Финансовая система страны в современных условиях. Современная финансовая система РФ. Функции звеньев финансовой системы РФ. Состав и структурные элементы

ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

дисциплина: ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

тема: СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ

Выполнила: Бабина А.В.

группа № 23-253П

зачетная книжка № 981

Проверил:

Санкт-Петербург

Санкт-Петербургская академия 1

управления и экономики 1

Введение 3

Финансовая система России - совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Наличие различных институтов внутри финансовой системы обусловлено тем, что финансы охватывают своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу. 3

Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической системы, отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др. 3

1. Основные звенья финансовой системы Российской Федерации 5

2. Управление финансами и финансовая политика 10

3. Органы государственного управления финансами 14

Заключение 20

Введение

Финансовая система России - совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Наличие различных институтов внутри финансовой системы обусловлено тем, что финансы охватывают своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу.

Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической системы, отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

Финансовая система представляет собой сгруппированные по определённому признаку финансовые отношения. Финансовые отношения, как таковые присутствуют практически повсеместно в нашей жизни. Так, они складываются между государством, с одной стороны, физическими и юридическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами, а также и между физическими лицами. Отсюда следует, что наши личные финансы, финансы домашних хозяйств (финансы населения) и семейный бюджет составляют определённую сферу финансовых отношений, т.е. входят в одно из звеньев финансовой системы.

Именно поэтому, сегодня как никогда важно иметь представление о финансовой системе Российской Федерации, знать её структуру и следить за её изменениями, чтобы быть компетентным в данном вопросе.

1. Основные звенья финансовой системы Российской Федерации

Финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий. 1

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений. Эти звенья характеризуются особенностями формирования и использования фондов денежных средств, а также различной ролью в общественном воспроизводстве.

Роль государства в социальноэкономическом развитии общества определяет необходимость централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Поэтому основой централизованных (или общегосударственных ) финансов являются бюджеты соответствующих уровней (в Российской Федерации выделяются федеральный, региональные и местные бюджеты). 2

Кроме того, к общегосударственным финансам относятся также государственные внебюджетные фонды и государственное кредитование.

Федеральный, региональные и местные бюджеты представляют собой форму образования и использования централизованных фондов денежных средств, необходимых для обеспечения функций государства и местных органов самоуправления. Бюджет играет ведущую роль в создании экономических условий для обеспечения национальной безопасности, содержания органов государственного управления, проведения фундаментальных исследований, обеспечения охраны окружающей среды поддержания и развития социальной и культурной сферы, а также предприятий различных форм собственности.

Важным звеном общегосударственных финансов являются также государственные внебюджетные фонды - фонды денежных средств, образуемых вне бюджета и предназначенные, как правило, для реализации прав граждан в области социального и медицинского обеспечения.

Государственный кредит отражает кредитные отношения, связанные с мобилизацией государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и частных лиц на условиях возвратности, платности и срочности для финансирования государственных расходов. Заемщиками в государственном кредите выступают юридические и физические лица, а кредитором - государство в лице органов его исполнительной власти.

Государственный долг образуется в результате кредитных отношений, в которых заемщиком выступает государство, а кредиторами - граждане, предприятия и организации, в том числе и зарубежные. Государственный долг используется, как правило, для покрытия дефицита бюджета, а также для стабилизации денежного обращения в стране.

Различают государственный внутренний долг – долговые обязательства Правительства Российской Федерации перед юридическими и физическими лицами, выраженные в национальной валюте, а также государственный внешний долг - заимствования Правительства из различных зарубежных источников, выраженные в иностранной валюте.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в регулировании экономических процессов и распределительных отношений на макро уровне. Формирование и распределение общегосударственных финансов имеют централизованный характер, общегосударственные финансы аккумулируются в распоряжении государства и местных органов самоуправления.

Децентрализованные финансы - это финансы кредитнобанковской сферы, страховых компаний, коммерческих предприятий и некоммерческих организаций. 1

Через привлечение свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и частных лиц формируются финансы кредитнобанковской системы и страхования.

Финансы кредитнобанковской системы (или кредитные средства) служат основным источником удовлетворения спроса хозяйствующих субъектов и частных лиц на дополнительные денежные ресурсы. Даже при очень высоком уровне самофинансирования для ведения предпринимательской деятельности, как правило, оказывается недостаточно только собственных средств.

Кредитные средства обслуживают не только текущие потребности предприятий, но и их инвестиционную деятельность.

Очень динамично растет в настоящее время рынок потребительского кредитования, частные лица имеют возможность получить кредит на покупку бытовой техники и мебели, транспортных средств и недвижимости, оплату образовательных услуг и т. п.

В состав кредитнобанковской системы входит и финансовый рынок. Особо отметим, что финансовый рынок служит одним из механизмов, с помощью которых финансы кредитнобанковской системы участвуют в кредитовании государства - путем приобретения государственных ценных бумаг. 2

Финансы страховых компаний представляют собой звено финансовой системы, которое обеспечивает покрытие возможных убытков при наступлении неблагоприятных событий – страховых случаев.

Денежным обеспечением страхования являются страховые фонды, которые могут быть организованы в следующих организационных формах:

Централизованный страховой (резервный) фонд;

Фонды самострахования;

Страховые фонды страховщиков (страховых компаний).

