-ресурсный потенциал определяется наличием природных ресурсов, в состав которых входят:

· водные ресурсы - водные пространства, используемые или пригодные к использованию в качестве источника водоснабжения, гидроэнергии, а также как транспортные водные магистрали;

· земельные ресурсы, используемые или предназначенные для использования в сельском хозяйстве, под строения в селах и городах;

· земли, занятые полезными ископаемыми, под железными, шоссейными дорогами и другими сооружениями, парки, скверы и др.;

· минеральные ресурсы (полезные ископаемые) - минеральные вещества, используемые в экономике с достаточной эффективностью в естественном виде или после переработки (железо, марганец, хром, свинец, редкие и благородные металлы и др.);

· энергетические ресурсы - энергия в природе в форме запасов полезных ископаемых (уголь, нефть), гидроэнергии, ветроэнергии и т.п.

Увеличение экономического потенциала минеральных запасов связано с решением следующих проблем: повышением эффективности затрат на развитие минерально-сырьевой базы; снижением капиталоемкости и фондоемкости горнодобывающей промышленности; развитием безотходных технологий; снижением материалоемкости общественного производства; повышением действенности мероприятий по охране и рационализации использования минеральных ресурсов.

Нестеров А.К. Природно-ресурсный потенциал // Энциклопедия Нестеровых

В современных условиях развития природные ресурсы продолжают иметь огромное значение в развитии человеческого общества в целом и напрямую влияют на экономический рост и развитие национальных экономических систем. Природные ресурсы в силу их фундаментального значения для большинства отраслей экономики остаются неизменно значимым фактором в экономическом развитии национальных экономических систем.

Природные ресурсы, представляя собой совокупность объектов живой и неживой природы, как экономическая категория выступают в качестве компонентов природной среды, которые могут быть использованы в процессе производства с целью удовлетворения материальных и культурных потребностей общества в ходе его социально-экономического развития.

Использование природных ресурсов в национальных экономических системах обусловлено необходимостью их переработки для получения конечных продуктов.

Классификация природных ресурсов

Виды природных ресурсов

Происхождение

Природные компоненты (минеральные, водные, растительные, почвенные и др. ресурсы)

Природно-территориальные комплексы (горнопромышленные, водохозяйственные, селитебные, лесохозяйственные)

Хозяйственное использование

Ресурсы промышленного производства

– энергетические ресурсы (полезные ископаемые, гидроэнергоресурсы и др.)

– неэнергетические ресурсы (минеральные, земельные, лесные)

Ресурсы сельскохозяйственного производства

– агроклиматические,

– земельно-почвенные,

– растительные.

Исчерпаемость

Исчерпаемые ресурсы

– невозобновляемые (минеральные, земельные ресурсы);

– возобновляемые (ресурсы растительного и животного мира);

– не полностью возобновляемые, скорость восстановления которых ниже уровня хозяйственного потребления;

Неисчерпаемые ресурсы (климатические, водные и др.)

Непосредственное использование

Производственные ресурсы (промышленные, сельскохозяйственные)

Потециально-перспективные ресурсы

Рекреационные ресурсы, включая культурно-исторический и экономический потенциал территории.

Следует отметить, что к природным ресурсам нельзя относить природные условия, так как это элементы природы, которые не используются непосредственным образом в хозяйственно-производственных или экономических процессах хозяйственной деятельности, но оказывают прямое или косвенное влияние на жизнедеятельность людей. Однако природные условия могут благоприятствовать или затруднять использование природных ресурсов. Вместе с тем, по мере развития науки и технологий, все больше природных условий становится природными ресурсами, вовлекаемыми человеком в процесс производства, особенно в сфере альтернативных источников энергии.

Влияние природных ресурсов на экономику

В рамках экономического развития природными ресурсами следует считать элементы природы, которые при данном уровне развития производительных сил могут быть использованы в рамках различных производственных процессов, составляя их сырьевую и энергетическую базу. Следовательно, природными ресурсами экономического значения можно считать только те, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности.

Основными критериями отнесения природных ресурсов к экономически значимым являются следующие:

  • научно-техническая и технологическая возможность их использования;
  • экономическая целесообразность и перспективность применения в производственно-хозяйственных процессах;
  • уровень изученности данных ресурсов в рамках фундаментальной и прикладной науки.

Исторически, влияние природных ресурсов на экономическое развитие различных стран складывалось из спектра элементов природы и окружающей человека среды, которые он мог использовать в своей хозяйственной деятельности. В этой связи показательна динамика вещественного состава используемых природных ресурсов:

В XVII-XVIII веках в хозяйственно-производственной деятельности использовалось около 30 химических элементов, в XIX веке – 50 элементов, в начале XX века – около 60, то в настоящее время, так или иначе, используются все известные науке вещества.

Влияние природных ресурсов на экономическое развитие проявилось и в характере их освоения. На ранних стадиях общественно-экономического развития человечество ориентировалось на природные ресурсы сельскохозяйственного назначения, а затем в хозяйственном процессе значимую долю стали занимать минеральные ресурсы, сначала за счет использования металлических руд, а затем органических, в первую очередь, угля. Следующим этапом было включение в хозяйственный оборот химических ресурсов: апатитов, фосфоритов и других. Наибольший толчок для экономического развития дало широкое использование энергоресурсов, нефти, газа, гидроресурсов и т.п. В современных условиях в экономику широко вовлекаются альтернативные источники энергии, включая солнечную энергию и энергию ветра.

Вместе с тем для экономического развития важное значение имеет характер использования природных ресурсов, выражающийся в возможности их целевого или многоцелевого использования. К ресурсам целевого использования относятся минерально-сырьевые и топливно-энергетические, служащие для получения конкретных видов промышленного сырья, топлива, тепловой и электрической энергии. Ресурсы многоцелевого использования – это земельные, лесные, водные ресурсы, варианты их применения разнообразны. С развитием научно-технического прогресса расширяется их многоцелевое комплексное использование.

В современных условиях природно-ресурсный потенциал является предметом и объектом производственно-экономического развития для всех стран, поэтому прикладное значение имеет продуктовая дифференциация природных ресурсов. В соответствии с этим выделяют следующие группы природных ресурсов:

  1. Природные ресурсы, имеющие стратегическое значение для национальной экономики в целом или для отраслей системного значения. К таким ресурсам, например, относятся урановые руды и другие радиоактивные природные компоненты. Экономический, хозяйственный, промышленный оборот таких ресурсов жестко регламентирован и формализован, несанкционированное использование таких ресурсов ведет к созданию различных угроз, как для отдельного государства, так и для всего мира в целом.
  2. Природные ресурсы экспортного назначения. В зависимости от страны, ресурсы экспортного назначения меняются. Например, для России такими ресурсами выступают природный газ, нефть, каменный уголь, лес, алмазы и др., для Бразилии – железная руда, марганец, титан, олово и др., для ЮАР – каменный уголь, хромовая руда, золото, платина и др. Природные ресурсы экспортного назначения формируют стабильные валютные поступления в национальные экономические системы.
  3. Природные ресурсы, предназначенные для внутреннего рынка, например, минералы и строительное сырье, имеют повсеместное распространение. Исключение составляют регионы с особым географическим или климатическим расположением, например, остров Сокотра.

