Экономика и ее роль в жизни человека. Экономика и ее роль в жизни общества Сообщение роль экономики в жизни общества

Человеку в процессе его жизни приходится постоянно решать насущные проблемы, связанные с удовлетворением потребностей - в еде, жилье, получении знаний, самореализации и многих других. Для этого создана экономическая система, в рамках которой люди взаимодействуют и реализуют свои потребности. Узнаем кратко о роли экономики в жизни общества.

Потребности

Человек и общество постоянно развиваются. Они постоянно нуждаются в различных вещах для удовлетворения их нужд. Все потребности принято делить на несколько групп:

  • естественные (в пище, сне, жилище и другие);
  • социальные (в общении, дружбе, любви);
  • духовные (в приобретении новых знаний, освоении культурных ценностей).

Особенность человеческих потребностей состоит в том, что они не имеют предела. При удовлетворении одних, непременно возникают новые.

Примером неограниченности потребностей является сюжет сказки А. С. Пушкина «Золотая рыбка», в которой старуха, получив новое корыто взамен разбитого, захотела новую избу, терем и так далее.


Нельзя забывать, что ресурсы Земли, в отличие от потребностей, ограниченны. Это и полезные ископаемые, и лес, и пресная вода. Поэтому важно так организовать деятельность людей, чтобы использование ресурсов одновременно и удовлетворяло потребности людей, и осуществлялось в разумных пределах. Для регуляции этого процесса служит экономика.

Участники экономических отношений:

  • потребители (отдельные люди, семья и другие группы);
  • производители (предприятия, государство)

Всем участникам приходится выбирать, какие потребности более важны, а какие можно сократить, либо отказаться.

То есть, вступая в экономические отношения, потребитель оценивает, какие он получит выгоды и какие средства придется потратить. Производителю важно создавать то, что необходимо обществу - экономические блага.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Понятие блага

Под благами понимают те средства, которые помогают человеку удовлетворять его потребности. Они могут быть свободными и экономическими.

Свободные блага, как правило, имеются в природе в готовом виде. Это воздух, вода, свет и так далее. А экономические создаются в процессе преобразования ресурсов. Например, продукты питания, техника, здания, одежда.

Роль экономики

Разберемся, какова роль экономики в жизни общества.

Осознание ограниченности ресурсов и важности объединения в единую экономическую систему привели к тому, что общество, начав свой путь с обработки камня, к настоящему времени достигло высокого развития науки и техники, создания слаженной разветвленной торговой сети.

Но с бурным развитием производства товаров народного потребления все острее становится проблема разумного использования ресурсов. Пресная вода, газ, нефть, чистый воздух - уничтожение всех этих благ имеет необратимый характер, так как возобновить их человек не может.

Что мы узнали?

Изучив тему для 10 класса об экономике и ее роли в жизни общества, мы выявили, что в своей жизни человек вынужден постоянно заботиться об удовлетворении различных потребностей. Отношения, которые при этом возникают, называют экономическими. В условиях ограниченности природных и иных ресурсов, участникам экономических отношений приходится выбирать для себя наиболее важные потребности и самые значимые блага для производства. В целом роль экономики велика, так как существование такая система призвана достигать справедливого распределения ресурсов между людьми.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 409.

Экономика :

  • система хозяйствования, включающая отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. д.) и нематериальной сферы (образование, культура, здравоохранение и т. д.), обеспечивающая общество материальными и нематериальными благами. Она обеспечивает людей материальными условиями существования - продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления.
  • наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности. 1

Экономика как система хозяйствования (общественного производства):

Экономическая деятельность - совокупность действий на разных уровнях хозяйствования, в результате которых люди удовлетворяют свои потребности посредством производства и обмена материальными благами и услугами. Определение данного термина тесно связано с определением самой экономики. Деятельность становится экономической тогда, когда она ставит целью либо имеет следствием производство и обмен товарами или услугами, признаваемыми в качестве и полезных или редких. 2

Экономическая деятельность включает следующие основные элементы: производство, распределение и потребление.

  • производство (процесс создания экономических благ и услуг);
  • распределение (разделение продукта или дохода между участвующими в его производстве);
  • обмен (процесс, в котором вместо продукта получают деньги или другой продукт);
  • потребление (стадия использования (предметы длительного пользования) или уничтожения (продовольствие) продукта).

Производство :

  • Материальное производство (производство материальных благ и материальных услуг (транспорт, торговля, коммунальное и бытовое обслуживание))
  • Нематериальное производство (производство нематериальных благ и нематериальных услуг (образование, здравоохранение и т. д.)

Ключевыми понятиями производства являются понятия «товар» и «услуга».

Товар - продукт труда, произведенный для продажи на рынке.

Признаки товара:

  • должен быть предназначен для обмена (обладает стоимостью - овеществленным в товаре трудом);
  • должен удовлетворять потребность человека (обладает потребительной стоимостью - полезностью для потребителя);
  • должен обладать способностью обмениваться на другой товар (обладает меновой стоимостью)

Услуга - результат полезной деятельности предприятий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определенных потребностей населения и общества. Производство материальных и нематериальных услуг называется сфера услуг. 3

Субъекты экономики

Субъектами экономики выступают:

  • домашние хозяйства;
  • фирмы;
  • государство.

Предприниматели и домохозяйства в своей повседневной экономической деятельности сталкиваются с тремя фундаментальными вопросами экономики.