Централизованный страховой фонд образуется за счет общегосударственных ресурсов, имеет натуральную форму содержит запасы продуктов, материалов, сырья, продовольствия, которые постоянно обновляются. Назначение этого фонда - возмещение ущерба и устранение последствий стихийных бедствий и крупных аварий, повлекших большие разрушения и жертвы. Источниками формирования централизованного страхового фонда является пополнение государственных запасов и резервов.

Фонды самострахования формируются хозяйствующими субъектами в целях обеспечения собственной деятельности в случае возникновения неблагоприятных ситуаций и используются для покрытия убытков, погашения облигаций и выкупа акций (при отсутствии других средств), а также для приобретения основных фондов. Размеры фондов самострахования законодательством не регламентированы.

Страховые фонды страховщиков (т. е. страховых компаний) создаются большим кругом участников, среди которых могут быть и предприятия, и частные лица. Такие страховые фонды имеют целевой характер использования: например, фонд страхования недвижимого имущества от пожара, фонд страхования гражданской ответственности автовладельцев, наступающей в результате дорожно-транспортных происшествий и т. п.

Страхователи (участники страхового фонда страховщиков), вносят в фонд относительно небольшие (по сравнению с возможной величиной ущерба в случае наступления страхового случая) денежные суммы - страховые премии , и поскольку страховые случаи являются относительно редкими и наступают, как правило, только у небольшого количества страхователей, за счет суммарных собранных страховых премий страховщик покрывает все наступившие убытки страхователей. 1

До 1990 г. в СССР была государственная монополия на страхование, сейчас наряду с государственными страховыми организациями существует много негосударственных страховых компаний, имеющих лицензии на осуществление страховой деятельности.

Финансы коммерческих предприятий образуются из собственных денежных доходов и накоплений этих предприятий. Основой единой финансовой системы страны служат финансы коммерческих предприятий, которые обслуживают воспроизводство и распределение валового внутреннего продукта и формируют преобладающую часть финансовых ресурсов национальной экономики.

Основным источником функционирования и развития коммерческих предприятий является получение прибыли. При этом предприятия обладают реальной финансовой независимостью, самостоятельно распоряжаясь финансовыми результатами своей деятельности, формируя производственные и социальные фонды, изыскивая необходимые средства для инвестиций, в том числе и с использованием финансовых ресурсов других звеньев финансовой системы. 1

От состояния финансов коммерческих предприятий существенно зависит обеспеченность общегосударственных денежных фондов финансовыми ресурсами. В свою очередь, различные предприятия могут использовать в своей деятельности банковский кредит, фонды страхования, бюджетные ресурсы, иногда и государственный кредит. 2

Финансы некоммерческих организаций принимают косвенное участие в воспроизводственных процессах, поскольку цели функционирования таких организаций не связаны напрямую с получением прибыли. Деятельность некоммерческих организаций состоит в предоставлении общественно значимых услуг, потребление которых сопровождается сильными внешними эффектами для всего общества и каждого конкретного его члена. К таким услугам относятся, прежде всего, сфера национальной безопасности, образование, здравоохранение и т. п.

Государство, принимая соответствующие законы и нормативные акты, воздействует через финансовую систему на формирование и централизованных, и децентрализованных финансовых ресурсов. Для этого используются такие инструменты, как налоги, система кредитования, механизм ценообразования и т. д.

Общегосударственные финансы органично связаны с другими звеньями финансовой системы. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является валовой внутренний продукт, создаваемый в сфере производства, далее посредством налогообложения формируется бюджет и социальные внебюджетные фонды. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется предприятиями не только за счет собственных средств, но и с возможным привлечением прямых ассигнований из бюджета либо государственного кредита.

Кроме того, финансы предприятий связаны и с кредитной системой. При недостатке собственных средств, особенно на пополнение оборотного капитала, предприятия используют банковские кредиты.

Для решения своих финансово-экономических задач предприятия могут также привлекать средства других хозяйствующих субъектов, наиболее распространенным из которых является выпуск ценных бумаг - акций, облигаций и др. 1

Таким образом, единая сущность финансовой системы обусловливает взаимосвязь и взаимозависимость звеньев финансовой системы.

Фин. система – это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений и органов управления ими.

Существует 2 сферы ФС РФ:

Сфера централизованных финансов – это совокупность звеньев ФС, участвующих в процессе формирования, распределения и использования бюджетных и внебюд. фондов денежных средств, а также фондов денежных средств муниципальных органов власти. Это бюджетная система; государственный и муниципальный кредит.

Сфера децентрализованных финансов – это совокупность звеньев ФС, участвующих в процессе формирования, распределения и использования обособленных фондов денежных средств отдельных хозяйствующих субъектов и частных лиц. Это финансы государственных и муниципальных предприятий, организаций, корпораций и агентств, находящихся на самофинансировании; финансы коммерческих предприятий; финансы некоммерческих предприятий; финансы индивидуальных предпринимателей; финансы домашних хозяйств.