В зависимости от характера размещения и сложности добычи, природные ресурсы могут ускорять или замедлять экономическое развитие отдельных стран, влияя на их производительные силы, что также следует учитывать при оценке природно-ресурсного потенциала. В частности, доступные и легко осваиваемые природные ископаемые, руды, минералы напрямую способствуют быстрому росту производства материальных благ. Напротив, повышенная трудоемкость добычи или удаленность размещения природных ресурсов затрудняют общехозяйственное развитие, повышают трудоемкость производственных процессов и снижают эффективность производства. Фактически, от естественных свойств природных ресурсов зависят темпы производства и уровень благосостояния людей, так как чем богаче и доступнее природные ресурсы, тем ниже издержки на производство конечного продукта.

Различия в размещении природных ресурсов характеризуют ситуации, при которых одинаковые затраты труда приносят разные результаты, обусловленные качественными характеристиками природных ресурсов, начиная от плодородия почвы, заканчивая уровнем содержания полезных веществ в рудах разных месторождений. и распределение природных ресурсов, отличаясь крайней неравномерностью, во многом предопределяет территориальное разделение труда и хозяйственную специализацию тех или иных социально-экономических и географических регионов.

Природно-ресурсный потенциал служит основной для формирования примитивной хозяйственной структуры территориального образования, соответственно которой формируются производственные комплексы. В частности, размещение отраслей непосредственного использования природных ресурсов обусловлено их географией, например, добывающая промышленность, горная промышленность, гидроэнергетика, лесозаготовительная промышленность, рыболовство и т.п.

– это совокупность естественных ресурсов, являющихся основой экономического развития территории, которые могут быть вовлечены в хозяйственный оборот с учётом экономической целесообразности и возможностей научно-технического прогресса.

Это очень важная для каждой страны и ее регионов характеристика. Природно-ресурсный потенциал отражает размещение природных ресурсов, обеспеченность ими отдельных отраслей народного хозяйства, их влияние на формирование хозяйственной специализации и пространственной организации территории. Величина природно-ресурсного потенциала представляет собой сумму потенциалов отдельных видов ресурсов.

Структура и оценка природно-ресурсного потенциала

Структура природно-ресурсного потенциала включает в себя 8 частных потенциалов.

Оценка природных ресурсов направлена на определение их стоимости, которая выражается количественно в текущих условиях хозяйствования и при определенном уровне использования природных ресурсов. Оценка природных ресурсов позволяет провести анализ и выявить резервы рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, а также установить возможные направления интенсивного развития технологических производств, связанных с потреблением природных ресурсов.

Основные методики оценки природных ресурсов приведены в таблице.

Методы оценки природных ресурсов

Название метода

Характеристика метода

Затратный метод

Стоимостная оценка природных ресурсов, характеризующаяся текущей величиной затрат на добычу, освоение или использование компонентов природно-ресурсного потенциала.

Результативный метод

Стоимостная оценка элементов природы, эксплуатация которых приносит доход.

Рентный метод

Оценка природных ресурсов, количество запасов которых ограничено, то есть представляет собой арендную плату (цену) за их использование.

Затратно-ресурсный метод

Учитывает затраты на освоение природных ресурсов и доход от их использования.

Рыночный метод

Оценка сиюминутной ценности природного ресурса для участников рынка, основанной на соотношении спроса и предложения.

Метод альтернативной стоимости природных ресурсов

Позволяет оценить природный ресурс, цена которого занижена или отсутствует, посредством учета упущенных доходов, которые возможно было бы получить, используя рассматриваемые природные ресурсы с другой целью.

Воспроизводственный метод

Определение стоимости природного ресурса, как совокупности затрат, необходимых для воспроизводства деградированного природного ресурса.

Метод общей экономической ценности

Оценка ресурсов путем суммирования стоимости использования (потребительская стоимость, которая легко определяется количественно – стоимость древесины, лекарственных растений и т.д.) и стоимости неиспользования (существования) природного блага (трудно поддающаяся оценке).

Наиболее перспективным подходом к оценке природно-ресурсного потенциала представляется концепция общей экономической ценности (стоимости). Данный подход позволяет учесть не только прямые ресурсные функции природы, но и ассимиляционные функции и природные услуги. Ее величина является суммой четырех показателей:

Оценка природно-ресурсного потенциала по методу общей экономической ценности

Наиболее хорошо поддается экономической оценке стоимость использования. Прямая стоимость использования, которую дают леса, состоит из устойчивой заготовки древесины; побочных продуктов; туризма; охоты и рыболовства. Суммирование этих показателей и даст прямую стоимость.

Более сложно определение косвенной стоимости использования. Это объясняется возможным несовпадением глобальных и локальных выгод: что невыгодно для отдельного региона или страны, может оказаться жизненно важным для других стран и всей планеты. Например, косвенная стоимость леса состоит из следующих показателей: связывание углекислого газа (смягчение парникового эффекта); водорегулирующие функции (защита от наводнений) и др.

Еще более сложен для расчетов показатель возможной стоимости. Он связан с консервацией биологического ресурса для возможного использования в будущем, то есть речь идет о будущем использовании.

Стоимость неиспользования основана на так называемой стоимости существования, которая является попыткой экономически оценить довольно тонкие этические и эстетические аспекты: ценность природы самой по себе, эстетическая ценность природы для человека, ценность наследия и т.д. При оценке этой стоимости используются упрощенные экономические подходы. Например, проживание в экологически благоприятных районах или вблизи природного объекта обойдется дороже, чем при других условиях.

Каждое территориальное образование подвержено одной из двух форм влияния природных ресурсов на свое экономическое развитие:

  1. Непосредственное определение хозяйственно-экономической специализации, связанной с добычей определенного вида ресурсов и их дальнейшей поставкой в другие регионы страны или на экспорт;
  2. Вторичная специализация представляет собой формирование комплекса обрабатывающих производств, основанных на переработке местных природных ресурсов, продукция которых отправляется в другие регионы страны или на экспорт.