Что производить и в каком количестве? (Какие именно товары и услуги должны быть предложены потребителям).

Для кого производить? (Кто сможет претендовать на получение произведенных товаров и услуг в свою собственность).

Как производить? (Какой из возможных способов изготовления товаров (услуг) следует применить). 4

Экономика как наука

Экономика - это совокупность конкретных экономических дисциплин, таких как экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика.

Экономика как наука:

  • основные задачи (поиск путей эффективного ведения хозяйства; поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограничен-ности и безграничности потребностей);
  • предмет исследования (экономические отношения, связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики с производством товаров и услуг);
  • особенность (основной акцент делается на функциональных, а не на причинно-следственных связях).

В современной экономической теории используются два уровня анализа: микроэкономический и макроэкономический.

  • Микроэкономика - наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях. Рассматривает проблемы ограниченности ресурсов, выбора, альтернативной стоимости, цены, изменения спроса и предложения отдельных товаров на отдельных рынках и т.д. Основные субъекты: фирма и домохозяйство
  • Макроэкономика - наука о хозяйстве в целом, об экономическом здоровье страны и мира. Рассматривает проблемы безработицы и занятости, увеличения объемов производства, эко-номического роста, преодоления инфляции и т.д. Основные субъекты: фирма, домохозяйство и государство. 5

Функции :

Экономическая наука выполняет ряд функций:

  • познавательная функция - проявляется в том, что экономика познаёт, исследует, объясняет сущность и последствия явлений, происходящих в экономической сфере жизни общества;
  • методологическая функция - предполагает определение экономической наукой методов, средств, правил исследовательских работ в смежных науках. Например, по отношению к экономической социологии экономическая наука выполняет методологическую функцию в том смысле, что она разрабатывает инструментарий для социолога-исследователя в этом разделе дисциплины;
  • практическая функция - проявляется во внедрении достижений экономической науки в практику управления экономическими отношениями, производством и т.п.;
  • образовательная функция - проявляется в том, что экономика даёт возможность человеку получить знания по важнейшей сфере жизни общества - экономической;
  • идеологическая функция - заключается в обосновании экономикой смысла глобальных экономических процессов, целей развития государства и общества.

Перечень этих функций не закрытый - возможно добавить и другие функции экономики как науки.

Экономика тесно связана с другими науками: социологией, культурологией, политологией, историей, правоведением.

Основной функцией экономики можно назвать систематическое создание необходимых для существования человека благ, которые помогают развиваться обществу. Иными словами, экономика выступает инструментом удовлетворения человеческих потребностей.

Первые упоминания термина «экономика» прослеживаются еще в трудах Аристотеля, который видел экономику противопоставлением хрематистике — науке об обогащении, умении накапливать имущество и богатство.

Формы экономики

  • традиционная;
  • рыночная;
  • административно-командная;
  • смешанная.

Традиционной экономики придерживались во времена доиндустриального общества. Сегодня традиционная экономика характерна только для сельскохозяйственных зон недостаточно развитых стран Африки, Южной Америки и Азии.

Рыночная экономика основывается на принципах товарного производства (свободное предпринимательство), то есть в такой форме экономики ключевым фактором при распределении товаров является не государство, а покупатели и поставщики (производители) товаров и услуг.

Для административно-командной (плановой) экономики характерно централизованное планирование финансовой деятельности. Такая форма экономики была присуща социалистическим странам, она существовала, в частности в СССР, КНДР и на Кубе, однако сегодня такая экономическая система практически изжила себя. Смешанная экономика представляет собой сочетание частной и общественной или государственной собственности на средства производства. Такое смешение характерно для продвинутых стран, проповедующих демократический социализм.

Смешанная экономическая система дает возможность индивидуальным предпринимателям самостоятельно принимать решения в финансовых вопросах, однако государство (общество) все же имеет приоритет в этих вопросах.

Экономическая сфера — основополагающая сфера в жизни общества, так как именно от нее зависят все процессы, происходящие в этом обществе.

Трудно недооценить значимость экономики в жизни общества на протяжении всей истории человечества. Именно экономика предопределяет материальный вопрос существования человека, обеспечивая его всем необходимым: едой, одеждой, жильем и т.д. Экономика призвана удовлетворить потребности не только человека, но и целых организаций (предприятий), да и общества в целом.

Издавна перед государствами стояла задача удовлетворения потребностей своих народов, и для решения этой задачи необходимо было развивать экономическую сферу. Для этого в хозяйственную деятельность вовлекались все новые природные ресурсы и территории, что помогало так или иначе поддерживать экономическую стабильность.

Однако технический и научный прогресс не стоял на месте, и со временем подобная экономическая стратегия перестала быть эффективной, был достигнут некий потолок, ограничивающий возможности дальнейшего развития. Прогресс в научно-технической сфере дал толчок для интенсивного развития экономической сферы. Были разработаны новые, более прогрессивные подходы по использованию ресурсов, что сделало их потребление значительно рациональнее и эффективнее. Модернизация экономической сферы научила человека достигать максимального результата, затрачивая при этом как можно меньше имеющихся у него ресурсов.