Звенья финансовой системы РФ:

- бюджетная система (ц). Действующая БС РФ – трехуровневая. Это федеральный, бюджет субъектов РФ, местные. Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет- статистический сводный бюджет, объединяющий финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы. Бюджетной системе принадлежит решающая роль в межотраслевом и межтерриториальном перераспределении средств для выравнивания уровней экономического и социального развития регионов. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ образуют консолидированный бюджет РФ, а бюджет субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований на его территории формируют консолидированный бюджет субъектов РФ. В качестве самостоятельного звена в системе централизованных финансов выделяются специальные внебюджетные фонды, к ним относятся: пенсионный фонд; фонд социального страхования; фонд обязательного медицинского страхования. Федеральный бюджет и бюджеты социальных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются как федеральные законы;

- государственный и муниципальный кредит (ц ). К основным задачам государственного кредита можно отнести: финансирование бюджетного дефицита; проведение международной и региональной финансово-кредитной политики; поддержка социально-приоритетных секторов и видов деятельности;

- финансы государственных и муниципальных предприятий (д);

- финансы коммерческих предприятий (д). Это система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием денежных ресурсов отдельных хозяйствующих субъектов в процессе осуществления хозяйственной деятельности направленной на получение прибыли, как основной цели деятельности.

- финансы некоммерческих предприятий (д). Это отношения, связанные с формированием, распределением и использованием финансо­вых ресурсов в процессе реализации социальных, общественных, образовательных, религиозных и иных задач, не связанных с извлечением прибыли. Их финансовые средства формируются за счет добровольных взносов и пожертвований, поступлений от учредителей, бюджетных средств и другие;

- финансы ИП (д) совмещают в себе особенности финансов коммерческих организаций и личные финансы, при этом акцент смещается в сторону коммерческих финансов, поскольку деятельность ИП связана, в первую очередь, с коммерческой деятельностью, направленной на получение прибыли на свой страх и риск;

- финансы домашних хозяйств (д). Система формирования и использования денежных доходов отдельных групп лиц, проживающих в од­ном помещении и ведущих общее хозяйство в целях совместно­го потребления и накопления, в наименьшей степени регламентирована государством.

Перспективы развития звеньев

В сфере финансов коммерческих предприятий: совершенствование законодательства о банкротстве (ускорение реструктуризации неконкурентоспособных предприятий), антимонопольного зак-ва, налогового (снижениее налогового бремени, сокращение числа налогов, снижение ставок взносов на соц. страх-е, снижениее налоговой задолженности предприятий), снижение барьеров для инвестиций в экономику, сокращение административного вмешательства в хоз. деят-ть, повышение эффективности гос. регулирования, необходим отказ от кредитования предприятий и предоставления гарантий за счет средств федерального бюджета – передать это специальным агентствам, страховым компаниям, банкам.

Финансы бюдж. учр-ий : установление жестких смет расходов, контроль обязательств бюджетных учреждений.

Бюджет: ликвидация расходных обязательств федерального бюджета, не обеспеченных источниками финансирования, направление средств бюджета на решение приоритетных задач, реформа пенс. системы, ликвидация кред. задолж-ти федер. бюджета, оптимизация перечня бюджетных орг-ций и получателей бюджетных средств, завершение формирования системы поддержки регионов, реструктуризация госдолга, обеспечение открытости всех бюджетов и хода их использования.

14. Финансовая политика государства: ее содержание, структурные элементы, значение и задачи на современном этапе. Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики.

Финансовая политика государства - совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил и рациональном их размещении по территории страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства; повышению заинтересованности всех регионов в развитии хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов. Финансовая политика способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира, обеспечивая условия для осуществления совместных мероприятий.

1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.

2. Создание адекватного финансового механизма.

3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Финансовая политика состоит из следующих главных компонентов:

1) налоговой политики – принципы построения налоговых систем: горизонтальное и вертикальное равенство, нейтральность налогов, удобство взимания налогов для правительства, минимальный дестимулирующий эффект от введения того или иного налога, трудность уклонения от уплаты налога;

2) бюджетной политики - выраженной в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита;

3) денежно-кредитной политики – часть социально-экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического развития;

4) ценовой политики - сводится к регулированию цен и тарифов на монопольные товары и услуги;

5) таможенной политики - симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок и услуг из страны;

6) социальной политики, связанную с решением задач финансового обеспечения прав граждан РФ, охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную финансовую помощь отдельным социальным группам населения;

7) инвестиционной политики, связанную с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор экономики;

8) политики в области международных финансов.

Задачами финансовой политики является:

1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2. установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

3. организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4. выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5. создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Реализация целей и задач финансовой политики осуществляется с помощью применения различных приемов организации финансовых отношений на централизованном и децентрализованном уровнях, которые в совокупности определяют содержание механизма достижения целей и задач финансовой политики или финансового механизма.

Финансовый механизм - это совокупность способов управления финансовыми отношениями.

Существует два типа финансовых механизмов:

1. директивный – разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует гос-во: налогообложение, гос.кредит, расходы бюджета, финансовое планирование;

2. регулирующий – определят основные правила поведения в такой сфере финансов, где интересы государства прямо не затрагиваются, в этом устанавливается лишь общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся после уплаты налогов и других обязательных платежей.

В целом, финансовый механизм предприятия содержит следующие иерархически соподчиненные между собой блоки:

1) нормативно-правовое регулирование финансов предприятия;

2) сложившаяся на предприятии внутренняя система регулирования;

3) методы финансового управления;

4) финансовые инструменты;

5) финансовые рычаги и стимулы;

6) финансовые показатели, нормативы и элементы;

7) информационная база финансового менеджмента.