Поскольку природные ресурсы являются естественной экономической базой экономического развития национальной экономики, то их целевое использование всегда выступает средством решения социально-экономических задач страны. Поэтому ключевым направлением каждого государства является сознательное изменение условий освоения, добычи и обработки природных ресурсов, вплоть до полной переработки или экспорта.

Вывод

В современных условиях влияние природных ресурсов на экономическое развитие страны должно соответствовать критериям эффективности и рациональности. Следовательно, целевым направлением в достижении экономического роста является обеспечение интенсивного развития за счет применения ресурсосберегающих, энергоэффективных и инновационных производственно-экономических процессов.

Природные ресурсы – важный элемент экономического потенциала регионов, рациональное использование которых в предпринимательских и народнохозяйственных интересах предполагает прежде всего их общую оценку. По некоторым данным, природные богатства России оцениваются в 30 трлн долл. против 8-ми в США и 6,5 трлн долл. в Китае («Российская газета». – 2001. – 13 октября).

В связи с этим в число важнейших региональных задач включены:

    исследование структуры, состава, масштабов экономической эффективности использования природных ресурсов на территории отдельных регионов как естественной основы формирования региональных социально-экономических комплексов;

    изучение территориальных сочетаний природных ресурсов и перспектив их хозяйственного освоения в целях комплексного развития общественного производства в регионах и выявления наиболее эффективных схем освоения и использования природных ресурсов;

    экономическая оценка природных ресурсов и их территориальных сочетаний в России и в отдельных регионах;

    прогнозирование тенденций размещения и хозяйственного использования ресурсов в соответствии с достижениями научно-технического прогресса.

Рассмотрим ряд понятий, характеризующих окружающую среду и использование природных ресурсов.

Окружающая природная среда – совокупность природных компонентов, оказывающих влияние на качество жизни, условия жизнедеятельности и состояние здоровья человека.

Природопользование – взаимоотношения человека с природной средой в процессе его хозяйственной и социально-культурной деятельности. Это наука о рациональном и сбалансированном использовании природных ресурсов, о вовлечении территориальных комплексов природной среды и их ресурсов в процесс общественного производства.

Природные ресурсы региона – отделяемая составная часть природного объекта, обладающая полезными для человека свойствами (качествами); это естественные образования, созданные природой на территории региона без участия человека.

Экономика природопользования региона – экономическая наука, изучающая с позиции экономики и экономическими методами процессы, происходящие в регионе, и результаты взаимодействия общества и природной среды, рассматривающая одновременно вопросы рационального природопользования и охраны природной среды.

Экологизация региональной экономики – это совокупность управленческих (организационных), технологических, финансово-экономических и других мероприятий, разрабатываемых в регионе, направленных на снижение нагрузки на окружающую природную среду (в рамках восстановления её качества) предприятиями при сохранении целей производства – получения прибыли при достаточных темпах развития экономики региона, обеспечивающих поступательное развитие социально-экономического комплекса.

Природно-ресурсный потенциал региона – это часть совокупности природных ресурсов, которые при данном уровне экономического и технического развития общества и изученности территории могут быть использованы в хозяйственной и иной деятельности человека в настоящее время и в перспективе.

Количество, качество, сочетание природных ресурсов определяют природно-ресурсный потенциал территории. Наличие природных ресурсов, во-первых, воздействует на формирование территориальной структуры хозяйства. Во-вторых, природно-ресурсный потенциал существенно влияет на отраслевую специализацию региона. В-третьих, количество, качество и эффективность использования природных ресурсов определяют темпы регионального социально-экономического развития. В-четвёртых, обладание природными ресурсами, их эффективное использование способствуют повышению конкурентоспособности региона на общероссийском и международном товарных рынках .

Земельные и водные ресурсы не только самые большие из естественных богатств. Они, как рабочая сила и отчасти производственные фонды, имеют многоцелевое назначение, используются во всех отраслях и сферах хозяйства.

Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в стране как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут быть в частной, государственной (федеральной и региональной), муниципальной и иных формах собственности. В собственности областей, краёв, республик, а также муниципальной собственности в числе прочего находятся земельные участки, горные отводы, водоёмы, леса и другие природные объекты. К федеральным природным ресурсам относятся земли, воды, леса, недра, ресурсы животного и растительного мира, имеющие общегосударственное значение.

Россия – самая богатая землёй страна. Её земельный фонд составляет 1 707 млн га. Большая часть земель относится к лесному фонду (51 %) и фонду сельхозугодий (38 %). Остальная часть – это земли госзапаса (7 %), промышленности, транспорта, военных и других несельскохозяйственных объектов (более 1 %), природно-заповедного фонда (тоже более 1 %) и населённых пунктов (0,4 %).

Рыночный фонд земли (по подсчётам В. Вашанова и В. Масловой) составляет около 22 млн га, почти 100 % его – земли, сданные в аренду и используемые в сельском хозяйстве. Выше средней  доля рыночного фонда в регионах Европейского Севера, Урала, Северного Кавказа, Центрального Черноземья, Поволжья.

Региональное распределение земельных ресурсов (табл. 9) отличается резкой неравномерностью. Разрыв в землеобеспечении между европейской и азиатской частями страны (на 1 жителя) достигает 11-кратной величины, а между экономическими районами (Центр – Дальний Восток) – 51 раз. Все европейские районы, кроме Северного, бедны земельными ресурсами, обеспеченность ими у них ниже среднероссийского уровня в 3–7 раз. Зато Восток располагает колоссальным земельным фондом, обеспеченность землёй здесь в 1,4–7 раз выше средней.

Поверхностные водные ресурсы России оцениваются в 41,6 тыс. куб. километров, которые включают озёра (24,4 тыс. куб. км), ледники (12 тыс. куб. километров), речной сток (4,3 тыс. куб. км/год), водохранилища (0,8 тыс. куб. км). Ежегодно возобновляемый речной сток (1/10 водных ресурсов) рассматривается в виде исходного показателя водообеспеченности. Он концентрируется в бассейнах крупнейших рек: Лены, Енисея, Оби, Амура, Волги. На одного жителя приходится около 30 тыс. куб. м/год воды.

Кроме того, учитываются запасы подземных вод (почти половина из них – невозобновляемые). Наиболее значительные эксплуатационные ресурсы сосредоточены в крупнейших артезианских бассейнах европейской части – Московском, Северо-Западном, Старо-Хоперском и др.

Территориальное распределение водных ресурсов по стране сходно с распределением земельных ресурсов (табл. 9). Водообеспеченность на одного жителя по европейской и азиатской частям РФ различается в 10 раз, по экономическим районам– в 120 раз (Центральное Черноземье и Дальний Восток).