Стоит отметить, что развитая экономика положительно влияет на духовную составляющую общества. Экономическая стабильность дает людям возможность не только накапливать, но и тратить деньги на духовные блага: развлечения, развитие своих культурных ценностей. В противном случае люди теряют уверенность в завтрашнем дне, начинают искать новые способы заработка, что почти всегда рано или поздно приводит к увеличению уровня преступности.

Мы покупаем продукты, выбираем в бутике платье или костюм, запасаемся канцелярскими товарами. Все эти действия - часть глобальной хозяйственной системы, которая называется экономикой. Именно она, основанная на товарно-денежных отношениях, удовлетворяет основные потребности общества и каждого её члена, даёт нам возможность использовать в своих интересах, и на пользу окружающих, жизненные блага цивилизации.

Потребности

Человеческая жизнь - одни сплошные проблемы. То нам хочется сделать несколько глотков холодного кваса, то попробовать ароматный пончик, через секунду мы уже мечтаем о новом автомобиле или о поездке на море. Ни на один миг не можем успокоиться и постоянно чего-то жаждем. Всё это потребности - нужда человека в определённых вещах, ресурсах, нематериальных ценностях. Роль экономики в жизни общества - удовлетворить их, обеспечить нас всем необходимым для нормальной жизнедеятельности и развития.

У всех людей разные потребности. Они постоянно трансформируются - так мы взрослеем, умнеем, меняются наши жизненные ценности, статусы, а иногда даже вероисповедание и национальность. Но самое интересное то, что человеческие потребности постоянно увеличиваются, и предложение никогда не сможет удовлетворить спрос. Поэтому человек устанавливает для себя некие ограничения: по причине моральных принципов или из-за отсутствия финансов. Это также должна учитывать экономика. И её роль в обществе - потребности и ограниченность сбалансировать, удовлетворяя "золотую" середину между ними.

Ресурсы

Ещё одна составляющая нормальной жизни каждого из нас. Представьте, что не будет газа. Мы не сможем приготовить себе еду, обогреть дома зимой. Вы скажете, что когда-то наши далёкие предки обходились без голубого топлива: разводили костры или строили печки. Можно и сейчас так поступать, но зачем? Если есть ресурс, нужно его продать людям для их максимального комфорта и удобства. Это и есть экономика. Её роль в жизни общества - найти места концентрации ресурсов, создать условия для их добычи, выгодной продажи и получения хорошей прибыли от сделки, чтоб в дальнейшем эти же деньги опять вложить в деятельность.

Ресурсы бывают:

  • Ограниченные. Они делятся на возобновляемые (животные и растения) и убывающие (земельные и минеральные ресурсы).
  • Бесконечные. Сюда относятся ветер, солнечная энергия и так далее.

В отличие от потребностей, необходимость в ресурсах не растёт как грибы после дождя. Кроме того, потребность в них часто удовлетворена.

Блага

Экономика и её роль в жизни общества - неизменная составляющая нормального существования людей. Она призвана обеспечить наличие не только ресурсов, но и благ. Их может создавать человек для себя лично или для других людей. В последнем случае работают товарно-денежные отношения: я предоставляю услугу - ты мне её оплачиваешь. Например, вы летом едете на курорт. Отель, бассейн, боулинг, дискотека и другие объекты инфраструктуры построены одной личностью для другой. Каждый получает выгоду от этой условной сделки: первый - доход, второй - качественный отдых. Это общедоступные блага. К личным можно отнести создание уюта в доме, увлечение каким-либо занятием или хобби, посещение интересных мест.

Роль экономики в жизни общества неоспорима. И это чётко можно проследить на основе только одних благ. Подумайте, смогли ли бы мы жить в мире, где полностью отсутствует культура, нет элементарного жилья, предметов быта. Конечно же нет. Даже первобытные, ограниченные в умственных способностях люди пытались облегчить себе жизнь: они придумали топор, стрелы и лук, копьё. Сегодня мы активно пользуемся не только этими древними, но и современными благами - интернетом, компьютером, смартфоном. Они постоянно совершенствуются в зависимости от наших потребностей и существующих в мире ресурсов.

Уровень жизни

Каково место и роль экономики в жизни общества? Большое, можно сказать, даже самое основное. Без её нормального функционирования люди не могут развиваться, работать на благо окружающего мира, не говоря уже о том, что умирают от голода и нужды. Насколько эффективно работает экономика, демонстрирует уровень жизни всех членов общества. Он включает обеспечение народа всеми необходимыми продуктами, товарами и услугами для его безопасного, комфортного и максимально удобного существования.

Мы часто спрашиваем себя о том, почему одним странам удаётся добиться процветания, а в других многие люди живут за гранью бедности. Всё очень просто. Раньше правители держав считали, что высокого уровня жизни нужно достигать исключительно за счёт завоевания богатых земель, дальнейшего использования их ресурсов. Но со временем люди поняли, что, даже пребывая на своей маленькой территории, можно достичь небывалых высот развития. Возьмём, к примеру, Японию: страна считается богатой, хотя обладает небольшими запасами ресурсов. Благодаря их эффективному и умеренному использованию государство может похвастаться хорошим обеспечением и высоким доходом большинства граждан. Поэтому роль экономики в жизни общества, безусловно, очень велика.