В качестве основных финансовых методов выступают:

1) финансовое планирование;

2) финансовый и управленческий учет;

3) финансовое регулирование;

4) финансовый анализ и контроль.

2.3 Проблемы развития современной финансовой системы РФ

С того момента, как появилась финансовая система в России, появились и дискуссии о проблемах по определению ее основополагающих моментов. В совокупности всех проблем выделяется дискуссия о мере социальной ориентации финансовой системы, проблема, связанная с пределами и методами государственного вмешательства в финансовые процессы частных и государственных финансовых институтов, мере их прозрачности, важности и необходимости контроля их деятельности обществом.

Основными шагами в этой сфере может стать ужесточение контроля над операциями на финансовом рынке, в частности, над формированием задолженности государственных корпораций, над трансграничным движением капиталов, над эмиссией финансовых инструментов.

Требуется провести целый комплекс мер, которые должны повлиять на сокращение теневого элемента в движении финансово-кредитных ресурсов в реальный сектор экономики из финансовых институтов, коррупционных издержек и административных барьеров. Осуществление подобных мер должно поспособствовать расширению доступности кредитов и увеличению удельного веса долгосрочного кредитования, к тому же поднятию эффективности использования бюджетных источников финансирования.

Российский финансовый рынок из-за воздействия глобального экономического кризиса проходит один из самых сложных периодов своего развития. Кризис выявил проблемные моменты функционирования российского рынка ценных бумаг, которые связаны с необходимостью укрепления рыночных институтов, совершенствованием правового регулирования, дальнейшего развития судебной системы. Следует отметить, что руководством страны была своевременно поставлена задача перед регуляторами финансового рынка о необходимости развития инструментов регулирования финансового рынка. Одним из вариантов решения данной проблемы является создание в Москве Международного финансового центра.

Развитие рынка ценных бумаг в России получило в последние годы мощнейший импульс с появлением рынка РЕПО, значение которого трудно переоценить. Операции на рынке РЕПО позволяют рефинансировать операции с ценными бумагами, способствуют повышению ликвидности российского рынка акций и облигаций. Надежно функционирующий рынок РЕПО является особенным элементом денежного рынка, с помощью которого Банк России может эффективно осуществлять операции рефинансирования в рамках проведения денежно-кредитной политики.

Большую роль в регулировании сделок на финансовом рынке играет Центральный банк России. В последнее время были внесены поправки в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» по инициативе Центрального банка.

Развитие финансового рынка в России, конечная цель которого -- привлечение инвестиций, невозможно без модернизации судебной системы. В настоящее время наблюдаются серьезные трудности в разрешении споров в области финансового рынка. Это объясняется несовершенством законодательной базы, отсутствием необходимых профессиональных знаний у судей и значительной бюрократией при рассмотрении дел.

Таким образом, решение актуальных проблем регулирования финансового рынка России позволит приблизить его к европейским стандартам.

Другими проблемами финансовой системы России являются проблемы в бюджетной сфере:

Высокая степень концентрации финансовых ресурсов в федеральном бюджете страны, что снижает значение региональных и местных бюджетов;

Действующая практика формирования территориальных бюджетов, при которой сохранен в своей основе механизм централизованно устанавливаемых нормативов отчислений в местные бюджеты;

Тенденция переведения расходов вниз без соответствующего подкрепления доходами, что приводит к дотации ранее сбалансированных местных бюджетов;

Принятие федеральными органами власти таких решений, которые адресуются нижестоящим управленческим структурам, но не сопровождаются достаточными финансовыми ресурсами;

Доминирующая роль регулирующих доходов в структуре поступлений средств в региональные и местные бюджеты и низкой долей закрепленных за территориями налоговых платежей.

Недопоступления налоговых платежей, главными причинами которого стали: ухудшение макроэкономических и финансовых показателей по сравнению с принятыми в бюджете; рост неплатежей в народном хозяйстве; прямое уклонение от уплаты налогов, укрывательство многими налогоплательщиками своих доходов (невозможность контролирования всех малых и средних предприятий).

Эти проблемы решаются путем:

Теоретической разработки и обоснования принципов построения бюджетной системы Российской Федерации.

Создания реального бюджетного механизма, позволяющего воплотить разработанные принципы на практике.

Разработки и принятия нормативных актов по разграничению полномочий и функций между органами власти разного уровня, распределение расходов между звеньями бюджетной системы и видами бюджетов в соответствии с полномочиями и функциями органов власти разного уровня.

Создания новой системы межбюджетного перераспределения финансовых ресурсов на основе использования различных форм оказания финансовой помощи субъектам Федерации и органам местного самоуправления.

Разработки новых принципов составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета на каждом уровне управления.

Денежно-кредитная политика должна быть направлена на стимулирование экономического роста и инвестиций с учетом опыта других стран.

Итак, можно сказать, что только при комплексном подходе к проблеме совершенствования и стабилизации финансовой системы России можно добиться желаемых результатов, т.е. сформировать современную социально ориентированную финансовую систему, исправно функционирующую в условиях рыночных отношений.