Таблица 9

Региональное распределение земельных и водных ресурсов

в % к показателям России

Экономические районы

Земельные ресурсы

Водные ресурсы 1

Северный

Северо-Западный 2

Центральный

Волго-Вятский

Центрально-Черноземный

Северо-Кавказский

Поволжский

Уральский

Европейская часть

Западно-Сибирский

Восточно-Сибирский

Дальневосточный

Азиатская часть

1 Речной сток

2 С Калининградской областью

Концепцией Федеральной целевой программы «Обеспечение населения России питьевой водой» был предусмотрен комплекс важнейших мероприятий на 1999–2000 гг. по строительству и реконструкции систем водоснабжения и водоотведения, улучшению состояния санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, сооружению водохранилищ питьевого назначения, строительству предприятий по розливу питьевой воды, охране и восстановлению водных объектов-источников питьевого водоснабжения. Наибольшие объёмы работ намечено осуществить в районах Северного Кавказа, Центрального района, Урала, Поволжья и Западной Сибири .

Оценивая водный потенциал региона, учитывают три составляющих: водоснабженческую, гидроэнергетическую и рыбохозяйственную.

При расчёте минерально-сырьевого потенциала региона к разведанным запасам природных ископаемых добавляют их прогнозные оценки.

При оценке лесного потенциала региона учитывают в основном две стороны– древесный потенциал и охотничье-промысловый. Растениеводческий потенциал региона определяют на основе запасов гумуса в почве и по содержанию белка в получаемой продукции возделываемых сельскохозяйственных культур.

При оценке рекреационного потенциала региона учитывают ожидаемую прибыль от использования эффективных рекреационных ресурсов. При этом принимаются во внимание и такие компоненты, как рекреационная ёмкость территории, отражающая разнообразие и ценность ландшафта, степень воздействия окружающей среды на отдых и лечение человека.

Рациональное и сбалансированное использование природных ресурсов требует их всестороннего учёта. Известно, что учёт природных ресурсов осуществляется путём составления кадастров по их основным видам.

Кадастр – это свод количественных, организационных, качественных, экономических и экологических показателей природного ресурса. Именно данные кадастров лежат в основе планирования использования ресурсов, их экономической оценки, ценообразования, определения ущерба, наносимого среде, системы мер по их воспроизводству и восстановлению.

В регионах составляются земельный, водный, лесной кадастры, кадастр месторождений минеральных ресурсов. Кадастрами служат реестры видов промысловых животных, рыбных запасов, природно-заповедных территорий, загрязнителей окружающей природной среды. Кадастром может служить и Красная книга, содержащая редкие и исчезающие виды животных и растений.

В 90-е гг. в более чем 30 регионах РФ (в том числе в Московской, Ленинградской, Ярославской областях) стал проводиться эксперимент по совершенствованию социально-экономической оценки и учёта природно-ресурсного потенциала. Формируются комплексные территориальные кадастры природных ресурсов, создаётся информационная база для принятия экономически обоснованных, аргументированных управленческих решений в области природопользования с учётом приоритетов социально-экономического развития региональных территорий.

Разработаны система показателей и структура баз данных по основным видам природных ресурсов в составе комплексного территориального (регионального) кадастра, а также ведомости для совершенствования учёта природных ресурсов и налогообложения в сфере природопользования.

По экономической классификации природные ресурсы делят на две группы:

 ресурсы материального производства, т. е. ресурсы, используемые в промышленности и сельском хозяйстве. Например, топливно-энергетические ресурсы, руды металлов, агрохимическое сырьё, лес, рыбные ресурсы, почвенные, водные, промысловые и др.;

 ресурсы непроизводственной сферы, в том числе прямого и непрямого потребления (питьевая вода, дикорастущие растения, рекреационные ресурсы и др.).

Природные ресурсы также можно разделить по принципам исчерпаемости, заменимости, восполняемости, местоположения, происхождения и т. д. Используется понятие «территориальное сочетание природных ресурсов», под которым понимают пространственное сочетание ресурсов внутри страны, внутри региона, которые при определённом уровне производительных сил могут служить базой для развития хозяйства районов, узлов и других производственных группировок.

Сочетание природных ресурсов характерно для любого региона. Элементы природной среды в целом однородны – земля, вода, лесные ресурсы, топливно-энергетические, минерально-сырьевые, совокупность природных условий (рельеф, климат и т. д.), но совершенно одинакового сочетания природных ресурсов в территориальном разрезе не существует.

Исследование природного комплекса региона может идти как по линии изучения отдельного элемента природных ресурсов, так и всего природного комплекса.

Изучение природных ресурсов, выявление экономической эффективности их территориального сочетания и рационального использования в хозяйстве – одна из главных проблем региональной экономики. В этой связи можно выделить основные региональные задачи:

    Исследование структуры, состава, масштабов, экономической эффективности использования природных ресурсов на территории отдельных регионов как естественной основы формирования региональных хозяйственных комплексов различного ранга в макрорегионах.

    Изучение территориальных сочетаний природных ресурсов и перспектив их хозяйственного освоения в целях комплексного развития общественного производства в регионах и выявление наиболее эффективных схем освоения и использования природных ресурсов.

    Экономическая оценка природных ресурсов и их территориальных сочетаний в стране и отдельных регионах.

    Прогнозирование тенденций размещения и хозяйственного использования ресурсов в соответствии с достижениями научно-технического прогресса.

Все эти направления непосредственно влияют на формирование экономики регионов, на формирование межрегиональных производственных связей.

Среди важнейших показателей уровня экономического развития регионов едва ли не первое место занимает энергетическая обеспеченность хозяйства .

В России сосредоточено 48 трлн куб. м, или 40 % мировых разведанных запасов, природного газа (потенциальных – втрое больше); около 20 млрд т нефти и газового конденсата (14 % мировых запасов); 6,4 трлн т общих геологических запасов угля (более половины – на глубине до 300 м), причём 66 % каменного (в том числе 10 % – коксующихся марок); свыше 273 млн кВт потенциальных гидроэнергоресурсов; почти 56 млрд т разведанных ресурсов железных руд; 73 млрд куб м запасов древесины (гослесфонд), из них почти 90 % приходится на восточные регионы.

Нефтяные запасы Западной Сибири сопоставимы с потенциалом нефтедобывающих стран Ближнего Востока; лесные ресурсы превосходят имеющиеся у Канады, США, Финляндии, Швеции и Норвегии, вместе взятых. Россия полностью обеспечена энергоносителями и в значительных масштабах их экспортирует .