Критерии уровня жизни

Безусловно, главный показатель - это эффективное использование ресурсов: газа, воды, электричества, леса, металла и так далее. Основными критериями также считаются:

  1. ВВП - валовый внутренний продукт на душу населения. Это сумма всех товаров и услуг, произведённых державой за год, поделённая на количество жителей.
  2. Прожиточный минимум, соотношение цен к показателю зарплат, пенсий и стипендий.
  3. Доступность образования.
  4. Уровень здоровья.
  5. Состояние окружающей среды.
  6. Культурное развитие.

Обеспечение слаженной и бесперебойной работы всех этих систем - главная роль экономики в жизни общества. Проблемы и суждения, связанные с этим понятием, всегда видоизменяются в зависимости от того временного отрезка, в котором живёт народ. Например, эксперты ООН считают, что уровень жизни в каждой стране в современном мире определяет так называемый индекс развития личности. Его высчитывают с помощью величин: ВВП страны, средняя продолжительность жизни жителей, уровень их образования и общего развития.

Причины низкой эффективности экономики

Их множество. Во-первых, это плохая работа показателей, описанных выше. Во-вторых, использование старых технологий на производстве, низкая квалификация кадров, расточительное использование благ и богатств окружающей среды и так далее. Поэтому так важно ещё с детства изучать роль экономики в жизни общества. 10 класс (учащиеся) средней школы уже должен быть тесно знаком с курсом, направленным на раскрытие основных понятий, чтоб в будущем не совершать главных ошибок и не привести страну к бедности. А наоборот, суметь максимально усовершенствовать работу той сферы, в которой будет работать будущий специалист.

Низкая эффективность экономики обрекает народ на бедность. Уровень бедности определяют, оценивая доход человека и возможность с его помощью обеспечить себя всем необходимым. Логично, что чем богаче государство, тем выше его порог. Сегодня Всемирный банк установил такие черты бедности: ежедневный доход менее 1,25 доллара США. Роль экономики в жизни общества - преодолеть нужду и повысить уровень жизни каждого его члена.

Социальная роль экономики в жизни общества

Народ, его общее благосостояние, образ жизни напрямую зависят от уровня жизни, наличия благ и ресурсов. Например, экономика сильно влияет на способность человека купить жильё, найти работу, количество женщин, задействованных в производственной деятельности. Согласитесь, если в развитой стране мужчина достаточно зарабатывает и способен обеспечить семью, его жене незачем отрабатывать 40 часов в неделю, жертвуя вниманием к детям. Она лучше останется дома, будет оберегать домашний очаг, заботится о членах семьи. Что касается работы, то на неё можно выйти только ради удовольствия и саморазвития, а не ради зарабатывания денег.

Экономика и её роль в жизни общества прослеживается даже на примере деторождения. Обычно оно резко падает, когда ухудшается благосостояние граждан. Средняя продолжительность жизни - ещё один критерий, по которому можно оценить уровень развития государства. Также сюда следует отнести общее недовольство рабочих людей, количество организуемых ими митингов и забастовок, суммарное производство их труда.

Экономика и политика

В идеальном варианте государство не должно напрямую вмешиваться в товарно-денежные отношения. Оно только обязано создавать оптимальные условия для развития экономики: принимать законы, которые давали бы предприятиям больше свободы, снижали налоги, гарантировали компенсации. Правительство также призвано направлять средства, полученные в результате деятельности, на те сферы жизни, которые влияют на общее благосостояние каждой семьи: здравоохранение, образование, национальную безопасность.

Только от грамотных действий государства зависят состояние дорог, уровень озеленения улиц, степень загрязнения экологии и так далее. Благодаря правильному, целесообразному распределению финансов эти сферы будут максимально развиты. В итоге уровень жизни человека повысится, улучшится настроение каждого члена общества, вырастет его энергичность и трудоспособность - экономика будет работать более слаженно и принесёт ещё больший доход. Все взаимосвязано. Поэтому если вас спросят о том, каково место и роль экономики в жизни общества, ответ один: самое что ни на есть передовое. Она стержень жизни не только всей страны в целом, но и каждого индивида в отдельности.

§1 Тема №1: Роль экономики в жизни общества

Цели и задачи урока:

1. Систематизировать знания об экономике как подсистеме общества, о ее основных проявлениях;

2. Показать влияние экономики на уровень жизни;

3. Раскрыть основные тенденции развития экономической сферы жизни общества;

4. Обосновать и конкретизировать примерами взаимовлияние экономики и социальной структуры, экономики и политики.

Домашнее задание: §1.

Ход урока

Что такое экономика? Какие определения Вы можете назвать?

Зачем необходимо изучать экономику?

Может ли общество развиваться без экономики?

Слайд Обсудить высказывание : «Экономика – это сознательно построенная и используемая людьми система жизнеобеспечения».

Итак, в 10 классе вы познакомились с обществом как сложной динамичной системой, основными сферами его жизни. Экономическая сфера общества является важнейшей из них, она играет решающую роль в его существовании: обеспечивает саму возможность жизни людей (производство необходимых благ), возможность «нехозяйственной» деятельности человека (научной, культурной и др.), участие каждого члена общества в его хозяйственной жизни (труд в домашнем хозяйстве, потребление продуктов производства и т. п.). Главная цель этой сферы – поддержание жизнедеятельности людей, создание условий для продления человеческого рода.

1. Экономика как подсистема общества

Экономическая жизнь общества представляет собой прежде всего производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг (материальные блага, производственные и финансовые услуги, духовные ценности).

Производство: преобразование природных материалов, придание им свойств, благодаря которым они могут удовлетворять потребности людей.