Анализ и реформирование налоговой системы РФ

Денежно-кредитная система региона РФ (на примере Калининградской области)

Развитие экономики России на современном этапе во многом связано с изменением роли регионов в новых хозяйственных условиях...

Налоговая политика государства

Задачи любой налоговой системы меняются с учетом предъявляемых к ней политических, экономических и социальных требований...

Во всех развитых странах основными стимулами к реформированию налогообложения является: стремление превратить налоговую систему в образец справедливости, простоты, эффективности и снять все налоговые преграды на пути экономического роста...

Налоговая система Российской Федерации

Налоги являются основным регулятором всего воспроизводственного процесса, влияя на пропорции, темпы и условия функционирования экономики. Можно выделить три направления налоговой политики государства: · политика максимизации налогов...

Налоговая система РФ и перспективы её развития

Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования

В настоящее время экспертами в области налогообложения выделяются следующие проблемы налоговой системы РФ. Отмечается, что система не в полной мере соответствует условиям рыночных отношений и является не эффективной и не экономичной...

Проблемы и направления развития современной налоговой политики Российской Федерации

Проблемы совершенствования налоговой системы в современных условиях

Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, внешнеэкономической деятельности, ускоренного развития приоритетных отраслей, структурных изменений в производстве...

Современная налоговая система Российской Федерации, проблемы ее совершенствования

Современная налоговая система РФ, проблемы ее совершенствования

Говоря о проблемах современной налоговой системы РФ, прежде всего, стоит отметить проблему налогового администрирования - налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой, неэкономичной и малоэффективной. Большое количество налогов...

Сравнительный анализ, структура и функции российской и зарубежной кредитной системы

Особенности кредитной системы России в настоящее время заключаются в явном преобладании коммерческих банков, слабо диверсифицированной структуре (ограничено количество видов других кредитных организаций)...

Федеральные налоги, их характеристика и роль в формировании доходов бюджета

Эволюция налоговой системы в Российской Федерации

Одной из важнейших налоговых проблем является упрощение налоговой системы России. Конечно, простых налоговых систем в принципе нет ни в одной стране мира, везде они несовершенны, везде требуют их упрощения, но российская налоговая система...

Финансовая система Российской Федерации, ее основные звенья, их взаимосвязь

«Финансовая система», рассматриваемая как научная категория, трактуется в различных учебных изданиях не всегда однозначно.

Чаще финансовая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению. Она состоит из финансовых институтов (организации, учреждения, осуществляющие и регулирующие финансовую деятельность) и финансовых инструментов, создающих необходимые условия протекания финансовых процессов. Научное определение понятия «финансовая система», раскрывающее его сущность, систематизирующее организацию финансовых отношений в стране, нам представляется следующим.

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании, распределении и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве, и государственных и корпоративных органов управления финансами.

Структура финансовой системы Российской Федерации, сложившаяся в результате рыночных преобразований 1990-х годов, включает следующие сферы и звенья организации финансовых отношений (рис. Б.М.1.2).

Финансы государственные и местные (централизованные финансы);

Финансы хозяйствующих субъектов (децентрализованные финансы).

Звенья государственных и муниципальных финансов:

Федеральный бюджет;

Бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные);

Бюджеты муниципальных образований (местные);

Государственный кредит;

Страховой фонд государства;

Фондовый рынок.

Звенья финансов хозяйствующих субъектов:

Финансы коммерческих организаций (предприятий);

Финансы некоммерческих организаций (предприятий);

Финансы индивидуальных предпринимателей.

Финансовая система – это не только совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств, но и система финансовых учреждений, т.е. институциональная финансовая система. Совокупность финансовых учреждений (ведомств) представляет собой аппарат управления финансовой системой. Структура аппарата управления финансовой системой в Российской Федерации будет рассмотрена нами в блоке 2.

Рассмотрим сферу финансовых отношений «государственные и муниципальные финансы»: понятие, сущность, звенья, проследим их взаимосвязь.

Государственные и муниципальные финансы – это денежные отношения, складывающиеся между органами государственной власти и органами местного самоуправления. С одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, в процессе стоимостного распределения и перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с формированием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, обеспечивающих финансовые потребности государства и местного самоуправления при решении экономических, политических и социальных задач.

Следовательно, формируются государственные и местные финансы с использованием методов распределения и перераспределения национального дохода (с помощью налогов, налоговых льгот и др.) Формами использования централизованных фондов денежных средств являются бюджетные и внебюджетные фонды, предназначенные для государственного регулирования экономики, удовлетворения социальных потребностей граждан, нужд обороны и государственного управления и для решения других экономических, политических и социальных задач. Роль государственных и местных финансов в общественном воспроизводстве заключается в создании условий для расширенного воспроизводства как на макро-, так и на микроуровнях, а также реальном обеспечении потребностей расширенного воспроизводства на макроэкономическом уровне (на уровне народного хозяйства в целом) и реализации социальных гарантий гражданам России в рамках Конституции Российской Федерации.

По экономическому содержанию государственные и местные финансы Российской Федерации неоднородны и включают следующие звенья:

Федеральный бюджет;

Бюджеты субъектов Федерации;

Бюджеты муниципальных образований;

Государственные внебюджетные целевые фонды;

Государственный кредит;

Страховой фонд государства;

Фондовый рынок.

Рассмотрим каждое звено государственных и местных финансов.