По вопросам рационального природопользования и экологической безопасности с 90-х гг. принято свыше 50 различных законодательных и нормативных актов, затрагивающих многие стороны взаимоотношений общества и окружающей природной среды.

Согласно ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесены следующие вопросы: владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; особо охраняемых природных территорий; земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды.

В бюджете РФ на 2003 г. предусмотрено выделение 185,72 млн р. на реализацию Федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы России (2002–2010 гг.)», в том числе на подпрограммы: «Водные ресурсы и водные объекты» – 66 млн р., «Отходы» – 14 млн р., «Регулирование качества окружающей природной среды» – 46,5 млн р., «Охрана озера Байкал и Байкальской природной территории» – 35,75 млн р., «Возрождение Волги» – 23,47 млн р. .

Важным направлением деятельности органов управления Россией и регионами становится совершенствование системы платежей за выбросы (сбросы) и размещение загрязняющих веществ в окружающей среде. Необходимо в этой сфере решение следующих задач:

    Поэтапное увеличение ставок платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов, позволяющее приблизить их к экономически обоснованному уровню, обеспечивающему определённую динамику снижения загрязнений окружающей среды.

    Оптимизация перечня загрязняющих веществ и видов воздействия, за которые должна взиматься плата.

    Апробация и введение лицензий на размещение в окружающей среде загрязняющих веществ.

    Обеспечение финансирования воспроизводства природных ресурсов.

    Введение налогов на выпуск экологически вредной продукции (упаковки, удобрений, аккумуляторов, топлива некоторых видов и др.).

    Стимулирование повторного использования продукции или вторичной переработки отходов и продукции.

    Введение повышенной амортизации природоохранного оборудования.

    Развитие механизмов экологического страхования.

    Создание внебюджетных региональных, муниципальных экологических фондов.

В «Концепции перехода РФ к устойчивому развитию», утверждённой Президентом РФ в 1996 г., подчёркивается, что такой переход возможен только при условии обеспечения устойчивого развития всех регионов.

Важные принципы определены Законом «О недрах»:

    Недра являются государственной собственностью.

    Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме.

    Вопросы владения, пользования, распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.

    Продукция, извлечённая из недр, может находиться в любой, разрешённой законодательством, форме собственности.

    Устанавливается плата за пользование недрами и выдачу лицензий.

    Установлены отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизы.

    Определены условия землепользования площадей залегания полезных ископаемых, которые включаются в государственный земельный фонд с возможной выплатой компенсации землепользователями.

По Закону «О недрах» решение о выдаче лицензий на федеральном уровне принимает исполнительная власть, а на уровне субъекта РФ – представительная власть .

Региональной политикой в РФ предусматриваются комплексные мероприятия по эффективному природопользованию и экологии . Для отдельно взятого региона это должны быть и специфичные разработки, что объясняется прежде всего неравномерностью распределения природных ресурсов:

Россия, всего ресурсно-сырьевого потенциала 100 %

В том числе:

1. Кемеровская область 8,7 %

2. Красноярский край 8,2 %

3. Республика Саха (Якутия) 7,8 %

4. Пермская область 7,2 %

5. Белгородская область 5,4 %

6. Иркутская область 4,6 %

7. Свердловская область 4,3 %

8. Мурманская область 2,4 %

9. Магаданская область 2,4 %

10. Приморский край 2,2 %

11. Читинская область 2,1 %

12. Курская область 2,04 %

13. Ямало-Ненецкий автономный округ 1,93 %

14. Волгоградская область 1,85 %

15. Алтайский край 1,84 %

16. Краснодарский край 1,76 %

17. Республика Бурятия 1,61 %

18. Тюменская область 1,32 %

19. Ханты-Мансийский автономный округ 1,29 %

20. Амурская область 1,25 %

21. Республика Коми 1,23 %

22. Хабаровский край 1,23 %

23. Челябинская область 1,21 %

24. Оренбургская область 1,20 %

25. Республика Тыва 1,11 %

На долю этих 25 регионов приходится свыше 75 % всего природно-ресурсного потенциала России.

Для регионов хозяйственного освоения, обладающих огромным природно-ресурсным потенциалом, ключевое значение будут иметь методы государственного регулирования. К ним можно отнести государственные капитальные вложения в геологоразведочные инфраструктуры; осуществление федеральных региональных программ и отдельных структурообразующих инвестиционных проектов, в большей мере финансируемых за счёт госбюджета; комплекс мер, направленных на стимулирование экспортного потенциала регионов .

Для определения ценности и дохода при купле-продаже и использовании ресурсов производства, включая землю и воду, возникает необходимость в их экономической оценке. Несмотря на то, что экономическая оценка естественных ресурсов давно является предметом исследований, единый подход к проблеме до сих пор не выработан.

Широко применяется метод, по которому рыночная цена земли определяется по величине земельной ренты. Цена прямо пропорциональна величине ренты (зависящей от плодородия и местоположения земельного участка) и обратно пропорциональна ставке ссудного процента, устанавливаемой банком по вкладам. Если положить в банк денежную сумму, равную цене земли, то она даст в виде процента доход такой же величины, как ежегодная рента с земельного участка.

Номинальная экономическая оценка территории, используемой для строительства, слагается из экономической оценки сельскохозяйственных земель, изымаемых (покупаемых-продаваемых) для строительных нужд, и усреднённых затрат на инженерные коммуникации, транспорт и благоустройство. Должна быть учтена дифференциальная рента по местоположению участка (земли, относительно близкие к городам, а внутри них – к центру, имеют большую ценность).

Формами платы за землю являются земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Земельный налог на сельскохозяйственные угодья устанавливается с учётом состава угодий, их качества, площади и местоположения. Потери сельскохозяйственного производства, вызванные изъятием сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных целей, возмещаются в размере стоимости освоения равновеликих площадей новых земель, принимая во внимание проведение мероприятий по окультуриванию и повышению плодородия почв до уровня плодородия изымаемой земли. При этом возмещается и упущенная выгода (потерянный доход с земли).

Налог на земли городов, посёлков (рабочих, курортных и дачных) взимается со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки, по ставкам, установленным для городских земель (по регионам, категориям городов и т. д.).

Нормативная цена земли (определяется при её покупке-продаже) для конкретных участков исчисляется в размере 200-кратной ставки земельного налога в рублях за единицу площади земли соответствующего целевого назначения. Сельским администрациям при продаже земельных участков на конкурсной основе разрешается изменять их нормативную цену, но не более чем на 25 %, а региональным администрациям – повышать, но не свыше 75 % рыночной стоимости. При продаже на аукционах и при реализации заложенных в банке и не выкупленных в срок участков их цена не ограничивается.