Распределение: если распределение по количеству и качеству труда, то это стимул для работников в финансовом плане и в плане повышения производительности труда (во всех развитых странах). Если же действует уравнительный принцип, то он не порождает таких мотивов.

Обмен: обмен деятельностью, товарами и услугами. Обмен на деньги или другие товары и услуги.

Потребление: процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей людей, общества.

Практическая работа :

Внимательно рассмотрите таблицу и исправьте ошибки, допущенные при наборе материала

Производство

Изготовление мебели

Медицинские услуги

Продажа квартир

Сбор налогов

Распределение

Составление бюджета

Товарообмен между предприятиями

Обед в ресторане

Покупка продовольственных товаров

Обмен

Получение пенсии

Розничная торговля

Изготовление витрин

Использование в быту отопления

Потребление

Индивидуальный пошив одежды

Выплата пособий на детей

Посещение бассейна

Приобретение медикаментов

Развитие общества и его экономическая жизнь тесно взаимосвязаны. Они соотносятся между собой как целое и его часть. Экономическая жизнь, испытывая на себе влияние всех сторон общественной жизни (социальной, политической, духовной), в свою очередь, также существенно влияет на различные явления общественной жизни и общество в целом. Это можно подтвердить следующими положениями:

СЛАЙД

Существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ и услуг;

Общественное производство и прежде всего сложившиеся разделение труда и отношения собственности определяют появление и развитие его социальной структуры;

Экономические отношения активно влияют на политическую жизнь общества (экономически господствующие социальные группы, как правило, стремятся влиять на работу госаппарата, направления деятельности политических партий и др.);

В процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества (здания библиотек, театров, оборудование для издания книг, газет и т. п.).

Основные тенденции развития экономической сферы жизни общества:

На рубеже XX-XXI вв. произошли значительные позитивные изменения. Экономические перемены стали прежде всего следствием НТР, реального превращения науки в непосредственную производительную силу.

1. компьютеризация, информатизация, возросла и скорость внедрения новых технологий в процесс производства;

2. на рубеже 1990-х гг. родилась экономика знаний или новая экономика:

Ускоренное развитие нематериальной сферы и нематериальной среды хозяйственной деятельности;

Основа ее – производство, распределение и использование знаний.

По существу, лидерство в общественном производстве перешло к духовному производств, именно человеческий интеллект (его возможности) превратился в фактор, определяющий масштабы и облик современного производства.

На базе всех этих перемен резко возросло материальное и духовное богатство человечества. Во многих регионах мира сложились общества, обеспечивающие высокие стандарты потребления, комфорта и услуг (государства благосостояния). Перемены в общественном производстве основываются на развитии творческих индивидуальных качеств и способностей основного участника производства – человека.

Что касается России, то она в условиях совершенствования рыночных отношений, влияния глобальных финансово-экономических процессов ищет свою модель развития. Речь идет о поиске резервов роста и правильной постановке приоритетов. Так, ученые связывают контуры будущей модели не только с ростом экономических показателей, но и с гуманитарными показателями, касающимися уровня и качества жизни человека, развития человеческого потенциала, вопросов системы государственного управления, приоритетов в масштабах интересов крупных социальных групп.

2. Экономика и уровень жизни

Важным показателем и результатом экономической жизни общества является уровень жизни его членов.

Уровень жизни характеризует возможность человека удовлетворять потребности в товарах, услугах и условиях жизни, необходимых для комфортного и безопасного существования. Повышение жизненного уровня населения рассматривается в качестве важнейшей цели социально-экономического развития страны.

Почему одним странам удается добиться высокого уровня экономического развития и процветания, а другие никак не выбьются из нищеты?

Многие века правители были убеждены, что богатство страны и соответственно благосостояние ее народа связано с захватом в ходе войн территорий и богатства других народов, с наличием значительных природных ресурсов (лес, нефть, газ). Но современная история экономического развития стран доказывает, что эти факторы не являются решающими. например, Япония считается сегодня богатой страной, хотя обладает ограниченными ресурсами и давно потеряла все ранее захваченные чужие земли. Уровень экономического развития позволяет стране гораздо продуктивнее использовать эти незначительные ресурсы. Именно эффективное использование производственных ресурсов считается сегодня действительным критерием уровня экономического развития стран.

СЛАЙД Уровень жизни в широком смысле включает в себя множество показателей:

Уровень здоровья людей;

Состояние окружающей среды;

Степень неравномерности распределения доходов в обществе;

Доступность культуры;

Прожиточный минимум и др.

Уровень благосостояния государства в немалой степени зависит от совершенства экономических механизмов – способов и форм объединения усилий людей при решении задач жизнеобеспечения (разделение труда, специализация, торговля). Данные механизмы создают условия для достижения работником высокой производительности труда и позволяют производителям обмениваться результатами труда на взаимовыгодной основе.

Значение действия экономических механизмов для обеспечения уровня благосостояния людей можно понять, если сравнить уровень жизни общества на основе натурального хозяйства (племена Африки, Латинской Америки) и товарного хозяйства (развитые страны Запада).

СЛАЙД Причины низкой эффективности экономики:

Использование устаревших технологий;

Низкий уровень квалификации кадров;

Расточительное использование природных богатств и др.

Низкий уровень экономического развития ведет к снижению потребления: чтобы больше потреблять, надо больше производить.