Федеральный бюджет. Наиболее важную роль в финансовой системе Российской Федерации играет федеральный бюджет. С его помощью в распоряжение государства мобилизуются финансовые ресурсы, за счет которых финансируются государственные федеральные и региональные целевые программы (национальные проекты), национальная оборона, государственная безопасность и правоохранительная деятельность, социальная сфера, проводятся мероприятия по структурной перестройке экономики, ее стабилизации, выполнению международных и внутригосударственных обязательств. Федеральный бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной и расходной. В доходной части федерального бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные характеристики. В расход ой части – направления, сферы, в которых расходуются деньги, и их количественные параметры.

Федеральный бюджет – это фонд денежных средств Правительства Российской Федерации.

Государственный бюджет. В современной российской научной и учебной экономической литературе часто понятие «федеральный бюджет» отождествляют с понятием «государственный бюджет», что, по мнению автора, неправомерно. В СССР был единый государственный бюджет, имеющий силу закона, и входящие в него бюджеты были его частью. С переходом Российской Федерации на рыночную экономику понятие «государственный бюджет» утратило значение единого централизованного бюджета государства, имеющего силу закона. Все бюджеты современной бюджетной системы Российской Федерации функционируют автономно: бюджеты муниципальных образований своими доходами и расходами не входят в бюджеты субъектов РФ, а бюджеты субъектов РФ своими доходами и расходами не входят в федеральный бюджет. Каждый уровень власти наделен определенными бюджетными полномочиями, бюджеты всех уровней самостоятельны, и проводимая в стране бюджетная реформа направлена, прежде всего, на повышение самостоятельности бюджетов и эффективного (результативного) использования бюджетных средств.

Следовательно, понятие «государственный бюджет» в современных условиях функционирования бюджетов в России тождественно понятию «консолидированный бюджет Российской Федерации». Основное отличие консолидированного бюджета РФ как экономической категории от государственного бюджета состоит в том, что входящие в него бюджеты функционируют автономно и каждый бюджет утверждается в форме соответствующего закона (федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, нормативно-правового акта представительного органа власти муниципального образования). Консолидированный бюджет РФ как статистический свод бюджетных показателей, характеризующий агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования в целом по Российской Федерации, не утверждается в форме федерального закона. Его показатели широко используются в бюджетном планировании и прогнозировании, а также при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, отдельных территорий (например, бюджетные расходы на медицинское обслуживание, образование в расчете на одного жителя и другие среднедушевые бюджетные расходы). Понятие «консолидированный бюджет» впервые включено в Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. в связи с упразднением государственного бюджета РФ, в который входили все бюджеты бюджетной системы России.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) – это региональный фонд денежных средств, предназначенный для финансового обеспечения задач и функций, возложенных на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В современной России роль региональных органов государственной власти в управлении экономикой и социальной сферой, в координации социально-экономических процессов на соответствующей территории возрастает, а поэтому усиливается значение бюджета субъекта Федерации в социально-экономическом развитии региона, растут его влияние и направления воздействия на общественное производство и материальное благосостояние граждан.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – это местный фонд денежных средств, предназначенный для финансового обеспечения задач и функций, возложенных на органы местного самоуправления.

Бюджет муниципального образования – основа финансовых ресурсов местного самоуправления (муниципального района, городского округа, городского и сельского поселения, других муниципальных образований, определенных законодательством субъектов РФ). В бюджетах муниципальных образований могут быть предусмотрены в качестве составной части сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

Государственные внебюджетные целевые фонды (ГВФ)

Эти фонды организационно отделены от бюджетов и функционируют самостоятельно, но управляются государственными органами KIRCTN.

Государственные внебюджетные фонды – это денежные средства федерального правительства и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

К государственным внебюджетным целевым фондам относятся, прежде всего, государственные внебюджетные социальные фонды:

· Пенсионный фонд РФ;

· Фонд социального страхования РФ;

· федеральный Фонд обязательного медицинского страхования;

· территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Они формируются для финансового обеспечения реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности, потере кормильца, на рождение и воспитание детей, а также на бесплатную медицинскую помощь и охрану здоровья. Объем государственных внебюджетных социальных фондов (по доходам и расходам) довольно внушительный: за последние годы они превышают 60% объема федерального бюджета.

К государственным внебюджетным фондам относятся также экономические внебюджетные фонды федерального и регионального значения, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических задач. К настоящему времени большинство из них законодательно упразднены, оставшиеся консолидированы в соответствующие бюджеты с сохранением целевой направленности консолидируемых фондов, так называемые целевые бюджетные фонды.

Федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований и государственные внебюджетные целевые социальные фонды в совокупности образуют бюджетную систему Российской Федерации, которую мы подробно рассмотрим в блоке 4, структурная единица 4.3.

Государственный кредит

Государственный кредит – специфическое звено финансовой системы, отражающее кредитные отношения по поводу мобилизации (заимствования) государством на платной и возвратной основе временно свободных денежных средств различных субъектов экономики для финансирования государственных расходов, не обеспеченных бюджетными доходами, а также предоставления государством кредитов и гарантий другим экономическим субъектам внутри страны и за рубежом.