Территориальные сочетания различных экономических ресурсов, особенно многоцелевого назначения, дают дополнительный локальный и народнохозяйственный эффект. В регионах, где затраты на формирование важнейших видов производственных ресурсов многоцелевого назначения наименьшие, складываются самые благоприятные условия для экономического подъёма .

Проблемы природных ресурсов, как и проблемы экономики, экологии, народонаселения определяют критические параметры развития цивилизации. Решать эти проблемы невозможно в рамках региона, страны, отдельных национальных интересов. Они могут быть решены только коллективно, на основе современных научных представлений .

Природно-ресурсный потенциал - это совокупность природных ресурсов данной территории, условий, явлений и процессов, которые используются или могут быть использованы в хозяйственной деятельности с учетом тенденций научно-технического прогресса.
Величина природно-ресурсного потенциала - это сумма потенциалов отдельных видов природных ресурсов (земельных, водных, лесных, минерально-сырьевых и др.) - зависит от ряда факторов.

Важнейшими из них являются: количество имеющихся в регионе природных ресурсов (чем длиннее ряд естественных ресурсов, подлежащих использованию в процессе производства, тем больше величина природно-ресурсного потенциала); их количественные и качественные характеристики (величина запасов, содержание полезного вещества, мощность пластов и т.д.); комплексность использования каждого вида природных ресурсов.
Наибольшую значимость в условиях становления рыночных отношений приобретает стоимостная (денежная) или собственно экономическая оценка природно-ресурсного потенциала. Однако осуществить экономическую оценку разных видов природных ресурсов на единой методологической основе весьма сложно, поэтому величину природно-ресурсного потенциала региона количественно характеризуют чаще всего натурально-вещественными показателями (объемы запасов, продуктивность, площадь и т.п.).

Важным аспектом оценки природно-ресурсного потенциала региона является его структурный анализ, осуществляемый с учетом национальных, общегосударственных интересов.

Первое структурное подразделение объединяет природные ресурсы отраслей промышленности, имеющих общегосударственную специализацию - нефтяные ресурсы, горно-химическое сырье(калийная и каменная соль, фосфориты), руды металлов, минеральное сырье и т.д.

Второе структурное подразделение включает в себя природные ресурсы отраслей местной промышленности и отраслей народного хозяйства, определяющих региональную производственную специализацию - местные топливно-энергетические ресурсы (торф, дрова, гидроэнергия малых рек и т.п.), лесные ресурсы для местной промышленности, минерально-сырьевые ресурсы для местного строительства и т.п.

Рис. Схема структурного анализа природно-ресурсного потенциала региона

В сельскохозяйственных регионах выделяется третье структурное подразделение - природные условия и ресурсы, обеспечивающие функционирование агропромышленного комплекса (АПК) - агроклиматические условия и земельные ресурсы местные удобрения и т.п.
К четвертому подразделению относится та часть природно- ресурсного потенциала, которая рассматривается в качестве территориальной и ресурсной базы жизнедеятельности общества (земля, вода, лес, используемые как среда обитания, восстановления физических и духовных сил человека). Природные ресурсы четвертого структурного подразделения бывают ресурсами государственного и местного значения.

Наличие природных ресурсов является главным условием размещения производительных сил на данной территории. Природно-ресурсный потенциал определяется совокупностью всех видов природных ресурсов, которые в настоящее время известны и использование которых в обозримом будущем возможно по техническим критериям. Природно-ресурсный потенциал характеризует природные богатства региона, уже вовлеченные в хозяйственный оборот, а также доступные для освоения при данных технологиях и социально-экономических отношениях.

Состав, величина потенциала, значимость отдельных видов ресурсов со временем меняются, поэтому их оценка всегда исторически относительна. При освоении крупных источников природных ресурсов возникают крупные промышленные центры, формируются хозяйственные комплексы и экономические районы. Природно-ресурсный потенциал района оказывает влияние на его рыночную специализацию и место в территориальном разделении труда. Размещение, условия добычи и характер использования природных ресурсов влияют на содержание и темпы регионального развития.

Развитие экономики региона зависит от величины и эффективности применения ресурсного потенциала. Потенциал (от лат. potencia - сила, мощь) - это совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо области. Под ресурсным потенциалом региона обычно понимается совокупность всех видов ресурсов, формирующихся на данной территории, которые могут быть использованы в процессе общественного производства.

Важной составной частью потенциала региона является природно-ресурсный потенциал, под которым понимаются природные ресурсы, теоретически доступные для использования при данных технологиях и социально-экономических отношениях, а также максимально допустимой антропогенной нагрузке на территорию.

Природно-ресурсный потенциал определяется наличием природных ресурсов. Природные ресурсы представляют собой компоненты окружающей среды, используемые в процессе общественного производства для удовлетворения преимущественно материальных потребностей людей. Природные ресурсы, лишенные природных связей в результате воздействия труда, переходят в разряд природного сырья. Та часть сырья, которую человек в состоянии использовать на базе достигнутых технологических, экономических и социальных условий в соответствии с очередностью их промышленной эксплуатации, представляют собой запасы.

В системе экономики природопользования существует несколько подходов к классификации природных ресурсов:

1. По источникам происхождения ресурсы подразделяются на: биологические, минеральные и энергетические.

Биологические ресурсы - это все живые образующие среду компоненты биосферы: продуценты, консументы и редуценты с заключенным в них генетическим материалом. К ним относятся промысловые объекты, культурные растения, домашние животные, живописные ландшафты, микроорганизмы, то есть растительные ресурсы, ресурсы животного мира и др.

Минеральные ресурсы - это все пригодные для употребления вещественные составляющие литосферы, используемые в хозяйстве как минеральное сырье или источники энергии. Минеральное сырье может быть рудным (если из него извлекаются металлы) и нерудным (если извлекаются неметаллические компоненты, такие как фосфор, известняк и т.д.). Если же минеральные богатства используются как топливо (уголь, нефть, газ, торф, древесина, горючие сланцы, атомная энергия) и одновременно как источник энергии в двигателях для получения пара и электричества, то их называют топливно-энергетическими ресурсами.

Энергетические ресурсы - это совокупность энергии солнца, атомно- и топливно-энергетических, термальных и других источников энергии.

2. По заменимости:

Заменимые ресурсы - это различные виды энергии, топлива и сырья;

Незаменимые ресурсы - сюда относятся воздух, вода, то есть те виды ресурсов, без которых невозможна жизнь.