ВЫВОД: уровень экономического развития прямо влияет на уровень жизни в стране.

Минимальный уровень потребления определяет такой показатель, как черта бедности (уровень, порог бедности).

Уровень бедности – это нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека за определенный период, позволяющий обеспечить его физический (физиологический) прожиточный минимум.

Всемирный банк определяет общемировой уровень бедности при доходах менее 1,25 долл. в день на человека. Согласно его данным в результате различных кризисов в 2009 г. за чертой бедности оказались 50 млн. человек, а к концу 2010 г. примерно 64 млн. человек жили в условиях крайней нищеты.

Представления о бедности в разных странах различны. Как правило, чем богаче страна в целом, тем выше уровень ее национальной черты бедности. Условия и способы перехода России к рыночной экономике превратили бедность в серьезную проблему и для нашей страны. С начала XXI в. показатели в этой области удалось значительно улучшить.

Доля населения, живущего за чертой бедности, снизилась в России с 1998 г по 2011 г. с 29 до 12,6%, т. е. в 2,3 раза. Главное условие решения этой проблемы – экономический рост.

Размер прожиточного минимума Сахалинской области за II квартал 2017 года учрежден Постановлением № 360 от 04.08.2017 года и составляет:

    в расчете на душу населения – 13852 рубля в месяц;

    для трудоспособного населения – 14552 рубля в месяц;

    для пенсионеров – 10954 рубля в месяц;

    для детей – 14734 рубля в месяц.

По состоянию на май 2017 г. Сахалин занимает 9 место по уровню бедности в стране.

Темпы общественного развития, кризис или расцвет во многом зависят от таких показателей, как общая численность населения, темпы его роста, состояние здоровья. Все эти показатели тесно связаны с экономической жизнью общества. Так, на темпы рождаемости влияет уровень материального благосостояния, условия жизни, обеспеченность жильем, степень вовлеченности женщин в общественное производство. В то же время на темпы рождаемости влияют и другие общественные факторы, в частности ценностные предпочтения большинства населения. Именно последним можно объяснить высокий уровень рождаемости во многих странах, в том числе и в России, на ступени традиционного общества, когда значительная часть населения жила в условиях бедности, и падение рождаемости в развитых странах.

Существует и обратная зависимость. Ускорение или замедление темпов экономического развития зависит от общей численности населения, его плотности (в регионе с небольшой численностью населения затруднено разделение труда, дольше сохраняется натуральное хозяйство), темпов роста (низкие темпы затрудняют воспроизводство рабочей силы и снижают соответственно объемы производства, слишком высокие темпы роста населения заставляют направлять значительные ресурсы на его простое физическое выживание).

Состояние здоровья населения также является фактором экономического развития. Его ухудшение ведет к снижению производительности труда в хозяйстве, сокращению продолжительности жизни. Помимо этого, одной из причин резкого снижения продолжительности жизни, например, у мужчин в России были сложившиеся социальные условия (сокращение доходов населения, рост нервных стрессов в связи с социально-экономическими переменами и нестабильностью в обществе). Повышение уровня жизни способствует росту ее продолжительности. Так, за последние годы средняя продолжительность жизни мужчин в России выросла и составила в 2012 г. 62 года.

Заметное влияние экономическая жизнь общества оказывает на формирование профессиональных социальных общностей. В традиционных обществах, где наиболее устойчива социальная структура, сохраняются социально-профессиональные группы, связанные с натуральным хозяйством, мелкотоварным производством. В развитых странах Запада под влиянием научно-технической революции растет новый средний класс (интеллигенция, управленцы, высококвалифицированные рабочие). При этом структурные изменения в экономике ведут к сокращению промышленного рабочего класса, исчезновению четких границ между ним и другими социальными группами.

В условиях социально-экономических преобразований в России, распада прежних социальных отношений люди и общественные группы пытаются освоить новые ниши социального и экономического выживания. Особенностью развития российского общества в последние годы является тенденция усиления экономической дифференциации (различий), выражающаяся в разделении общества на группы с различными доходами, уровнями жизни и потребления. Социальное расслоение общества обостряет противоречия интересов различных социальных групп, в том числе экономических. В современном обществе существует проблема согласования этих интересов. с. учебника, таблица

Социальная политика российского правительства направлена на поддержку малоимущих граждан, регулирование трудовых отношений и содействие трудоустройству незанятого населения, обеспечение доступности образования и помощь в переподготовке кадров, обеспечение свободы предпринимательства.

Итак, запомним, актуальные на сегодня цифры, чтобы далее их проанализировать:

    Средняя продолжительность жизни мужчин в России в 2017 году составляет 66,5 лет

    Женщин - 77 лет

    В среднем Россия, по данным Росстата на середину 2017 года, достигла уровня 72,4 года по ожидаемой продолжительности жизни.

4. Экономика и политика

Каким же образом главный политический институт – государство, влияет на экономическое развитие общества?

Одна из общественных функций государства – это использование имеющихся возможностей для экономического развития.

Вследствие краха экономической, политической и социальной системы, основанной на централизованном планировании, рыночные силы и свободное предпринимательство стали рассматриваться как основа жизнеспособности социально-экономической системы.

В большинстве стран с рыночной экономикой, предпосылками экономического роста стали приватизация и снижение регулирующей роли государства. Правительства стремятся меньше вмешиваться в те области, где рынок работает с большей эффективностью.