Таким образом, государственный кредит – это система экономических отношений государства, с одной стороны, юридических,

Дополнительные финансовые ресурсы через государственные заимствования государство привлекает путем продажи на внешних и внутренних финансовых рынках облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. В этой роли государство выступает как заемщик денежных средств. Государственный кредит позволяет цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит, способствуя оттоку денег из обращения, он смягчает остроту проблем в сфере денежного обращения.

В то же время государство само может располагать временно свободными денежными ресурсами и в этом случае может выступать в роли кредитора.

В силу своей особой социально-правовой значимости государство может принимать на себя ответственность за погашение ссуд, взятых различными экономическими субъектами, т.е. может выступать в качестве гаранта.

Российская Федерация использует государственный кредит чаше как займы для финансирования дефицита федерального бюджета (все 90-е годы прошлого столетия наблюдался глубокий дефицит федерального бюджета) и бюджетов субъектов Российской Федерации, которые до настоящего времени испытывают дефицит денежных ресурсов.

Таким образом, государственный кредит – это система экономических отношений государства, с одной стороны, юридических, физических лиц, зарубежных экономических субъектов, с другой стороны, по поводу формирования ссудного фонда государства.

Более подробно мы рассмотрим понятие «государственный кредит» выше.

Страховой фонд государства – это совокупность материальных запасов и финансовых резервов общества, предназначенных для предупреждения, локализации и возмещения ущерба, наносимого стихийными бедствиями и другими чрезвычайными событиями.

Страховой фонд является составной частью системы резервных фондов. Страховой фонд создается в централизованном порядке за счет бюджетных ресурсов методом страхования, а также непосредственно юридическими и физическими лицами путем самострахования. В рыночной экономике роль страхования резко возрастает, поскольку все хозяйствующие субъекты работают в условиях риска. Да и каждый человек теперь должен надеяться в основном на себя, на свой страховой запас, свои сбережения. За время работы необходимо приобрести для себя медицинский полис, медицинскую страховку, заработать приличный размер пенсии и т.д.

Фондовый рынок

Фондовый рынок – рынок (организованный и внебиржевой), на котором продаются и покупаются ценные бумаги, а цены на них определяются спросом и предложением.

Российское законодательство рассматривает как идентичные понятия «фондовый рынок» и «рынок ценных бумаг». Организованный фондовый рынок – это фондовая биржа.

Основная функция фондовой биржи заключается в том, чтобы давать возможность публичным компаниям, государству и местным органам власти привлекать капитал путем продажи ценных бумаг инвесторам, т.е. в данном случае фондовая биржа выполняет функцию первичного рынка.

Фондовая биржа выполняет также функцию вторичного рынка, позволяя одним инвесторам продавать свои ценные бумаги другим инвесторам, обеспечивая ликвидность и снижая риски, связанные с инвестированием.

Таким образом, фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специальных финансовых активов – ценных бумаг. Основная задача фондового рынка – обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных де нежных средств. Его особенность заключается в том, что участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск.

Что дает государству централизация финансовых ресурсов? Благодаря разному функциональному назначению названных звеньев государственных и муниципальных финансов государство может оказывать разностороннее влияние на экономические и социальные процессы, происходящие в обществе, добиваться приемлемого решения отраслевых и территориальных проблем.

Централизация финансовых ресурсов дает государству возможность:

Проводить единую финансовую политику;

Обеспечивать развитие производственной и социальной инфраструктур;

Перераспределять средства в интересах регулирования экономики в целях повышения общей ее эффективности;

Добиваться выравнивания степени удовлетворения социальных потребностей граждан в пределах установленных социальных стандартов.

Главным источником государственных доходов является национальный доход. Но в периоды наступления чрезвычайных обстоятельств и событий (война, крупное стихийное бедствие, радикальные экономические реформы и др.) в качестве источника формирования доходов государства выступает ранее накопленное национальное богатство, некоторые элементы которого (золотой запас, валютные резервы, страховые резервы, продажа энергоносителей) вовлекаются в хозяйственный оборот.

  • A. Да, правомерны, так как это основание для взыскания долга, т.е гражданско-правовой ответственности. 4 страница
  • A. Да, правомерны, так как это основание для взыскания долга, т.е гражданско-правовой ответственности. 5 страница

  • Министерство науки и образования РФ

    Рязанский государственный университет им. С.А.Есенина

    Факультет социологии, экономики и управления

    Кафедра Национальная экономика

    Реферат

    на тему:

    Финансовая система РФ

    Выполнила:

    Студентка 3 курса группы Э32

    Бойко С.Ю.

    Проверил:

    Ананьев А.А.

    Рязань, 2008

    1. Понятие финансовой системы. 3

    2.Структура финансовой системы РФ. 4

    3. Краткая характеристика звеньев финансовой системы.. 8

    4. Государственная финансовая политика. 11

    1. Понятие финансовой системы .

    Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.

    Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.

    Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики в значительной мере обозначается ею.

    Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак – это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использования фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.

    Можно утверждать, что каждое звено финансовой системы является независимым её элементом, но эта самостоятельность относительна в средине единого целостного. Финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

    2.Структура финансовой системы РФ.

    Понятие «финансовая система» употребляется в различных значениях. Во-первых, как совокупность финансовых учреждений (институциональная структура финансовой системы) и, во-вторых, с точки зрения экономического содержания как совокупность финансовых отношений.