3. По признаку исчерпаемости:

Неисчерпаемые ресурсы - это природные ресурсы, которые по времени, масштабам и объему их использования являются неограниченными, и их наличие обусловлено в основном внеземными факторами (например, солнечная и тепловая энергия, энергия ветра и движущейся воды, энергия фотосинтеза и мирового океана, геотермическая энергия);

Исчерпаемые ресурсы - это природные ресурсы, объемы которых ограничены планетарными масштабами. Они подразделяются на возобновляемые и невозобновляемые.

Возобновляемые ресурсы (земельные, водные, биологические) способны к самовосстановлению, в том числе и при помощи человека, в течение сроков, соизмеримых с периодом экономического развития (искусственная очистка воды, воздуха, повышение плодородия почв, восстановление поголовья диких животных). Восстановление этих ресурсов идет с разной скоростью, а темпы использования и расходования каждого из них должны соответствовать темпам их восстановления, иначе они могут стать невозобновляемыми.

Невозобновляемые ресурсы - это природные ресурсы, которые не обладают свойством самовосстановления, их объемы в природной среде ограничены (руды металлов внутриземного происхождения и минеральные ресурсы). Эти ресурсы формируются в течение сотен миллионов лет и не воспроизводятся в природной среде на протяжении относительно коротких периодов, например, таких как история человечества. Использование этих ресурсов неизбежно ведет к исчерпанию.

4. По использованию в производстве:

Земельные ресурсы - все земли в пределах страны и мира, входящие по своему назначению в следующие категории: земли населенных пунктов, сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения (промышленности, транспорта, горных выработок и т.п.);

Лесные ресурсы - часть земельного фонда, на которой произрастает или может произрастать лес, который предназначен для ведения сельского хозяйства и организации особо охраняемых природных территорий. Лесные ресурсы являются частью биологических ресурсов;

Водные ресурсы - количество подземных и поверхностных вод, которые могут быть использованы для различных целей в хозяйстве (особое значение имеют ресурсы пресных вод, основным источником которых являются речные воды);

Гидроэнергетические ресурсы - это ресурсы, которые способны дать река, приливы и отливы океана и т.п.;

Ресурсы фауны - количество обитателей лесов и вод, которые может использовать человек, не нарушая экологического равновесия;

Полезные ископаемые (рудные, нерудные, топливно-энергетические ресурсы) - это природное скопление минералов в земной коре, которое может быть использовано в хозяйстве (в этом случае говорят о месторождениях полезных ископаемых, запасы которых должны иметь промышленное значение).

5. По своему народно-хозяйственному значению все полезные ископаемые делятся на балансовые и забалансовые ресурсы (запасы).

Балансовые (кондиционные) - это те запасы, которые на данном этапе развития производства использовать экономически целесообразно и которые соответствуют промышленным требованиям по условиям эксплуатации.

Забалансовые (некондиционные) - малые запасы низкого качества со сложными условиями эксплуатации. Величины запасов полезных ископаемых обладают различной достоверностью их подсчета, зависящей от сложности геологического строения месторождений и детальности геологической разведки.

6. По степени достоверности определения запасов они разделяются на категории: А, В, С1 и С2.

К категории B относятся предварительно разведанные запасы полезных ископаемых с примерно определенными контурами тел полезных ископаемых, без точного отображения пространственного положения и природных типов минерального сырья.

В категорию С1 включают запасы разведанных месторождений сложного геологического строения, а также слабо разведанные запасы полезных ископаемых на новых площадях, с учетом экстраполяции.

Природные ресурсы находятся в тесном взаимодействии друг с другом. Так, использование полезных ископаемых оказывает влияние на состояние земли, воды, атмосферы; использование лесных богатств влияет на состояние почвенных и водных ресурсов.

Территориальные сочетания природных ресурсов дают широкие возможности для комплексного развития регионов и территориального разделения труда. Обеспеченность территории природными ресурсами выступает весомым фактором конкурентоспособности. Достижения научно-технического прогресса в ряде случаев уменьшают значимость природно-ресурсного фактора, например, через уменьшение материало- и энергоемкости производств, но при прочих равных условиях наличие сырьевой базы дает дополнительные преимущества для развития отраслей хозяйства. Расходы на приобретение привозного сырья могут повлиять на прибыльность предприятий, на стоимость продукции и конкурентоспособность ее на рынке. Наличие земельных ресурсов, пригодных для ведения сельского хозяйства, источников пресной воды, благоприятных климатических условий не зависит от достижений технического прогресса. Они либо имеются на данной территории, либо нет, их количественные и качественные характеристики либо позволяют развивать хозяйство с наименьшими затратами, либо тормозят развитие, делая невозможным или более затратным развитие той или иной отрасли.

Различаются природные ресурсы целевого и многоцелевого (всеобщего) назначения. Целевые ресурсы, к примеру, минерально-сырьевые, предназначены для выполнения определенных функций. Они неравномерно размещены по территории страны, концентрируются в отдельных районах, что обусловливает неравномерное размещение сырьевых баз, а следовательно, и производства.

Ресурсы многоцелевого назначения (вода, земля, топливо, энергия) размещены повсеместно, но их плотность на единицу территории различна, сочетание неодинаково, что оказывает весьма существенное влияние на развитие регионов. Для природных ресурсов можно использовать такие характеристики: количество (запасы); качество (содержание полезного элемента, плодородие земель, пригодность воды); доступность (возможность использования при достигнутом уровне развития техники и технологии).

При оценке экологического потенциала региона необходимо исходить из принципов:

1) комплексности оценки окружающей природной среды;

2) классификации природных ресурсов по признаку территориальной делимости;

3) сопоставимости оценок потенциала различных компонентов.

Комплексная оценка состояния окружающей среды позволяет учесть все природные ресурсы, которыми обладает регион. Весьма важно обеспечить сопоставимость оценок потенциалов различных компонентов окружающей среды. При определении объектов территориального управления необходимо учитывать территориальную делимость ресурсов.

К неделимым ресурсам относятся, прежде всего, атмосферный воздух и водные ресурсы, обладающие динамичностью и способностью трансграничных переносов. Остальные компоненты окружающей природной среды - земельные ресурсы, растительный мир, недра - относятся к делимым ресурсам и являются объектом управления на конкретной территории.

Обеспечение устойчивого развития регионов требует разработки и осуществления эффективных мер по достижению рационального природопользования и природоохранной деятельности. Региональные и местные программы устойчивого развития нацелены на создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения на определенной территории, формирование оптимальной пространственной экономики, защиту локальных экологических систем от вредного воздействия хозяйственной деятельности человека в увязке с общегосударственными интересами.

Определение условий, факторов и предпосылок устойчивого развития региона в значительной мере связано с оценкой его природно-ресурсного потенциала.