В рыночной экономке главными функциями государства являются облегчение и стимулирование действия рыночных сил с помощью мер правительственной политики. Наиболее общим, важным условием существования рыночной экономики является реализация государством таких политических целей, как:

Свободное развитие общества;

Правовой порядок (обеспечение права собственности, права на свободу предпринимательской деятельности);

Внешняя и внутренняя безопасность (создание государственных институтов по поддержанию общественного порядка внутри страны и наличие профессионально подготовленной армии, способной защитить страну от нападения извне) (эти цели указаны еще Адамом Смитом).

Важная задача государства – охрана и поддержание в национальной экономике конкуренции, борьба со стремлением фирм к монополизму. Для развивающейся рыночной экономики России это одна из насущных проблем.

В условиях рыночной экономики важнейшая функция государства – разработка оптимальной национальной стратегии экономического развития, объединение усилий государственных органов, частных компаний, общественных организаций для ее реализации. Эта функция не может быть самостоятельной в экономике, следовательно, государственная политика играет важную роль в финансировании образования, здравоохранения, национальной культуры и др.

Целями государственной политики могут быть обеспечение полной занятости, справедливое распределение доходов, охрана окружающей среды и т. п. На экономическую жизнь общества оказывают влияние и различные политические партии и объединения.

Специализация производства – это сосредоточение основной деятельности предприятия, компании на производстве узкого круга продукции, товаров, услуг.

с. 14, рубрика «Документ», работа с классом.

с. 15, рубрика «Задания»,с 1 по 3.

с. 15, рубрика «Мысли мудрых», написать эссе + памятки написания эссе.

МКОУ «ГИМНАЗИЯ №3» ГОРОДА ХАСАВЮРТ 11 КЛАСС

УЧИТЕЛЬ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ: БАТАЕВА АЙЗА АБУБАКАРОВНА

УРОК № __________________________ ДАТА ___________________________

§ 1 Роль экономики в жизни общества

Цели и задачи:

1) познакомить с местом и ролью экономики в жизни общества, показать причины процветания страны, проблемы рыночной экономики, раскрыть роль культуры в развитии цивилизованной рыночной экономики;

2) развивать умения анализировать и классифицировать социальную информацию, сравнивать социальные объекты; оценивать разные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук; участвовать в дискуссии, работать с документами;

3) формировать отношение к проблемам экономики.

Оборудование: схемы, пакет документов.

Тип уроков: урок-исследование.

III . Итог урока

Аристотель, обсуждая роль государства в экономических делах, отмечал, что «цель государства - это совместное продвижение к высокому качеству жизни». Разделяете ли вы эту точку зрения? Ответ обоснуйте.

Конфуций говорил: «Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести». Определите свое отношение к высказыванию и приведите примеры из истории или современной жизни в подтверждение этих слов.

Посмотрите на доску. Перед вами модели соотношения государства и экономики:

на первой схеме изображены два круга, которые пересекаются друг с другом небольшим участком;

на второй схеме круги «государство» и «экономика» совпадают друг с другом;

на третьей схеме круг «экономика» находится внутри круга «государство»;

на четвертой схеме круг «государство» и круг «экономика» не пересекаются;

на пятой схеме круг «государство» находится внутри круга «экономика»;

на шестой схеме круги пересекаются друг с другом на большом участке.

Какая схема в большей мере отражает соотношение государства и экономической сферы? Почему?

Домашнее задание

Выучите § 1, выполните письменное задание: вообразите и опишите ситуацию, при которой человечество оказалось исключенным из сферы экономики.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «Роль экономики в жизни общества» 11 класс

1. Верны ли следующие суждения о функциях государства в рыночной экономике?

А. Для современного государства в рыночной экономике характерен переход от прямых к косвенным методам регулирования

Б. Современное государство в рыночной экономике усиливает функцию регулирования социальных процессов в обществе

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

2. Найдите в приведенном списке способы экономического сотрудничества людей. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) торговля 2) референдум 3) разделение труда 4) социальная стратификация

5) специализация 6) межнациональная интеграция

МКОУ «ГИМНАЗИЯ №3» ГОРОДА ХАСАВЮРТ 11 КЛАСС

УЧИТЕЛЬ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ: БАТАЕВА АЙЗА АБУБАКАРОВНА

УРОК № __________________________ ДАТА ___________________________

§ 1 Тема учебного занятия: Экономика. Роль экономики в жизни общества

Вид занятия: изучение нового материала.

Цели урока.

    знать: понятия экономики как науки, хозяйства и сферы общественной жизни, структуру экономики, ее основные институты и агентов;

    уметь: анализировать и классифицировать разнородные источники социальной информации по теме;

    воспитывать: выработку собственной позиции к проблемам экономики, формировать экономическую культуру студентов.

Межпредметные связи: обеспечивающие – история, литература.

обеспечиваемые – обществознание

Обеспечение занятия

А.Наглядные пособия: слайд-презентация

Б.Раздаточный материал: карточки-задания.

В.Учебные места – для лекционных занятий.

Г.Технические средства обучения: Мультимедиапроектор, экран, компьютер, доска, мел

Д.Литература: основная – Обществознание. под ред. Л.Н. Боголюбова учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений -3 изд., переработанное и доп. – М.: Просвещение, 2013-351 с.