    Само понятие «система» предполагает наличие определенных составляющих элементов и связи между ними. Структурная организация совокупности финансовых отношений позволяет упорядочить и целенаправленно управлять элементами системы, отслеживать и корректировать финансовые связи. Построение финансовой системы основывается на следующих признаках:

    · Функциональном назначении той или иной группы финансовых отношений;

    · Наличии определенной специфики в финансовых отношениях;

    · Единстве и взаимодействии подсистем;

    · Наличии специального обслуживающего аппарата;

    · Наличии собственной финансовой базы.

    Итак, финансовая система – это совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в жизни общества.

    В зависимости от признака, закладываемого в основу построения финансовой системы, можно представить ее разное структурное понимание. Рассмотрим структуры финансовой системы Российской Федерации.

    1. По фондовому признаку различают централизованные и децентрализованные финансы.

    Централизованные (государственные) финансы включают:

    · государственные бюджеты;

    · государственные социальные внебюджетные фонды;

    · государственный кредит;

    · государственное страхование.

    К децентрализованным финансам относят:

    · финансы коммерческих предприятий и организаций;

    · финансы некоммерческих организаций;

    · финансы домохозяйств.

    Централизованные фонды денежных средств формируются, распределяются и используются государством. Для них жестко определены источники средств, направления расходования устанавливаются на основе законодательно-правовых актов. В отношении децентрализованных финансов нет жесткого контроля за финансовыми потоками: предприятия, организации действуют по принципу хозяйственной самостоятельности, самофинансирования, ответственности, домохозяйства сами определяют структуру своих доходов и расходов. И хотя нормативное регулирование (налогообложение, контроль за законностью финансовых операций), социальное страхование присутствуют, децентрализованные финансы имеют определенную свободу и независимость.

    2. По сфере финансовых отношений финансовая система РФ включает:

    · финансы экономических субъектов: предприятий, организаций по секторам (коммерческий, некоммерческий), по отраслям экономики (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и др.); банковско-кредитных организаций; участников фондового рынка;

    · финансы государства: федерального уровня; регионального уровня; местного (муниципального) уровня;

    · фонды страхования: государственного, частного;

    · финансы домохозяйств.

    Финансы государства структурно можно представить следующим образом (рис. 1):

    Рис. 1. Структура государственных и муниципальных финансов.

    Государственные и муниципальные финансы являются частью финансовой системы РФ, охватывают часть денежных отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование государственных и муниципальных фондов денежных средств, необходимых для выполнения общественных функций и задач.

    Основными функциями государства являются: создание адекватной требованиям экономики нормативно-правовой базы и контроль за выполнением законов и нормативных актов; предоставление общественных благ; поощрение свободной конкуренции и антимонопольное регулирование; защита производителей от несправедливой конкуренции; стимулирование развития новых прогрессивных технологий; защита окружающей среды; организация общественных работ; поддержка развития фундаментальной науки; поддержка культуры, искусства, образования, здравоохранения; обеспечение социальной защиты населения, социальная поддержка малообеспеченных слоев; защита прав потребителей и др.

    Государственные и муниципальные финансы играют важную роль в решении социально-экономических задач. Выполняя распределительную функцию, государственные и муниципальные финансы перераспределяют финансовые ресурсы между различными регионами и муниципальными образованиями, различными отраслями экономики, производительной и непроизводительной сферами, различными социальными группами населения.

    Посредством государственного и муниципального контроля отслеживается весь механизм финансовых отношений в обществе, финансовое состояние звеньев финансовой системы РФ, эффективность применяемых правительством программ социально-экономического развития и эффективность, законность деятельности самой исполнительной власти.

    3. Структура финансовой системы РФ с точки зрения управления включает (рис. 2.):

    · основные элементы системы (финансы государства, финансы коммерческих предприятий, организаций, финансы домохозяйств);

    · вспомогательные элементы системы (финансы банковско-кредитных организаций, страховых групп, финансы участников рынка ценных бумаг).

    Рис. 2. Элементы финансовой системы РФ.

    4. Институциональная структура финансовой системы РФ состоит из разных уровней.

    На федеральном уровне институциональная структура включает:

    · комитеты Государственной Думы и Совета Федерации;

    · Министерство финансов Российской Федерации и в его составе: Федеральную налоговую службу; Федеральную службу страхового надзора; Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Финансовую службу по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство (службу);

    · Центральный банк Российской Федерации;

    · Счетную палату Российской Федерации;

    · Федеральную таможенную службу;

    · Федеральную службу по финансам и рынкам;

    · Исполнительные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.

    На уровне субъектов РФ:

    · комиссии по бюджету и финансам в законодательном органе, соответствующие федеральным структурам исполнительной власти;

    · министерства (управления, департаменты) финансов субъекта РФ, в том числе региональные аппараты Департамента контроля Минфина России, управления казначейства Министерства финансов РФ или управления казначейства субъекта Федерации, территориальные управления Федеральной службы РФ по страховому надзору;

    · главные управления Банка России субъектов Федерации;

    · Федеральную налоговую службу (инспекцию) субъекта Федерации;

    · Таможенную службу субъекта Российской Федерации;

    · Территориальные органы Федеральной службы по финансовым рынкам;

    · Региональные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.

    mob_info