Определение природно-ресурсного потенциала региона. Его можно дополнить: это совокупность природных ресурсов данной территории, условий, явлений и процессов, которые используются или могут быть использованы в хозяйственной деятельности с учетом тенденций научно-технического прогресса. Величина природно-ресурсного потенциала - это сумма потенциалов отдельных видов природных ресурсов (земельных, водных, лесных, минерально-сырьевых и др.) - зависит от ряда факторов.

Важнейшими из них являются: количество имеющихся в регионе природных ресурсов (чем длиннее ряд естественных ресурсов, подлежащих использованию в процессе производства, тем больше величина природно-ресурсного потенциала); их количественные и качественные характеристики (величина запасов, содержание полезного вещества, мощность пластов и т.д.); комплексность использования каждого вида природных ресурсов.

Количественная оценка природно-ресурсного потенциала региона возможна только в том случае, если частные потенциалы отдельных видов природных ресурсов будут исчисляться по единому принципу. Используются следующие направления соизмеримости качественно различных природных ресурсов: с помощью балльной системы, стоимостных показателей и абсолютных энергетических потенциалов. Наибольшую значимость в условиях становления рыночных отношений приобретает стоимостная (денежная) или собственно экономическая оценка природно-ресурсного потенциала. Однако осуществить экономическую оценку разных видов природных ресурсов на единой методологической основе весьма сложно, поэтому величину природно-ресурсного потенциала региона количественно характеризуют чаще всего натурально-вещественными показателями (объемы запасов, продуктивность, площадь и т.п.).

Природно-ресурсный потенциал региона следует рассматривать прежде всего с позиций возможности достижения максимальной эффективности общественного труда путем оптимизации технологического, организационно-экономического и экологического воздействия на природные ресурсы в процессе производства. Выбор наиболее рационального территориального сочетания производства с наличными природными ресурсами и условиями, комплексное использование природных ресурсов с ориентацией на безотходные технологии (производства) во многом обеспечат устойчивость развития региона. Для этих целей целесообразнее проводить структурный анализ природно-ресурсного потенциала, наиболее приемлемый для регионов и вместе с тем учитывающий общегосударственные интересы.

Развитие экономики региона и управление им во многом зависит от величины и эффективности применения его ресурсного потенциала. Под ресурсным потенциалом региона понимается совокупность всех видов ресурсов, формирующихся на данной территории, которые могут быть использованы в процессе общественного производства.

Ресурсный потенциал региона подразделяется на экологический, социальный и экономический. Кроме того, выделяют интегральный, или совокупный потенциал региона.

Экологический (природно-ресурсный) потенциал региона - это природные ресурсы, теоретически доступные для использования при данном уровне развития технологий и социально-экономических отношений с учетом приемлемой (максимально допустимой) антропогенной нагрузки на территорию.

Природные ресурсы бывают целевые, т.е. предназначенные для выполнения определенных функций. Их особенности - неравномерность размещения по территории страны, концентрация в отдельных регионах, источниках, месторождениях (например, железная руда, бокситы, мергель и т.п.); многоцелевые, т.е. потребляемые повсеместно. Необходимо указать, что многие многоцелевые природные ресурсы также повсеместно и распределены, хотя их качество, свойства, плотность распределения территориально дифференцированы (земля, вода, топливо, энергия и т.п.).

Для характеристики природных ресурсов используются такие показатели, как количество (запасы), качество (содержание полезного элемента, плодородие земель, калорийность топлива и т.п.), доступность (глубина залегания, себестоимость добычи и т.п.). Важно указать, что природные ресурсы - это не только какие-то конкретные материально осязаемые объекты, но и условия окружающей среды в совокупности, в комплексе (например, агроклиматические условия, сейсмоопасность и т.п.). Комплексная оценка состояния окружающей среды позволяет комплексно учесть все природные ресурсы, которыми обладает регион, т.е. оценить его интегральный, совокупный экологический (природно-ресурсный) потенциал.

При управлении ресурсным потенциалом региона необходимо принимать во внимание территориальную делимость ресурсов. В частности, неделимые природные ресурсы, к которым относятся, прежде всего, атмосферный воздух и водные ресурсы, обладают динамичностью и способностью к трансграничным переносам и потому управляемы в весьма малой степени. Другие компоненты окружающей среды - земля, флора, фауна, недра - относятся к делимым ресурсам, являясь объектами управления на конкретной территории.

Все природные ресурсы имеют два основных признака - происхождение (природный) и использование (экономический). В соответствии с ними сложилась их двойная классификация.

Природная классификация отражает принадлежность ресурсов к тем или иным элементам природы. Она включает:

1) минеральные (полезные ископаемые);

2) климатические (агроклиматические);

3) земельные (почвенные);

4) водные;

5) растительные;

6) животные.

Минеральные ресурсы, в свою очередь, по направлениям использования делятся на три группы:

а) топливно-энергетические;

б) металорудные;

в) неметаллические.

Признак происхождения дополняется признаком исчерпаемости и возобновимости ресурсов, что важно с позиций охраны природы, возможностей восстановления и увеличения запаса, определения стратегии использования ресурсов. По этим признакам выделяются:

В основе экономической классификации природных богатств заложено их преимущественное использование в отраслях хозяйственного комплекса страны. По этим признакам выделяются ресурсы:

1) материального производства, в том числе промышленности (топливо, металлы, воды, древесина, рыба) и сельского хозяйства (почва, воды для орошения, кормовые растения, промысловые животные);

2) непроизводственной сферы, и том числе прямого потребления (питьевая вода, дикорастущие растения и промысловые животные) и косвенного (например, использование для отдыха зеленых насаждений и водоемов)

Экономическая оценка природных ресурсов включает учет множества факторов (экономических, социальных, технических, эколого-географических), которые обусловливают пространственные различия и значимость природных ресурсов для жизни и деятельности человека. При экономической оценке их используются следующие параметры: масштаб месторождения, определяемый его суммарными запасами; качество полезного ископаемого, его состав и свойства, условия эксплуатации; мощность пластов и условия залегания; хозяйственное значение; годовой объем добычи.

Природно-ресурсный потенциал является очень важной для любого региона характеристикой, поскольку отражает размещение природных ресурсов и обеспеченность ими отдельных отраслей региональной экономики, влияет на формирование хозяйственной специализации и пространственной организации территории. В условиях рыночной экономики необходимо найти разумный баланс между стремлением бизнеса получить максимальный выигрыш от использования (часто нерационального) богатств природы и государственным регулированием подобной деятельности на всех уровнях управления, включая региональный.

mob_info