Ход урока.

Мотивационный этап.

Урок начинается с показа презентации к теме.

Информационный этап.

План изучения нового материала.

    Экономика как подсистема общества.

    Экономика и уровень жизни.

    Экономическая и социальная структура общества.

    Экономика и политика.

Изучение нового материала сопровождается демонстрацией основных понятий темы в презентации. Слайды презентации обобщают изученный на каждом этапе материал.

1) Экономика как подсистема общества.

Сравните различные определения экономики, данные одним и тем же автором - П. Самуэльсоном в его книге "Экономикс".

Экономика - это:

1) виды деятельности, связанные с обменом и денежными сделками между людьми;

2) использование людьми редких или ограниченных ресурсов и распределение их между членами общества в целях потребления;

3) повседневная деловая жизненная деятельность людей, извлечение ими средств к существованию и использование этих средств;

4) налаживание и осуществление потребления и производства;

5) богатство.

Чем объясняется, что автор предлагает различные определения экономики в одной и той же своей книге? Как в перечисленных определениях проявляются различные стороны экономической жизни? Какое определение экономики из приведённых или Вам известных вы считаете наиболее полными? Обобщая ответы обучающихся, учитель говорит, что понятие "экономика" может рассматриваться как наука, как хозяйство и как сфера жизни общества.

Экономика – совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.

Экономика – сфера деятельности людей, в которой создаются материальные и духовные ценности для удовлетворения разнообразных потребностей человека.

Экономическая жизнь существенно влияет на различные явления общественной жизни и общества в целом:

Существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ

Общественное производство обуславливает развитие его социальной структуры

Экономические отношения активно влияют на политическую жизнь общества

В процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества

Проверка слайда 8

ПРОИЗВОДСТВО

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

ОБМЕН

ПОТРЕБЛЕНИЕ

Изготовление мебели. Медицинские услуги.

Изготовление витрин.

Индивидуальный пошив одежды.

Составление бюджета.

Сбор налогов. Выплата пособий на детей.

Получение пенсии.

Передача права пользования земельным участком

Товарообмен между предприятиями.

Розничная торговля.

Покупка продовольственных товаров.

Продажа квартир.

Посещение бассейна.

Приобретение медикаментов

Обед в ресторане.

Использование в быту отопления.

Выводы:

1. Существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ.

2.Общественное производство определяет появление и развитие его социальной структуры.

3.Экономические отношения влияют на политическую жизнь общества.

4.В процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества.

2. Экономика и уровень жизни

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ - уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей людей.

Уровень жизни определяют следующие показатели:

1.ВВП(валовой внутренний продукт) на душу населения.

2.Прожиточный минимум.

3.Уровень здоровья людей.

4.Состояние окружающей среды.

5.Доступность культурных благ.

6.Степень неравномерности распределения доходов в обществе.

Опросы среди населения могут наглядно доказать, что значительное количество индивидов в оценке собственного уровня жизни учитывает такие факторы как степень здоровья, степень моральной удовлетворенности собственной жизнью и деятельностью и др.
ООН оценивает уровень жизни согласно индексу ИРЧП - индексу развития человеческого потенциала.
За основу берутся величины: ВВП на душу населения, средняя продолжительность жизни, уровень образования.

Уровень экономического развития прямо влияет на уровень жизни в стране. Низкий уровень экономического развития ведёт к снижению потребления : чтобы больше потреблять, надо больше производить.

Минимальный уровень потребления определяет такой показатель, как черта бедности.

Уровнем бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека за определённый период, позволяющий обеспечить его физический прожиточный минимум.

3. Экономика и социальная структура общества

Социальная структура общества – это целостная совокупность всех общностей, взятых в их взаимодействии.

    Опираясь на текст учебника, стр.130-131, проиллюстрируйте примерами взаимовлияние экономики и социальной сферы.

Особую угрозу для политической и экономической стабильности в обществе представляет неравенство доходов.

В современных промышленных развитых странах создаются государства всеобщего благосостояния, т. е. доходы перераспределяются в пользу более бедных и обделённых слоёв и др.

ВЫВОДЫ:

    абсолютное равенство в доходах убивает в людях стимулы к производительному труду.

    неравенство доходов может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в обществе.

    полное равенство доходов без адекватного экономического роста может привести к банкротству, а экономический рост без социальной защищённости может привести к социальным беспорядкам .

4. Экономика и политика.

    Воздействие на экономику государства: Государство может действовать в том же направлении, что и экономика -тогда развитие экономики идет быстрее.

    Государство может действовать наперекор экономическому развитию –тогда оно терпит крах через определенное время.

    Государство может ставить экономическому развитию преграды в одних направлениях и стимулировать его в других

    Важная задача российского государства – охрана и поддержание в национальной экономике конкуренции и разработка оптимальной национальной стратегии экономического развития.

5.Итог урока. Какие новые функции и задачи должно выполнять государство в условиях рыночной экономики?

6.Рефлексия.

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1.Какие факты, сведения, о которых Вы узнали на уроке, произвели на Вас наибольшее впечатление, заставили задуматься?

2.Какая информация кажется Вам наиболее достоверной, запоминающейся: изученная самостоятельно из источников или прочитанная в учебнике?

Урок понравился

Урок как урок

Урок не понравился

7.Домашнее задание: § 1, вопросы и задания, документ, с.

mob_info